Произведение поступило в редакцию журнала «Уральский следопыт» . Работа получила предварительную оценку редактора раздела фантастики АЭЛИТА Бориса Долинго и выложена в блок «в отдел фантастики АЭЛИТА» с рецензией. По заявке автора текст произведения будет удален, но останется название, имя автора и рецензия
——————————————————————————————
Для чего Саше человек-дождь? Объявился посреди квартиры и льётся. Зачем?
Когда чужак возник из ниоткуда, не испугалась и не сильно удивилась. Без него голова тяжёлая. Вытолкав все остальные мысли, в ней болезненным спрутом укрепилась одна: «Ушёл. Андрей ушёл. Совсем».
А человек-дождь даже симпатичный. Она разглядела его не стесняясь, в упор, как экзотическую картину в музее, что притянула взгляд яркими красками, а смыслом непонятна. Если бы кто из обычных людей появился так внезапно, Саша бы испугалась. Вор, разбойник, маньяк? А так, ну подумаешь, – человек-дождь, их в реальности не бывает – киношная декорация. Сон? Галлюцинация? «Какая разница, – лениво заворочался спрут в голове, – ведь Андрей ушёл?»
А тут столб из воды, человеческого роста, с размытым мужским силуэтом внутри. Гость ненужный, незваный, да к тому же, нелепо разливается водопадом. Правда, вода потрясающе красивого цвета: сине-бирюзовой глубины. Океанская – сказала бы Саша, хотя у океана никогда не была. Об пол прозрачный поток не разбивается, даже не касается, плавно огибает синего человека и поднимается опять наверх, чтобы снова перед его лицом выпасть дождём – этакий круговорот. По поверхности водопада как по маслу скользят быстрые капли, за это Саша, не раздумывая, и назвала пришельца человеком-дождём. Сквозь воду проступает приятное мужское лицо, нечёткое за рябью капель, но взгляд кажется добрым и немного грустным.
– Я никуда не выльюсь. Это моё нормальное состояние. Ты ведь не боишься меня?
Кажется, синий давно уже что-то говорит. И, вроде, представился. Саша ответила? Настоящий гость или нет, но она почувствовала неловкость от того, что почти совсем не обращает на него внимание. Мысленный скорбный спрут обосновался в голове надёжно. Обнял уютным коконом, только Саша, пусть и нехотя, выбралась из него, посмотрела на человека-дождя.
– Я Александра. Как тебя зовут?
– Рий.
Ей показалось, что дождевой водопад перед лицом синего человека колыхнулся вздохом.
– Неказистый какой. – Она не желала признавать его настоящим. – Имя дурацкое. Чего тебе надо, Рий?
– Ты задаёшь неправильные вопросы. И не слушаешь. Совсем неинтересно знать: кто я и откуда?
«Я разговариваю с призраком. Докатилась. Схожу с ума? Пусть, – подумала Саша. – Андрей не вернётся. Сказать это дождю? Он поймёт? А если Андрей никогда больше не придёт и не позвонит? Да пусть тогда весь мир летит в тартарары!» Она отошла от окна, где стояла в трёх шагах от человека-дождя. Прошлёпала вяло, шевелиться не хотелось, как и говорить. Но присутствие человека-дождя раздражением скребло по затылку, даже если не смотрела в его сторону. Выдёргивало из страдальческого кокона, оставаться только в нём никак не получалось. «Странно, – возникла отстранённая мысль, – за окном дождь и у меня в квартире дождь». Саша прошла мимо человека-дождя и села на диван.
– Ты, наверное, не можешь сесть? – пригласила слабым жестом руки.
Тот плавно перетёк к дивану и удивительным образом устроился рядом. Сашу обдало прохладной свежестью. Она мельком подумала, что, может быть, он вовсе не призрак, а настоящий, но поленилась поднять руку, чтобы потрогать. Не повернулась к гостю лицом, только невольно втянула воздух. От человека-дождя пахло не сыростью, как ожидалось, а чем-то похожим на сирень – невкусно, но весной.
– Сидеть могу, хотя это неестественное для меня состояние. Не волнуйся, диван не отсыреет. У меня невидимый защитный экран, который удерживает воду в целостном виде.
Замолчали. В голове тут же услужливо растеклась картина недавней ссоры. Всплыло каменное лицо Андрея. Саша раньше и представить не могла, как быстро и страшно могут заледенеть его глаза. От явственного портрета в груди пронзительно заныло, словно живая рана открылась. Саша сердце слышать перестала. А есть ли оно, или искромсано в фарш? Упёрлась руками в рёбра и согнулась пополам, будто так боль можно уничтожить, раздавить. «Потом. Что было потом?» – ухватилась за вопросы, но всё, что произошло после ссоры восстанавливалось в голове с трудом. Кажется, выскочила из дома в ночь вслед за Андреем. «Точно? – задумалась. – Чёрт! Не помню. Это было или не было?»
Память, ровно в издёвку, подкинула очередной кусок случившегося обрубком без начала и конца. Саша увидела, как пустынная тёмная улица медленно поплыла перед глазами, как сквозь слёзную пелену ослепили фонари. Кажется, она истерично кричала, что порвёт весь мир в клочья. Или себя? Вспомнила, как отчаянно хотелось исчезнуть из этого города, с этой Земли. Провалиться хоть куда-нибудь. Словно можно сбежать от мыслей, бросив их в гадкой серости улиц. В какой-то момент даже показалось, что мир дрогнул в ответе тонким раздражающим звоном.
Когда очутилась снова в квартире? Саша так и не вспомнила. Тряхнула головой – может всё это наваждение? Вообще всё? Слишком реалистичный сон? Но видения о ночном скитании, пусть и нечёткие, в памяти закрепились, да и человек-дождь не желал растворяться. Вот он, сидит рядом, голубчик. Саша досадливо скривилась в лице.
– Вот нелепость, – произнесла для чего-то вслух.
– Тебе неприятно меня видеть? – немедленно отозвался гость. – Но я не могу просто так уйти. И даже плохо, что не испугалась. Да лучше бы испугалась! – он заговорил громче обычного. – Совсем не удивляет, что ходячий водопад говорит человеческим голосом?!
Оживление гостя привлекло совсем неожиданные мысли. Перед внутренним взором, не к месту, пронеслись фантастические персонажи из любимых книг и фильмов: супермены, герои и антигерои. Отчего-то страшный Гоголевский «Вий» на первом месте. «Ну ладно, – подумала Саша, – пусть будет к ним плюсом человек-дождь. Спасибо, Андрей. Сумасшествие в разгаре. Я слабая и никчёмная дура».
– Он идиот! – громко сказала в пустоту перед собой, не глядя на человека-дождя. – Ну почему он упёрся в то, что может всё решать сам?! Один! Зачем он рассказал мне о Лизке? Чтобы я ревновала? Чтобы не поверила, что между ними ничего нет? Дурак! А ты чего смотришь?! – Саша резко развернулась и злобно вперилась в лицо за океанской синевой дождя. – Чего тебе надо, Рий?!
Человек-дождь не дрогнул под её натиском, посмотрел, как и прежде, задумчиво и сочувственно.
– Добреньким хочешь казаться? Чего тебя, мокрого, бояться? Ты же мне мерещишься?! Мерещишься?
Попыталась ткнуть в пришельца пальцем, но он неожиданно упёрся в жёсткую, совсем не водную преграду.
– Ты настоящий?! – Насупилась, и, на всякий случай, отодвинулась от человека-дождя. – Всё равно нет причины бояться. Деньги тебе точно не нужны. И даже, наверное, коньяк. Ах, да, у меня же есть коньяк!
Саша вскочила и ринулась на кухню. После непродолжительных поисков, сильно растерянная плюхнулась за стол, на табуретку. Коньяка в кухонном шкафу не нашлось.
– Но ведь был! Был… – с унылым возмущением прошептала она.
Сосредоточенно нахмурилась, но сообразить что-то дельное так и не смогла.
Человек-дождь припёрся за нею на кухню. Замер в метре водопадным красавчиком. Саша резко вскинула голову. Чёрная чёлка упала на глаза, но её никто и не думал поправлять. Жёсткие волосы укололи веки, а в наступившей тишине сделалось особенно неуютно. К тому же, Саша неожиданно ощутила странную неестественность вообще во всём. Кухня ровно не своя. Непонятно в чём подвох, но мебель какая-то неродная, и даже лампочка под абажуром засветила подозрительно неправильным враждебным светом.
Уловила непривычный звук, поняла, что это журчит водопад человека-дождя. Вкрадчиво так, приятно для слуха. Удивилась. «Он, что, издевается? Отвлекать меня так решил, успокаивать? Не слишком ли добренькое у него лицо?» Её губы дёрнулись презрением и проскрипели:
– Осваиваешься, злыдень?!
Человек-дождь сделался совсем грустным и осуждающе покачал головой внутри водопада, но Сашу уже прорвало.
– Ты коньяк выжрал?!
Она вгляделась в столешницу. Не было у Саши такой гладкой столешницы, её старенькая вся исцарапанная. «Что за…»
– Почему я не помню, как вернулась домой?! – выкрикнула Саша.
Её растерянный взгляд заметался по комнате и не нашёл пристанища. Наконец, споткнулся на человеке-дожде.
– Что ты сделал с моей квартирой!?
Паника заставила её пойти в наступление хотя бы на словах, но перед человеком-дождём лишь потемнел и сильнее забурлил водопад. Гость приблизился, схватил Сашу за руку и поволок за собой. У неё глаза расширились от изумления. Почувствовала, как он крепко держит, и впервые по-настоящему пробила мысль: «Он, что? Настоящий?» Побледнела и напряглась, готовая сопротивляться, но вместо этого сдалась. «А… ну и пусть». Внутренне обмякла и послушно шагнула за гостем к кухонному окну.
– Дура ты, Александра. Смотри! – пророкотал гость.
Окно вместе с внешней стеной мгновенно исчезло. Саша вздрогнула и отпрыгнула бы, но человек-дождь надёжно удерживал за руку. В каком-то полуметре от её ног пол оборвался срезанным краем. Из открывшегося вместо стены провала на Сашу обрушился чужой живой мир. Окружила бездна воды. Властно зашуршали океанские волны. Заворочались громадами, тяжёлой тёмной массой уходя в горизонт. Узкая полоска блёкло-серого неба над ними показалась незначительной декорацией, не имеющей ни власти, ни силы, и лишь подчеркнула ничтожность самой Саши перед стихией. Просоленный холодный ветер мгновенно захватил мизерное пространство фальшивой кухни. Холодные брызги достали лицо, окончательно прочищая сознание. Все прежние мысли как шелуха вылетели из головы. Рий отпустил руку, и Саша резко отступила назад. Отчётливо поняла, что этот грозный водный мир перед глазами не галлюцинация и никакой не сон, а самый, что ни на есть, настоящий. А вот кусочек её квартиры едва ли. Искусственная скорлупка. Саша до боли закусила нижнюю губу. Как такое может быть? Как она тут очутилась? Где, вообще, находится?
– Смотри внимательно, глупая! – в унисон её мыслям глухо заурчал Рий. – Это Земля далёкого будущего. Моя Земля! Это здесь мы сейчас находимся на самом деле, а не в твоём времени, и не в твоей квартире! И ты здесь чужая! Тебе не выжить в океане! Поняла?! Очнись и подумай не об Андрее, а о себе!
Саша отпрянула ещё глубже, упёрлась спиной в стол. Её всю мелко затрясло.
– Мамочки, мамочки, – запричитала, но сквозь океанский рокот не услышала собственный голос.
В ту же секунду стена и окно возникли снова. Сделалось тихо. Океан исчез за чёрным глазом окна. Но вернувшийся искусственный покой испугал не меньше океана. В нереальном беззвучии Саша ещё отчётливее прочувствовала фальшь вокруг себя. «Боже, – подумала она, – какая малость этот пропавший коньяк, когда всей Земли нет. Пола-то настоящего под ногами нет. Квартиры… Не квартира, а бутафория. А если и она сейчас исчезнет? А я… Я настоящая? А Рий?» Ей отчаянно захотелось протянуть руку и коснуться человека-дождя, убедиться в том, что хотя бы он подлинный, но не решилась.
– Мамочки-и-и… – проскулила совсем тонюсенько. Ноги подкосились и снова усадили на табурет. Руки бессильно упали на бутафорскую столешницу.
– Это ты устроил? – посмела спросить и подняла глаза на Рия. – Я не хочу в твой океан. Хочу обратно на свою Землю, хочу домой!
– Наконец-то, начала нормально соображать.
Дождевой водопад сделался светлее и прозрачнее, лицо Рия проступило в нём отчётливее.
– Никто специально с тобой этого не устраивал, – сказал он. – Никто силой в мой мир не затаскивал. Тебя выбросило сюда твоё собственное настоящее. Вернее, ты сама приложила усилия, душевные, прежде всего. Время никого не перебрасывает просто так.
– На планету-океан?
– Да слушай же ты внимательно! На Землю, в далёком для тебя будущем. Такой наша с тобой Земля будет!
На минуту Рий замолчал, а потом заговорил тише, но настойчивее, как объясняют маленьким детям:
– Такой Земля станет. Такими, как я, станут все люди.
– Но почему меня?.. Как?
– Мы не боги, мы тоже не до конца понимаем истинных механизмов подобных перемещений. Но выглядит всё примерно так. Твоя квартира на шестом этаже?
Саша кивнула.
– Представь, что существует не только твоё настоящее, а прошлое, настоящее и будущее одновременно, только, как бы, в разных временных плоскостях. Что твоя квартира на шестом этаже это не просто квартира, а целый мир – твоя Земля в твоём настоящем. Представь, что ты из неё не выходила до поры и даже не задумывалась, что и ниже и выше есть другие этажи с другими квартирами, мирами. А они есть. И есть лифт, который может тебя опустить или поднять на любой этаж. Он, как личная генетическая нить, прочно связывает тебя со всеми предками и потомками. И количество этажей может быть бесконечное множество, до тех пор, пока не оборвётся родственная нить. Я не перемудрил? Ты понимаешь меня?
– Говори, говори… – Саша коротко мотнула головой.
– А, собственно, это и всё. Сегодня ты выскочила из своей квартиры-мира, наткнулась на семейный временной лифт и со всей дури вдавила кнопку совершенно неизвестного для тебя высокого этажа. Оп-ля – и ты у нас.
– Там, где Земля станет океаном? – Дрожащие Сашины пальцы протянулись к окну. – Когда?
– В будущем. Когда на Землю придёт большой дождь. И поверь, это будет не страшно, это нормально. По твоим меркам это случится очень нескоро. Ты не увидишь, как Земля превратится в водный мир и даже твои внуки не увидят. Ты проживёшь долгую и счастливую сухопутную жизнь.
– И все люди станут такими как ты?
– А каким я, по-твоему, должен быть в мире воды? Деревянным? И, вообще, ты опять не о том думаешь…
– Рий, миленький, ты прости, что я назвала тебя неказистым. Ты симпатичный. Верни меня домой. Пожалуйста… – жалобно проскулила Саша.
Размазала по щеке непрошенную слезу.
– Я пытаюсь… Мы пытаемся помочь.
Человек-дождь говорил теперь размеренно и деловито, но от его спокойствия Саше сделалось ещё тоскливее.
– Ага, поможешь… – заворчала она. – Кто я тебе такая, чтобы помогать? Глупая и сухопутная… – всхлипнула.
Рий посмотрел прямо и сосредоточенно, словно на что-то решился.
– Ну, хорошо, – сказал он. – Смотри.
Примерно в метре за его спиной кухню внезапно перегородил водопадный экран. Тонкий, нежно бирюзовый и почти прозрачный. В следующее же мгновение на нём возникло живое изображение, как документальное кино про морские глубины. Только вместо музыки или слов изображение сопровождалось необычным шуршанием. Звуками похожими на шорох волн по береговому песку, или, может, на скольжение ручейка по камушкам.
Водный экран вместил в себя большую и объёмную кинопанораму. Полукругом, но в некотором отдалении раскинулся каменисто-коралловый город. В нём причудливо соседствовали приземистые, похожие на улитки самых разных форм, дома, сплошь заросшие кораллами и гладкостенные высокие пирамиды, словно светящиеся изнутри. О том, что каменные улитки — это дома, Саша догадалась лишь по арочным входам без дверей. Окон в жилищах вообще не было.
Но привлекло внимание, конечно же, действо на переднем плане. Перед Сашей с деловитым видом расхаживает группа детей, может быть, лет пяти. Ну, конечно, дети – мальчишки и девчонки, никакие не человеко-дожди. Без водопадов. Только такие же как он тёмно-синие, с немного более светлыми лицами, и с фигурками гладенькими, словно все в одинаковых плотных комбинезонах. Вокруг детей свободная песчаная площадка с кучей камней посередине. Камни крупные, продолговатые, размером не меньше, чем с ведро. Тяжёлые, наверно. Бледно-жёлтые, полупрозрачные и слегка светятся, как те из которых пирамиды в городе.
Ни кораллов, ни водорослей на детской площадке нет, и движения воды нет, или оно незаметно. Стайки серебристых рыб снуют, но в отдалении, ближе к городу. У каждого ребёнка в руке палочка. Так и хочется сказать: волшебная. Прямая чёрная, как маленькая указка, а на конце сияет красной искоркой. Девочка или мальчик подносит её к камню, и тот послушно цепляется на палочку. Легко отрывается от кучи и плывёт перед ребёнком. Строят дети из камней что-то наподобие крепостной стены, полукругом ограждая площадку. Уже и арочный проход посередине есть.
– Это детский сад, если сказать, по-твоему.
Саша впервые увидела, как Рий улыбается.
– А воспитатели где? – спросила она.
– Где-то рядом. Так вот же, смотри, проявляются.
Один из малышей озадаченно застыл перед возводимой стеной. Рядом с ним на уровне глаз возникла искусственная картинка – схема фрагмента кладки. Один камень в ней подрагивает, грани обведены розовым, и ярко-розовая стрелка перед ним указывает направление. Саша сразу поняла, картинка подсказывает, где нужно в кладке камень подправить, чтобы конструкция стены выровнялась. К мальчишке подошла девочка, готовая помочь. Но он лишь погрозил ей кулаком, насупился и принялся палочкой выправлять нужный камень самостоятельно.
– Они работают или играют? – спросила Саша.
– Конечно играют, ну, и заодно учатся основам строительства. Чем плохо? – ответил Рий.
Саша снова присмотрелась к мальчишке. Тот упрямо поджимал губы и усердно, по сантиметру, подталкивал в кладке нужный камень. Что-то неуловимое притягивало взгляд именно к нему. Мальчик на кого-то очень похож. «Упрямый, – уважительно подумала Саша. – И как, наверное, было бы волшебно заглянуть и в город. Побродить среди тех домов-ракушек, подглядеть, чем занимаются взрослые подводные люди, понять, что это за пирамиды». Но вслух тонюсенько протянула совсем другое:
– Рий, отправь меня домой. Ну, пожалуйста… Я хочу домой!
Водопадный экран исчез так же резко, как и появился. Саша и человек-дождь снова остались на фальшивой кухне вдвоём.
– Это непросто. – Водопад над Рием снова потемнел. – Ты не представляешь сколько людей прямо сейчас трудится над этим. И я не меньше твоего этого хочу. Мальчик, которого ты только что видела – мой сын и твой праправнук. Это к нам тебя привёз временной лифт. Мы твои далёкие потомки.
– Ого… – только и смогла выдохнуть Саша.
– Ого! – передразнил Рий. – Сына зовут Лайти. А вернуть тебя действительно не просто, как говорят специалисты. Ты должна сама очень сильно захотеть этого. «Лифт» не сработает без твоей помощи. Вот, подумай. Из-за чего тебя так легко отпустило твоё время? Из-за Андрея? Какие эмоции переполняли? Что делала, о чём думала? Ты должна изменить именно те мысли. Наведи порядок в голове. И пространство, и время очень чувствительны к мыслям. Ты, как бы, должна доказать своему настоящему, что нужна ему, что действительно хочешь вернуться.
– Я хочу. Очень сильно хочу. Мои потомки… Лайти…
– Да думай же ты о возвращении, – закипел Рий. – Не о нас теперь думай и не об Андрее. О том как сильно хочешь вернуться. Техники требуют, им очень нужно эта твоё желание.
– Я думаю, думаю… Лайти смышлёный… и красивый. И ты красивый, и город. И твой океан, хоть и грозный, но красивый.
Водопад перед Рием просветлился до нежно-бирюзового и, кажется, даже замедлил свой бег.
– Ты тоже… – смутился Рий. – Ты не глупая. А океан только выглядит грозным. Мир по-прежнему великолепен и добр к людям. Время! – вдруг закричал он. – У них получилось! Время!
Со временем действительно начало происходить что-то необычное, оно будто затормозилось для Саши. Пропали звуки. Рий ещё продолжал говорить, но она больше не слышала его. Зато решилась. Быстро протянула руку и коснулась водопада перед лицом человека-дождя, словно погладила. В ту же секунду густая синяя пелена начала окутывать всё вокруг. Саша уже почти не видела Рия, лишь успела ощутить тёплый трепет капель под рукой.
– Ты настоящий, – сказала она. – Ты самый-самый настоящий.
Окружающее на мгновение полностью укрылось в тумане, а затем столь же внезапно прояснилось. Саша покрутила головой в поисках Рия, но тот исчез. Она стояла одна посреди своей обыкновенной кухни.
Взгляд притянуло просветлевшее окно. Саша кинулась к нему и отворила створку. По щекам заскользил утренний ветер. А внизу раскинулась земля – настоящая Земля. Саша с наслаждением втянула запахи родного города. Он просыпался медленно, как большой ленивый медведь. В пятиэтажке напротив засветилось несколько окон, улица нехотя зашуршала первыми звуками, это за домами на невидимую отсюда дорогу выехали автомобили. Ночная прохлада ещё не ушла, и Саша зябко поёжилась, но окно не закрыла.
– Андрей, – обратилась она мягким шёпотом в пустоту, – представляешь, где-то там есть Земля-океан, а в нём наш маленький Лайти. Он похож на тебя. Интересно, ты поверишь, если я расскажу тебе о нём? Расскажу… Потом… И Лайти такой же упрямый, как ты. Ни за что ведь первый не позвонишь? Ну, и ладно, сама позвоню.
________________________________________________________________________________
каждое произведение после оценки
редактора раздела фантастики АЭЛИТА Бориса Долинго
выложено в блок отдела фантастики АЭЛИТА с рецензией.
По заявке автора текст произведения будет удален, но останется название, имя автора и рецензия.
Текст также удаляется после публикации со ссылкой на произведение в журнале
К набору текста и к литературному качеству претензий нет. А вот к сюжету…
Конечно, это во многом моё субъективное мнение, но, как мне кажется, литературное произведение вообще, а фантастическое, в частности, должно выполнять, как минимум, следующие функции:
1. Увлекать и развлекать читателя.
2. При том, что увлекать и развлекать, произведение должно убеждать читателя в возможности существования описываемого мира.
3. Чему-то учить (ну, это уже некая сверхзадача).
4. Заставить задуматься о каких-то «мировых» проблемах (тоже из серии сверхзадач).
В какой-то мере данный текст, конечно, развлекает – поворот сюжета в самом начале, действительно, цепляет: а кто же это, что же это такое появилось в квартире героиня (ГГ)? Но вот далее вся выстроенная сюжетная «схема» нисколько не убеждает в реальности происходящего.
Пронимаете, о чём я? Ну. Да – даже в самом фантастическое сюжете, если всё сделано добротно, должно возникать убеждение, что эта невероятная ситуация хоть сколько-нибудь РЕАЛЬНО ВОЗМОЖНА! А вот тут такой веры нет совсем. Ну с чего из-за того, что ГГ рассталась с любимым мужиком, она должна перенестись в будущее?! Нет, посыл, разумеется, предельно «фантастичный», но он исключительно надуманный, и мало кого сможет убедить. Этак, если все наши женщины, которых бросают мужики, станут переноситься в прошлое, у нас и женщин-то не останется, прощу прощения за сарказм.
Т.е., тут для «достоверности» требуется какое-то ещё развитие мысли для убеждения читателя, а его нет, в принципе. Судя по всему, автор «придумала» некий «водный мир», и захотела его описать, дав возможность своей ГГ одним глазком взглянуть на него. Но возможность – вот что тут очень важно! – благодаря которой ГГ смогла увидеть этот «мир будущего», автор убедительно прописать не сумела.
В результате всё получилось весьма «картонно» в сюжетном смысле, несмотря на очень гладкий литературный язык. Впрочем, этот последний компонент – далеко не самая плохая характеристика автора (многие авторы, увы, и убедительные сюжеты строить не умеют, и хорошим литературным языком не владеют, а тут у нас есть хотя бы второй компонент). Уверен, что если автор станет более вдумчиво подходить к созданию сюжетов, то из-под её пера станут выходить более качественные по всем параметрам тексты.