Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Март 2021 года. На календаре первый месяц весны, но для Урала  это время года еще настоящая зима. И Молодежный клуб Нижнетагильского местного отделения Свердловского областного отделения Русского географического общества в этот «зимний» месяц ждало увлекательное путешествие с испытаниями силы духа и тела – квалификационные соревнования по альпинизму «Северный Урал 2021». Итак, обо всем по порядку.

Чужая «заначка» пригодилась

23 марта, вторник. Температура воздуха -6, снегопад, ветер умеренный. Мы собрали необходимое оборудование для восхождения на гору и организации быта и  начали своё маленькое путешествие к базовому лагерю, который находился в 6 километрах от горы Серебрянский камень. Транспорт нас довёз до развилки дорог на поселок Кытлым и технической дороги к Конжаковскому камню. Оттуда еще почти 5 километров пути к базовому лагерю. С небольшими остановками, примерно за 2 часа мы добрались до места. Оценив, где будем ставить шатёр и где у нас будет кухня, мы взялись за лопаты необходимо было очистить землю от снега, чтобы правильно установить наш «домик» с печкой. Снега было примерно по пояс, но мы не унывали и, подменяя друг друга, справились с поставленной задачей.       Установили шатер, пришло время расчистки места под костровище.  Даже для «холодильника» нашлось место снег был достаточно плотный, и мы сделали ниши в сугробе. Так появилось место для хранения продуктов, чтоб они не испортились, и части снаряжения, которое не требовалось оставлять в шатре. Наступил вечер. Примерно к 18.00 наше первое испытание было завершено.

фонд президентских грантов
при финансовой поддержке

Кстати, нам очень повезло, что рядом с нашей стоянкой мы нашли «заначку» сухих дров, оставленную предыдущими путешественниками. Этих дров   хватило и на приготовление ужина, и для печки, которую мы топили всю ночь.

Пришло время отдыха. Поужинав вкусным супом с фрикадельками (да, мы и такое можем в лесу!), перебрались в шатер. Разложили там коврики, спальники, сложили все мягкие вещи под голову, а альпинистское снаряжение прибрали в один угол у выхода, продукты в другой. Установили  дежурство у печки – это не просто обязанность, это особая походная романтика. Даже завели тетрадь дежурств с описанием очередности, в которой каждый записывал впечатления о прошедшем дне, о том, что происходило вокруг.  Дежурили по одному часу и поочередно будили друг друга. Наш очаг горел всею ночь и ни разу не погас, в шатре было тепло и уютно до  утреннего подъема, который состоялся, как положено, в 7 часов утра.

24 марта, среда. Температура -5, местами снегопад, ветер умеренный с порывами. Завтрак, свободное время. Вернее, время, чтобы  дооборудовать все необходимое и поправить шатёр – весь день накануне шел снег, шел и таял от тепла костра, который горел внутри. Снег таял, и талая вода стекала по стенкам шатра. Шатер пришлось перетянуть, и мы с этим успешно справились, а потом выстроили вокруг нашего домика стену из кубиков снега, чтобы в стенки не поддувал ветер. Как выяснилось позже,  сделали мы это очень своевременно, потому что не успел еще снег закончиться, а уже поднялся сильный  ветер с порывами до 25 метров в секунду. Но нашему жилищу все было нипочем шатер стоял отлично! Правда, тут случилась новая забота пришлось отправиться на поиски дров, которые заканчивались. Пришлось вооружиться двуручной пилой и отправиться в лес на поиски сухостоя. За дровами пошло нас трое. Первый шёл Миша. Увидев цель, он сошел с натоптанной  тропинки и тут же провалился в снег по пояс. Ну что поделать? Дрова-то нужны. Бредя по глубокому снегу метров 200, мы все-таки обнаружили сухой кедр и, приложив к нему немного усилий, обеспечили наш лагерь дровами.

Вечером у нас было вводное занятие по альпинизму: вспоминали, как правильно «бухтовать» веревку и обеспечивать страховку друг другу. Приятный бонус дня вкусный ужин и отдых в теплом шатре. Завтра нам предстоял полный испытаний день.

Острые ощущения от полезных навыков

25 марта, четверг. Температура +2, местами снегопад, ветер сильный с порывами. Собрав перекус и «зарядив» термоса сладким горячим чаем, мы надели снаряжение и в 9.00 выдвинулись на склон горы Серебрянский камень. Дорога предстояла нелегкая, 5 километров пути до места тренировки. По дороге нам открывались невероятные виды, горы вокруг просматривались на десятки километров, и мы, завороженные пейзажами, не заметили, как дошли до места. У подножья горы надели ледолазные «кошки», вооружились ледорубами и двинулись на склон. Плотная набитая тропа сначала сменилась на сугробы, периодически мы шли по плотному насту, а затем по  фирну (плотно слежавшемуся снегу, который по прочности почти не  уступает льду). Занятие состояло из отработки навыков хождения в кошках по снежному склону, рубки ступеней ледорубом и техники страховки напарника через ледоруб. Самые острые ощущения мы получили от отработки навыков самоспасения: поочередно залезая по фирну на склон  примерно на 60 метров, имитировали соскальзывание и катились вниз, пытаясь «зарубиться» в снег для остановки. Это было незабываемо. Отличные и очень нужные навыки. Около 17.00 часов наше занятие закончилось, и мы двинулись в базовый лагерь.

Придя «домой», дружно приготовили гречу с тушёнкой и вкусный чай. Поужинав, легли спать, конечно, не забывая про дежурство и сушку вещей у печи.

26 марта, пятница. Температура -2, безоблачно, ветер слабый. Нас ждало скальное занятие. Налили в дорогу в горячий чай в термосы, приготовили  бутерброды и конфеты,  в 9.00  выдвинулись на учебные скалы. Они были  всего в 2 километрах от нас. Как ни странно, подход к скалам, хоть это было и в гору, нам дался значительно легче предыдущего. На месте мы отрабатывали подъём с жумаром, спуск со спусковым устройством «восьмёрка», а также освоили технику одновременной страховки, которую еще называют «гребневая», когда верёвка, связывающая участников, закладывается между валунами или деревьями.

Вернулись в лагерь опять примерно в 17.00. Снова вкусный ужин, горячий чай, отдых, подготовка снаряжения.  Все, чтобы подготовиться к завтрашнему восхождению.

Мы это сделали!

27 марта, суббота. «День икс». Температура -7, безоблачно, ветер слабый. Погода идеальная для приключений! Позавтракав и собрав с собой необходимое снаряжение, перекус, термосы, мы выдвинулись на гору Серебрянский камень. Категория сложности маршрута 1Б. Протяженность подхода около 7 километров. Здесь нам пригодились все умения, которые отрабатывали ранее.  Нас ожидало и «тропление» сугробов, и «набитие» тропы. Пришлось рубить ступени на склоне, пробираться по скалистому гребню, обеспечивая страховку друг другу, спуск по отвесной скале высотой 15 метров. Преодолев весь маршрут, взобрались на вершину горы Серебрянский камень  высотой 1305 метров. На вершине дул пронизывающий ветер, но открывался такой невероятный вид на наш родной Урал, что мы смотрели как завороженные. От такой красоты, суровой, снежной, могучей, невозможно было отвести взгляд!  Сделав отчетную фотографию (а как сейчас без этого!), сказав: «Мы это сделали!», вся наша команда выдвинулась обратно в базовый лагерь, где ждало еще одно мероприятие.

В лагере, уже после ужина, инструкторы сборов устроили нам шуточное посвящение в альпинисты с прохождением полосы препятствий и произношением «Клятвы альпиниста». После чего старший инструктор вручил  удостоверения «Альпинист России» и нагрудный значок.

Ну,  вот  и этот день завершён. Мы дружно устроились в шатре и стали делиться впечатлениями о восхождении и поездке в целом. Отличная атмосфера! Полное взаимопонимание.

28 марта, воскресенье. Температура -10, безоблачно, ветер слабый. Проснувшись утром, уже не в 7 утра, как в предыдущие дни, а в 8.30, мы приготовили завтрак и собрали перекус на обратную дорогу домой. Радость от того, что скоро будем дома, постоянно сменялась на грусть о том, что все закончилось и завтра уже на учёбу и работу. Все будут с нетерпением ждать следующих гор. Теперь нам точно открыт путь в этот увлекательный мир альпинизма. И есть огромное желание повторить это приключение.

Собрав шатер и снаряжение, мы двинулись к тому самому перекрёстку, от которого начали своё увлекательное шестидневное путешествие, там нас уже ждал автобус. Дорога домой была невероятно быстрой, потому что мы все, еще не доехав до города Карпинск, уснули, а проснулись уже на подъезде к Нижнему Тагилу.

Спасибо, ребята, что вы со мной, вместе мы сможем всё! Для нас это был незабываемый опыт. Лучше гор могут быть только горы, на которые ещё не ходил.