Трагический финал для белой флотилии наступил в июле 1919 года, после взятия Перми 51-й дивизией В.Блюхера. Корабли под белых, отбиваясь от наседающих красных, отступали вверх по Каме вплоть до порта Левшино в устье реки Чусовой, у ее впадения в Каму.
По приказу адмирала Смирнова все суда белой флотилии были разоружены в районе Перми, а затем вместе с транспортным флотом уведены на реку Чусовую и там уничтожены.
Красным удалось захватить целыми только четыре корабля — «Смелый», «Бойкий», «Гордый» и «Страшный», с которых белые все же успели снять вооружение, бронирование и даже части машин.
Кроме того, красные захватили бронекатера «Пантера», «Рысь», «Ягуар», «Кугуар», «Тигр» и «Барс».
58°8'15"N 56°22'47"E
На реке Чусовой у Левшино белые выпустили из Нобелевских береговых резервуаров около 200 тысяч пудов керосина (3276 т), а затем подожгли его. Боевые корабли и транспортные суда стали добычей огненной стихии. Позже белоэмигранты утверждали, что якобы керосин подожгли сами красные. Как тут не вспомнить незабвенного Николая Васильевича: «А унтер-офицерская вдова сама себя высекла».
Через несколько дней на место гибели камского флота прибыл специальный уполномоченный Совнаркома и Главода{48} В. М. Зайцев. В отчете Главоду он написал:
«Неприветливо встретила меня р. Кама… Уже недалеко от ее устья встретились остовы (погибших) судов»… а «по мере моего продвижения по освобожденному району приходилось прямо ужасаться… пошли везде и всюду попадаться остовы сгоревших судов, как паровых, так и непаровых единиц советского флота. Не было расстояния, хотя бы через 50-верстный пробег, без этих печальных фактов: то там, то здесь вырисовывались следы судов, или до днища сгоревших, или переломанных и обсушенных глубоко в бичевнике». Еще хуже было в Перми: «Что пришлось увидеть, превзошло всякие предположения. Всюду, насколь хватало поля зрения, виднелись остовы догоравших и плавающих судов. Ужасная огненная вакханалия витала, видимо, здесь широко. То тут, то там из воды торчали головни от полузатонувших днищ барж, пристаней и подчалков. Описать все, что открылось пред глазами, нет никакой возможности, — это было что-то невероятное». По пути к реке Чусовой, где было главное место разгрома флота, «немного выше (пермских) пристаней стоял поперек реки сильно изуродованный пассажирский пароход «Григорий» общества «Камво», а затем, уже, начиная от него, через самый малый интервал, потянулся почти сплошной вереницей длинный ряд обгорелых и топлых судов. Некоторые еще догорали, и тлели обуглившиеся их части, а теплоход «Москвич» пылал пламенем, благодаря запасу в его цистернах натурала…
Пройдя от него немного, у лугового берега, близ р. Гайвы, я увидел группу пароходов всех типов в количестве 7 штук, наплывших один на другой; некоторые из них были в затопи, оставшиеся же на плаву имели самый удручающий вид: обгорелые корпуса были смяты, с разного рода прогибами и выпучинами, палуба провалена, если была, конечно, железная, трубы, перегорев, сложились в какую-то гармонию или, согнувшись, находились в горизонтальном направлении; арки, кронштейны, флортимберсы торчали, как у скелета ребра; в довершение всего эта груда тел красавцев-судов была в самом хаотическом беспорядке сбита в кучу, не поддающуюся разборке — где нос и куда ушла корма какого-либо парохода. Таково было начало. Когда мы дошли до устья р. Чусовой, то тут было что-то невероятно ужасное. Кругом в кучи сбитые пароходы то справа, то слева торчали своими как бы взывающими о помощи головнями и изуродованными корпусами до неузнаваемости. Таковых кучек в 5–9 пароходов было несколько; после пошли одиночки, и так до самой пристани Левшино. Весь фарватер р. Чусовой представлял собою какой-то музей старых, ломанных, исковерканных железных изделий. Дать о каждом судне отдельную характеристику невозможно, ибо это была сплошная груда железа и ничто иное. В некоторых местах, первоначально думаешь, 2–3 судна, станешь же рассматривать более тщательнее — оказывается 7–8. Одни наплыли на других, утопив их, так что весь корпус почти скрыт, за исключением еле заметной или высоко видимо загнутой кормы или носа; то, наоборот, все на поверхности воды, но так переплелись своими искаженными огнем корпусами, что положительно теряешься дать отчет, сколько тут пароходов. Всюду, куда ни взглянешь, видишь или весь корпус судна, сильно пострадавший, или едва заметную трубу с частью штурвальной рубки, выставляющиеся от затонувшего судна, или же после гвоздей, словно на гигантской бороне, в днище сгоревшей дотла баржи. Параллельно с сим, весь берег усеян грудами пепла, угля и головней, продолжающих еще куриться, — это целый ряд береговых сооружений: склады, лабазы, амбары и хибары служащих стали жертвою огня… По всей длине этой части р. Чусовой стлался едкий, густой дым от горящих еще корпусов барж и зданий береговых сооружений». На судах, более сохранившихся по внешнему виду, такое же разрушение было внутри: «Все было загрязнено, поломано, стекла перебиты, вырван линолеум, порвана вся проводка освещения и звонков.
Арматура машин и котлов, а равно электрические бра, тюльпаны и плафоны, вырваны и унесены, зеркала и мебель расхищены… Всего на районе Пермь — Левшино погибло от огня пассажирских пароходов 22, буксирных 31, дебаркадеров 5 и барж 38
Георгий Карлович Старк (20 октября 1878, Санкт-Петербург — 2 марта 1950) — русский контр-адмирал.
В 1898 году он успешно окончил Морской кадетский корпус, был произведён в первый офицерский чин и зачислен в 15-й флотский экипаж, расположенный в Кронштадте. В 1904 г. Георгий Старк получил назначение минным офицером на новый крейсер 1 ранга «Аврора». С этим кораблём было связано почти десятилетие его жизни. Когда началась Русско-японская война, старший минный офицер Г. Старк совершил на «Авроре», в составе 2-й Тихоокеанской эскадры, поход вокруг Африки. 2 октября 1904 г. «Аврора» покинула Либаву. К 1 мая 1905 г. достигли бухты, Ван-Фонг, откуда эскадра взяла курс на Владивосток. 14 мая Старк участвовал в Цусимском сражении с японским флотом. В тот момент, когда осколки вражеского снаряда, разорвавшегося рядом с боевой рубкой, влетели внутрь неё через смотровую щель, Старк находился рядом с командиром «Авроры», капитаном 1 ранга Е. Р. Егорьевым. Командир был убит, Старк получил ранение. После окончания Цусимского сражения крейсера «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» были интернированы и стояли в Маниле. Экипажи кораблей ждали окончания войны и подписания мирного договора. Только после этого русские крейсера могли вернуться к родным берегам. За боевое отличие Старк был награждён орденом Св. Анны 3 степени с мечами и бантом
С началом гражданской войны Прибыл в Казань в августе 1918 г., вступил в армию Комуча и возглавил Волжскую флотилию белых. После оставления бассейна Волги действовал на реках Каме и Белой. Назначен А. В. Колчаком формировать в Красноярске бригаду (декабрь 1918 г.), а затем — дивизию морских стрелков, во главе которых прошёл весь путь отступления Белых армий в Сибири. Отходил вместе с войсками генерал-лейтенанта (1919) В. О. Каппеля в Харбин. Переехал в Париж, где многие годы работал шофёром такси. В политической деятельности участия не принимал. Во время оккупации Парижа немцами (1940—1944) отказался сотрудничать с германскими властями.