Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Нагорный А. – От мечты – 22

- Это, случайно, не та планета, которая почти наверняка находится в приливном захвате? – послышалось из зала.

     Рахманинов-младший скосил непонимающий взгляд.

- По-простому говоря, мистер Рахманинов, - поправив съехавшие с носа упрямые очки, объяснил я, - это означает, что данная планета всегда повернута одной и той же стороной к светилу. Она кружится с ним в бесконечном вальсе. В точности как наши Земля и Луна. При таком раскладе вполне очевидно, каковы неблагоприятные последствия данного обстоятельства.

     Выражение лица мистера Рахманинова недвусмысленно давало понять, что для него это вовсе не очевидно. Но я продолжил:

- Только вот дело не в этом. Технические характеристики установленных на колонизатор двигателей позволяют ему удалиться от Земли даже на полсотни световых лет. В этом Вы правы. Но здесь важно понимать сам механизм полета. Два фотонных двигателя способны разогнать звездолет до невероятных пяти процентов скорости света. Однако они будут функционировать не все время пути, их рабочего ресурса должно хватить всего лишь на сто пятьдесят лет непрерывного разгона. Все остальное – полет по инерции, благо, уникальная конструкция корпуса позволяет кораблю практически не терять скорость от трения о вакуум.

     Я ненадолго замолчал, переводя дух, так как в моих легких просто-напросто не хватало воздуха, чтобы продолжить. Но зал терпеливо ждал:

- Иными словами, у первых колонистов не будет возможности сменить курс и уйти к другой системе. Глизе - их конечная остановка. И, как говорится, «дальше поезд не идет». Совсем другое дело, если мы отправим колонизатор к Альфе Центавра! Я полагаю, что хватит пятидесяти-шестидесяти  лет разгона, чтобы уложиться в приемлемый срок. Рабочий ресурс у двигателей останется в избытке. Да, шансов найти пригодную для колонизации планету в этой системе меньше! Но у людей, которые прилетят туда, хотя бы будет выбор. Они смогут попробовать обустроиться там, либо уйти в разгон к другой звезде.

- Например, к Тау Кита! – донеслось откуда-то с задних рядов.

- Да, может быть и туда, - тихо выдохнул я, когда неожиданный приступ резкой боли в груди сковал мое тело. - За это время мы могли бы послать кораблю новые координаты… В общем, решайте, - при этих словах мне стало дурно, ноги подкосились сами собой, а голова потяжелела тысячекратно, заставляя осесть на пол. - Мое мнение вы услышали…

     После этого момента в воспоминаниях всегда начиналась какая-то толкотня вокруг, давка. Кажется, ко мне подбегала Маша со стаканом ледяной воды. А еще, кто-то усердно держал мою налитую свинцом голову. Но дальше я ничего не помнил. Только пустоту. Поэтому каждый раз мне приходилось прокручивать картинки из прошлого заново, борясь со скукой в капитанской рубке полумертвого колонизатора. Раньше я предпочитал смотреть на звезды. На эту бриллиантовую россыпь маленьких точек, завораживающую, такую близкую и недосягаемую одновременно. Вспышка сверхновой на время лишила меня этого удовольствия. Хоть я и прилагал все возможные усилия, работоспособность систем внешнего наблюдения не удалось восстановить до сих пор…


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    Борис Долинго

    что Глизе 667, что Проксима Центавра являются системами красных карликов

    Сначала, по традиции, о наборе текста. Автор использует красные строки – абсолютно правильно, но набирает их пробелами. Наборы красных строк пробелами, конечно же, не «преступление», но – моветон, потому что, как правило, при такой системе набора где-то обязательно будет пробелом меньше, где-то больше, то есть красные строки могут получаться разного размера.

    При этом автор почему-то решил, что красные строки нужны только в косвенной авторской речи, а прямая речь персонажей и некая справочная информация, подаваемая в тексте, должны писать ся без красных строк. Откуда такое решение – не понятно совершенно.

    Затем, автор оставляет увеличенные интервалы между абзацами – совершенно ни к чему это делать, особенно если используются красные строки. Это ещё оправдано, если красных строк нет – чтобы было чётко видно, где начинается новый абзац. Но в русскоязычных художественных текстах так делать не принято.

    Тире периодически путаются с дефисами, а в начале прямой речи всегда стоят дефисы. Опять же – не «преступление», но элемент отсутствия должной культуры набора текста.

    Вообще по всем этим моментам, касающимся набора текста – достаточно посмотреть хорошо отредактированные изданные книги, и многое можно понять без изучения каких-либо правил.

    О точности написания самих сочетаний прямой и косвенной речи могу сказать одно: как и 99% остальных, автор не знает, как нужно такие сочетания писать. Поэтому и тут будет полезна наша «методичка» по данному вопросу: http://iaelita.ru/blog/novel/78545.html

    Теперь о сюжете и сюжетной идее. Сразу в самом начале покоробила «сверхдраматическая» фраза: «Я никак не успевал. «Время для принятия решения: ноль целых семь десятых секунды», – показывал тогда самый нехитрый расчёт…» – К чему напускать подобного опереточного драматизма? Ведь подобная построение фразы подразумевает в контексте как бы такую ситуацию: герой мог успеть, но времени было слишком мало. Но каким образом человек вообще может успеть что-либо сделать и вообще отреагировать за 0,7 секунды?! Ну разве что от крошенного камня увернуться (да и то далеко не у каждого это получится. А тут речь о процессах в космическом полёте. Подобные фразы – особенно, открывающие текст! – необходимо продумывать более тщательно.

    Далее, вот такая фраза и тоже в самом начале вызвала недоумение откровенное: «Когда мой корабль накрыл аномальный поток космических нейтрино…» – Дело в том, что от самих нейтрино никакой опасности быть не может (это же частица, которая практически не взаимодействует с веществом). Да, автор чуть ниже сообщает, что далее придёт поток гамма-излучения и э/м импульс, но эта начальная фраза сформулирована так, что начинаешь воспринимать как утверждение автора об опасности нейтрино, как такового. Кроме того, к чему пояснение про «космическое» нейтрино? Они бывают некосмические, так – чтобы «потоком»?

    Вот такое начало текста вызывает подозрения, что автору следует серьёзно поработать над стилистикой изложения своих мыслей.

    Далее, вскоре встретилась вот такая фраза: «Преодолеть небольшой парапет, ведущий к трибуне …» – тут уже странное использование, казалось бы, расхожего термина. Дело в том, что «парапет» в самом общем смысле, это некое ограждение. Каким образом, ограждение может куда-то вести? И герой перелезал через этот парапет, что ли? Налицо неточное знание значения слова.

    С чисто научной точки зрения выбор мест для первой (подчёркиваю: первой!) колонизации выглядит весьма странно: что Глизе 667, что Проксима Центавра (она же Альфа) являются системами красных карликов (а Глизе ещё и тройная система!). То есть «материнские» звёзды этих систем совершенно не похожи на наше Солнце. Даже если там есть планеты, то условия на планетах совершенно не похожи на Земные. Посылать туда столь дорогую экспедицию, корабль-ковчег выглядит лишённым всякого смысла. Ясно дело, что все рассуждения о звёздной колонизации сегодня не более чем словесные спекуляции, но совершенно очевидно, что если дело дойдёт до подобных проектов, то первичной характеристикой для выбора перспективной планетной системы будут параметры звезды. Понятно, что наличие планет земного типа обязательное условие, но на планете «земных параметров», скажем, в системе какого-нибудь Сириуса люди нормально жить точно не смогут. Как и в системе красных карликов. Поэтому, на мой взгляд, при написании именно «научной» фантастики авторам всегда следует отталкиваться от неопровержимых современных научных данных. А данные эти таковы, что человек (если это не модернизированный киборг какой-то) нормально может существовать на планете, имеющей примерно земные параметры (гравитация, состав атмосферы, спектр излучения звезды).

    При этом рассуждения якобы «научного сообщества», описанные в рассказе, выглядят, мягко говоря, довольно непрофессиональными: одновременно ведутся рассуждения о колонизации систем звёзд абсолютно не «солнечного» типа – и тут же о Тау Кита, солнцеподобной звезде. Это примерно, как если бы рассуждать о том, где построить себе дом – в Антарктиде или на Кипре (очень уж разные условия существования). Единственное, что делает тут правильно автор – рассуждения о «промежуточной станции»: если условия в ближайшей по курсу системе не годятся, что звездолёт-ковчег может полететь дальше. Это с экономической точки зрения верная концепция (если не считать, конечно, того, что рассуждать о колонизации планеты в системе красного карлика с помощью одноразового звездолёта-ковчега по «экономике» абсолютно бессмысленный проект). Проще этот «ковчег» со всеми переселенцам взорвать сразу ещё на орбите Марса – чтобы не мучились.

    Вообще должен сказать, что ГГ со своими рассуждениями выбора между красными карликами Глизе 667 и А-Центарва выглядит каким-то ненормальным: почему сразу не выбрать Тау Кита, солнцеподобную звезду всего (всего!) в 12 световых годах от Земли?

    В общем, «научная» подоплёка весьма неубедительна, скажем так. Хотя, должен отметить, что общая сюжетная идея (разум человека, вживлённый в корабль) хотя и не нова, но в задумке весьма интересна. (При этом я почти сразу понял, что Серебряков в звездолёте и живой человек – не одно и то же, но задумка была интересной).

    Не вполне понятно, конечно, как кибер-Леонид не осознал, что он не человек (а по его действиям до последнего момента он этого явно не понимает!), но в идее сюжета рассказа есть очень интересное «зерно». Беда в том, что начальная «научная» часть сделано очень неубедительно, а концовка откровенно скомкана. Хороший замысел – слабая реализация.

    Возможно, если автор поработает над текстом, то будет смысл рас смотреть рассказ повторно. (Убедительная просьба: если автор будет делать правки и присылать текст повторно, то выделять исправленные места цветом).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru