Иван Константинович Айвазовский написал за свою долгую жизнь около шести тысяч картин. На протяжении более чем шестидесяти лет развития русского искусства одну из постоянных позиций в жанровом репертуаре занимали морские пейзажи Айвазовского. Он был и остался художником одной темы, одного мотива; достигнув совершенства внутри поставленных себе рамок, он их практически не преступал. Отношение же к нему менялось, ведь жанр, им избранный, нес на себе печать времени истоков своего формирования — эпохи позднего романтизма. Море как образ природы вообще, величественной и грозной «стихии», превосходящей человека, — такие идеи лежали в основе морских пейзажей романтиков разных стран Европы. В России идею романтической «стихии» в пейзаже впервые воплотил учитель Ивана Айвазовского — Максим Воробьев, сделав предметом своего пейзажа бесконечность пространства, «обольщения перспективы», как любили говорить тогда, поразив зрителя «одой из воздуха, воды и света». Воробьев создал целую школу, оставившую заметный след в истории русского пейзажа; но популярность его померкла перед знаменитостью его, быть может, не самого талантливого (рядом с Михаилом Лебедевым) ученика — Ивана Айвазовского.
Родился Иван Айвазовский в Феодосии, с которой впоследствии оказалась связанной вся его жизнь. Талант его был замечен городским архитектором, вследствие чего мальчика определили в Симферопольскую гимназию, а позднее в петербургскую Академию художеств. Уже в 1835 году Иван выставил первую работу— «Этюд воздуха над морем». В 1837 в виде исключения курс академического обучения сокращен ему на два года за особые успехи. Затем Иван Айвазовский работает над видами с натуры, как художник участвует в военной экспедиции М.Лазарева, В.Корнилова и П.Нахимова, а в 1840 году он командирован в Италию, где становится необычайно популярным. В каждом магазине, сообщает будущий ректор Академии Ф.Иордан, продаются виды моря «под Айвазовского». Великий английский пейзажист Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением. В 1843 году Иван Айвазовский путешествует со своей выставкой по Европе, покоряя Париж, Амстердам, Лондон… Возвратившись в Россию, он получает звание академика и живописца Главного морского штаба». С 1845 года Иван Айвазовский живет в Феодосии, помимо чистых пейзажей занимается батальным жанром, в том числе и историческим, запечатлевая в бесконечных вереницах полотен все сколько-нибудь значительные победы русского оружия на море. Подвергаясь в шестидесятые и семидесятые годы суровой критике, Айвазовский не бросает своих излюбленных приемов и сюжетов. Умер Иван Айвазовский 19 апреля 1900 года за работой над картиной.
Франц Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе в семье небогатого французского коммерсанта. Сначала он учился в Одесской художественной школе, а затем, в 1878 году, поступил в Баварскую академию художеств в Мюнхене. Каждые летние каникулы Франц Рубо проводил в России, писал этюды на Кавказе, Украине, в Средней Азии. В немецком искусстве того времени в основном господствовали официальные академические традиции. Но зарождалось и новое реалистическое направление, которое возглавлял Адольф Менцель. Очень помогли Рубо в профессиональном плане занятия у художника-анималиста Иозефа Брандта.
В 1881 году появились первые самостоятельные работы Рубо, лучшими из которых считаются «Отряд арабов» и «Атака запорожцев в степи». В них видно, что художник очень скрупулезно прорабатывает детали, добивается заглаженности, как бы эмалевости живописи.
Рубо писал батально-бытовые картины из жизни горцев, а также бытовые сцены из жизни украинцев. Жанровые сцены у Рубо всегда связаны с пейзажем. Переосмысливая жизнь юга России, художник часто изображал базары; в своих многочисленных поездках он живо интересовался обычаями чеченцев, черкесов, курдов, татар. И если Верещагина, который тоже работал в батальном жанре, интересовали контрасты среднеазиатской жизни, Рубо в такой своей картине, как «Конный рынок в Самарканде», пытался показать ее экзотику, эмоциональную насыщенность, пестроту. В акварелях и рисунках Рубо очень хорошо разработана ритмика линий и светотеневых пятен. На некоторых акварелях изображена царская охота. Достаточно назвать одну из наиболее известных — «Охоту башкир с соколами в присутствии императора Александра II». Рубо умел и любил рисовать животных.
После окончания учебы в мюнхенской академии он начал создавать серию картин о жизни народов Кавказа и истории их присоединения к России
Вершиной творчества выдающегося русского художника-баталиста Рубо, считаются панорамы «Бородинская битва» и «Оборона Севастополя».
В 1901-1904 годах Рубо работал над панорамой «Оборона Севастополя», посвященной героической обороне Севастополя во время Крымской войны в 1854-1955 годах.
Это произведение Рубо создавал в Мюнхене, где в специальном павильоне был закреплен холст размером 14×115 метров. Ему помогали Л. Шенхен, К. Фрош и Мерте:
Рубо не только сделал много этюдов непосредственно в Севастополе, изучил документы, но и встречался с участниками обороны. В панораме не заметишь суетливости или излишней па-фосности. Все герои Рубо — люди с глубоким чувством достоинства, они не красуются, а просто честно выполняют свой долг.
Летом 1903 года Рубо пригласили руководить батальной мастерской Высшего художественного училища Академии художеств. И его лучшие ученики М. Греков, М. Авилов, К. Тир помогали ему в установке и реставрации панорамы «Оборона Севастополя». Центральной сценой в панораме стала битва за батарею Жерве. Рубо отказался изображать в панораме Николая I и не стал записывать, как его просили, адмирала Нахимова. Прибегая к панорамной форме, Рубо расширил возможности живописи в передаче временного развития образов. Трагическая участь постигла панораму «Оборона Севастополя» во время Великой Отечественной войны, когда 25 июля 1942 года от бомбы загорелось здание, где она находилась. Матросы и солдаты отчаянно сбивали с панорамы огонь, им пришлось разрезать полотно. Позже была сделана копия панорамы, а уцелевшие фрагменты полотна сохраняются как реликвия.