Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

В июне 1918 года в городе Невьянске состоялось крупное вооруженное восстание, которое вошло в историю под названием “восстание автомобилистов”. 12 июня в 11 часов утра начальник дружины автомобилистов Елисеенко с отрядом в 16 человек захватил здание исполкома совдепа и арестовал всю местную большевистскую верхушку. Полагая, что ряды восставших будут множиться, отряд «автомобилистов» во главе с Адамчуком совершил налёт на г. Нижний Тагил с целью добыть оружие. Тагильские большевики запросили по телеграфу помощь у коллег из Екатеринбурга и соседних заводов, и восстание удалось локализовать силами подоспевших красногвардейских отрядов: боевые действия велись главным образом вдоль линии Горнозаводской железной дороги у станции Анатольской со стороны Нижнего Тагила

Боевые действия Ст. Анатольская

 57°41’32» с.ш.
60°06’36» в.д

Невьянское антибольшевистское восстание «автомобилистов» 1918 года

Гражданская война в России 1917—1922 гг. характеризовалась не только боевыми действиями на фронтах, но и многочисленными восстаниями, направленными против нового режима, внутри страны. Недовольство народа, в том числе рабочих и крестьян, вызывали тяжёлое экономическое положение, поспешная национализация и развал промышленности, продразвёрстка в деревне, гегемония большевиков в Советах, которые лишь номинально являлись органами власти рабочих и крестьян. Восстания, даже возникавшие стихийно, быстро брали под «своё крыло» эсеры, кадеты, другие нелегальные организации, ставившие своей целью свержение власти большевиков. В 1918 году вооружённые антибольшевистские выступления прокатились и по Уралу, что в определённой степени содействовало успехам войск Чехословацкого корпуса, выступившего против Советов летом 1918 года.

Наиболее крупные восстания на Среднем Урале произошли в Воткинске, Ижевске, Миассе, Сатке, в ряде других городов, а вернее — на заводах, вокруг которых и выросли эти поселения. Первым же и самым значительным было восстание в г. Невьянске1 — центре одноимённого горного округа, вспыхнувшее 12 июня 1918 года2, которое вошло в историю под названием “восстание автомобилистов”. 12 июня в 11 часов утра начальник дружины автомобилистов Елисеенко с отрядом в 16 человек захватил здание исполкома совдепа и арестовал всю местную большевистскую верхушку.

На следующий день антибольшевистские выступления перекинулись на соседние с Невьянском Верх-Нейвинский и Нейво-Рудянский заводы. Таким образом, восстание в сжатые сроки охватило довольно значительный район, включавший Быньговскую, Таволжскую, Шуралинскую, Верхне-Тагильскую, Рудянскую и Верх-Нейвинскую волости.

По воспоминаниям современников, одной из главных причин восстания послужило обострение продовольственного кризиса, ответственность за который население возлагало на новый режим3. Собранное большевиками в конце мая в связи с выступлением чехов общее собрание фронтовиков Невьянска фактически выразило вотум недоверия местной власти, отказавшись воевать с чехами и потребовав немедленно выдать фронтовикам оружие4. Начало восстания, как это нередко случалось в ходе Гражданской войны5, спровоцировали распространившиеся по Невьянску 11 июня слухи о приближении чехословаков к Екатеринбургу и эвакуации из него большевиков6. Инициаторами выступления стали так называемые автомобилисты — около 200 человек 4-й тыловой автомобильной мастерской, эвакуированной в Невьянск с севера в конце марта 1918 года.

В духе веяний революционной эпохи «автомобилисты» ещё в 1917 году сформировали как бы для самозащиты боевую дружину, на вооружении которой имелось 100 винтовок, правда, без патронов7. Возглавлял дружину эсер А.Н. Елисеенко, которому под предлогом борьбы с наступавшими чехословаками удалось получить от Екатеринбургского военкомата ещё 100 винтовок, 75 000 патронов и 2 пулемёта. Однако истинной целью Елисеенко была не борьба с чехословаками, а захват власти в Невьянске. Воспользовавшись тем, что 8 июня местный красногвардейский отряд выехал на фронт, и невьянские большевики потеряли вооружённую опору, Елисеенко 12 июня в 11 часов утра с отрядом в 16 человек захватил здание исполкома Совдепа и арестовал всю местную большевистскую верхушку8. При этом погиб председатель невьянской следственной комиссии П.П. Шайдуков и ещё три большевика были ранены9. Ночью «автомобилисты» расстреляли председателя исполкома большевика С.Ф. Коськовича (партийная кличка «Авотын»)10. На следующий день восставшие для руководства боевыми действиями создали штаб, в который вошли как представители «автомобилистов» (П. Кукушкин, К.Я. Мелентьев, Васильев и др.), так и местные жители (правый эсер заводской служащий А.М. Воробьёв, меньшевик Бахтин, офицеры царской армии В. Миллер, Фролов, Бродовский, Хионин и др.). Гражданскую же власть в Невьянске возглавил бывший начальник почтово-телеграфной конторы Арбузов11. Жители города, созванные заводскими гудками на площадь, также участвовали в выборе новых органов власти. Вопреки утверждениям ряда советских историков лозунги Невьянского восстания не являлись антисоветскими. Как отмечалось в большевистской газете «Известия Уральского обл[астного] совета» (№ 136 за 1918 г.), восставшие выступали только против диктата большевиков в Советах, за народовластие на демократических началах12. Вместе с тем большевики безжалостно арестовывались, судьба многих из них оказалась трагической. Так, по воспоминаниям невьянского комиссара финансов Н.М. Матвеева, в самом Невьянске были арестованы около 40 большевиков и до 60 — в окрестных волостях13.

Верх-нейвинские мятежники, возглавляемые бывшим управляющим завода эсером Печковским и служащим аппарата Совдепа бывшим офицером В.Н. Бочкарёвым, разоружив красногвардейский отряд, арестовали около 20 местных большевиков во главе с председателем Совдепа Ф.Г. Тююшевым14. Полагая, что ряды восставших будут множиться, отряд «автомобилистов» во главе с Адамчуком совершил налёт на г. Нижний Тагил с целью добыть оружие. Так как по случаю церковного праздника (Троицын день) большая часть охранявшей город красногвардейской роты была распущена по домам15, «автомобилисты», по сути не встречая сопротивления, сравнительно легко разоружили взвод красноармейцев, охранявших станцию Нижний Тагил, арестовали проживавших в гостинице «Эрмитаж» сотрудников исполкома Совдепа и ЧК, но при попытке занять здание тагильского Совдепа получили неожиданный отпор со стороны маленького отряда, на скорую руку собранного заместителем председателя Совдепа В.Р. Носовым и политкомиссаром Тагильского военкомата П.Н. Овчинкиным. Этому отряду после небольшой перестрелки удалось выбить приехавших из города. Те, захватив 180 винтовок и несколько тысяч патронов, возвратились в Невьянск16.

Можно полагать, что этот момент оказался переломным для развития восстания. Организуй повстанцы налёт на Нижний Тагил большими силами, они, несомненно, захватили бы город, что привело бы к расширению масштабов и увеличению последствий восстания. Однако этого не произошло. Отбив нападавших, тагильские большевики запросили по телеграфу помощь у коллег из Екатеринбурга и соседних заводов, и восстание удалось локализовать силами подоспевших красногвардейских отрядов: боевые действия велись главным образом вдоль линии Горнозаводской железной дороги у станции Анатольской со стороны Нижнего Тагила и у станции Нейво-Рудянка со стороны Екатеринбурга.

Повстанцы тоже пытались получить помощь, в частности, от полковника С.Н. Войцеховского, командовавшего группой чехословацких войск численностью около 9 тыс. человек, находившейся в районе г. Кыштым — 110 км к юго-западу от Екатеринбурга и 185 км от Невьянска. Войцеховский, возможно, и помог бы, так как активных наступательных действий на этом направлении он тогда не вёл. Однако гонца — «автомобилиста» Мильчевского, посланного к Войцеховскому, перехватили большевики. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В рассматриваемый период в Невьянске проживали около 30 000 человек, здесь находились механический и артиллерийский заводы, на которых в 1917 г. трудились до 4000 рабочих. Недалеко от города, в районе железнодорожной станции Невьянск, располагался большой цементный завод. См.: Старый невьянский завод. Екатеринбург, 2001. С. 90; Воробьёв В. Перед рассветом (Невьянск 1916—1917). Воспоминания. Л., 1925. С. 12, 13.

2 Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 41. Оп. 2. Д. 386. Л. 28.

3 Там же. Д. 202. Л. 41а.

4 Там же. Д. 386. Л. 11.

5 См.: Вебер М.И. Слухи как элемент Гражданской войны 1917—1921 гг. в России: условия возникновения, механизм распространения, влияние на окружающую реальность // Восьмые Татищевские чтения. Доклады и сообщения. Екатеринбург, 2010. С. 174—177.

6 ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 386. Л. 13.

7 Там же. Л. 12, 13.

8 В борьбе за власть Советов. Воспоминания коммунистов — участников Октябрьской революции и Гражданской войны на Урале. Свердловск, 1957. С. 138.

9 ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 386. Л. 28.

10 В борьбе за власть Советов. С. 138, 139.

11 ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 386. Л. 28, 56.

12 Там же. Л. 29—31.

13 В борьбе за власть Советов. С. 138—141.

14 В боях и походах. Воспоминания участников Гражданской войны на Урале. Свердловск, 1959. С. 424—428.

15 Кин Т.Г., Софронов Г.П., Феофанов П.Г. Первый рабоче-крестьянский. Боевой путь первого рабоче-крестьянского полка 1918—1922 гг. Свердловск, 1978. С. 56.

16 ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 202. Л. 23, 24; Д. 386. Л. 15

Поделиться 

Публикации на тему

Перейти к верхней панели