Произведение поступило в редакцию журнала «Уральский следопыт» . Работа получила предварительную оценку редактора раздела фантастики АЭЛИТА Бориса Долинго и выложена в блок «в отдел фантастики АЭЛИТА» с рецензией. По заявке автора текст произведения будет удален, но останется название, имя автора и рецензия
——————————————————————————————
Комиссия по делам бракованных миров рассматривала дипломную работу экзаменуемого с особенной тщательностью. Отчаянное решение последнего для признания своего детища пригодным к исправлению заслуживала уважения. Но факт оставался фактом: слишком многое говорило за то, чтобы списать этот мир в утиль. Такое случалось и раньше. Но впервые вместе со «спорной» планетой мог исчезнуть и сам её создатель…
Всё началось не так уж давно. Если считать в эквиваленте местного времени, то это произошло четыре с половиной биллиона циклов тому назад. Мыслеформы Создателя за стандартные семь микроциклов преобразовались в небольшую планету с защитным атмосферным слоем, давшем возможность развиваться органической жизни. Космос в который раз принимал своего нового жителя – и сейчас это произошло в выделенной для дипломной работы Солнечной системе.
С самого начала планета стала подавать большие надежды. До «момента Х» она являлась если не эталоном, то хотя бы примером для подражания другим Создателям. Её привлекательность обуславливалась гармоничным сочетанием превалирующей гидросферы с растительным миром, обширно заселяющимися различными биоформами. Жизнь проникала повсюду – даже вздымаясь ввысь на горных пиках и исчезая в бездонных водных безднах. Как и полагалось, флора и фауна на планете, получившей до её окончательного утверждения рабочее название «Ялмез», подчинялись извечным принципам бытия – естественному отбору наряду с ведущими его инстинктами самосохранения и продолжения рода. Оставалось внести лишь последний штрих на планете перед её брожением – засеять высшей разумной формой. И вот наступил «момент Х».
К удивлению всего сонма Космосожителей новоявленный Создатель остановил свой выбор на весьма сомнительной форме жизни, с большой натяжкой могущейся называться высшей. И дело было не только в их составе. Хотя кеволечи, как прозвал их сам их же творец, и были сотканы из обычных костей и мяса – без жёстких хитиновых панцирей, без присущих всем остальным известным высшим формам клыков с когтями, рогов, крыльев или жвал. И их уязвимость не ограничивалась лишь одной плотью. Они также не могли дышать под водой или вне атмосферы, не могли летать, не могли телепортироваться, трансформироваться, становиться невидимыми, – да много чего не могли! Они жили очень мало, а перерождаясь, – не имели информационного доступа к своим предыдущим жизням. К тому же они были подвержены различным болезням. Да и по меркам космической Ойкумены кеволечи были далеко не красавцами.
Но Создатель такой странной расы сделал ставку совсем на другое. Кеволечи задумывались как единый организм, – единый друг с другом и с планетой, – способный превозмочь любые трудности, непосильные для одного индивидуума. Они разговаривали на одном языке, не имели вражды к себе подобному, и жертвовали собой, не задумываясь, для спасения себе подобных, – по крайней мере, программный код был именно таков. Кеволечи должны были стать хозяевами Ялмеза, научиться жить с планетой в гармонии, а её ресурсы сделать самовосстанавливающимися. Они были запрограммированы на решение проблемы перенаселения путём создания искусственных планет в Макрокосмосе, подчиняющихся одной общей для всех системе, в которой Ялмез должен был стать её сердцем. И ресурсы для всего этого были доступны каждому кеволечу. Уже при создании кеволеческой закваски Творец для этого постарался – добавил туда щепотку своей сущности и вдохнул в неё жизнь своим дыханием. После такой процедуры все кеволеческие поколения на Ялмезе могли теперь следовать предначертанным целям, имея внутри себя часть своего Создателя.
Но что-то пошло не так. В программную составляющую кеволечества закрался вирус. Откуда он взялся, сказать уже сложно. По Космосу ходили разные слухи. Кто-то божился, что Создателю позавидовали, и специально заразили высшую форму в его дипломной работе. Некто утверждал, что Творец где-то сам допустил ошибку. Правды никто не знал, но становилось понятно: программный код изменился – и теперь миллиарды ялмезовских лет насмарку. Вирус же оказался настолько чудаковатым, что затронул даже название мира и обозначение высшей формы – перекрутил их наоборот. И теперь всё решалось на планете под названием «Земля» её высшей формой – человеком.
А человек оказался ещё более неприспособленным к становлению хозяином планеты, нежели запланированный ранее кеволеч. Так считали все. И приводили тому обоснованные доводы.
Во-первых, вирус воздвиг между недокеволечами языковой барьер. На Земле высшая форма вместо одного наречия заполучила сотни совсем не похожих друг на друга языков. И каков, скажите, здесь после этого единый организм?
Во-вторых, исключённые на Ялмезе враждебность и недоверие друг к другу на Земле проявились в полной мере. Казалось, теперь эти качества становились врождёнными. И мало ли, это касалось бы народностей, разговаривающих на разных языках, так нет же: теперь эта беда въедалась в одноязыковые формации. А отсюда появлялись и «в-третьих», и «в-четвёртых», и даже «в-десятых». Повсеместно на планете человеки, – хотя нет, во множественном числе они назывались теперь «люди» (опять этот вирус!), – так вот: повсеместно на планете люди отмечались неприемлемыми для кеволечей признаками. Зависть, алчность, злость, гнев, ненависть, предательство, ложь – вот лишь некоторые из них. И не самые ужасные к тому же!
Некоторых людей вирус поражал настолько сильно, что извращал их понятия о своих же репродуктивных функциях, защитных механизмах или наследственных связях. Только на Земле, и больше нигде в Мироздании, появились наркомания, проституция и садомазохизм. Только на Земле стало возможным убийство ради денег или власти, братоубийство или убийство просто так. Только на Земле из недр высшей формы вырвались наружу растленные пузыри некро-, педо-, зоо- и других видов «недофилии». Только на Земле стали применимы к высшей расе такие понятия, как суицид, инцест или гендерная дисфория. Вирус мутировал, обнажая язвы и фурункулы на теле человечества. Генофонд заражался. Но это было ещё не всё.
Человеческая близорукость мешала прийти к гармонии и с самой планетой. На подопытной планете тестируемая раса приспосабливала к своим нуждам всё больше территорий, но иногда рост антропогенных зон напоминал раковые опухоли. Метастазы проникали во многие виды человеческой деятельности, использующие ресурсы планеты.
Иррациональные методы земледелия из-за обильного применения удобрений приводили к уменьшению плодородия почвы и к отравлению грунтовых вод. Наряду с неразумным использованием химических соединений в производстве продуктов питания это всё становилось причиной возникновения наследственных болезней и мутации самого вируса.
При строительстве магистралей и городов люди массово уничтожали леса, что сокращало численности животных популяций и растительных ареалов. Повышенный спрос на древесину также способствовал возникновению эрозии – почва разрыхлялась, а количество обвалов, под которыми гибли сами же люди, увеличивалось.
Увеличение роста промышленности становилось причиной загрязнения атмосферы и гидросферы отходами производства. Разлитая в океанах нефть, канализационные выбросы в реки и озёра, смоги от заводских труб и автомобильных выхлопов. Содержание углекислого газа увеличивалось, а это приводило к разрушению озонового слоя планеты, спасающего всё живое на ней от ультрафиолетового излучения. Температура воздуха на Земле стала расти, а полярные ледники, являющиеся главными источниками пресной воды, стали таять.
Всё это и многое другое нарушало экосистему Земли и приводило к преддверию глобальной катастрофы.
А в это время…
***
– Вирус поразил плоть и разум людей. Их деятельность губит планету. А та в отместку отвечает им наводнениями, оползнями, разрушительными торнадо. Между ними война, и уж никак не гармония. Так почему же вы, Творец, не предадите свой мир забвению, как это делали раньше другие Создатели неудавшихся миров? Разве уже не всё потеряно? – выплеснулись вопросы в недрах Космоса.
И тотчас же выплеснулись ответы:
– Потому что это мои дети. А своих детей не предают… забвению.
– Но ведь это же больные дети – и, возможно, даже не по вашей вине. Откажитесь от них и вам обеспечено место в нашем Комитете. У вас большой потенциал. Так поделитесь же им с другими Создателями!
И снова ответил Творец. И тогда стало всем понятно: от своего он не отступит. Его ответ оставил в Мироздании след отчаянной, но всё же надежды, – как пример последнего шанса не только для высших рас, но и для их Создателей.
Для начала Творец Земли с достоинством упомянул о положительном в человеческой деятельности.
– Существует немало мероприятий, направленных и на улучшение экологии окружающей среды. Для поддержания и увеличения плодородия почвы люди создают искусственные водные каналы, оросительные системы. Но ирригация – это только часть мелиоративных мер. Против эрозии почвы создаются лесные насаждения. Для увеличения её плодородия расчищаются мелиорируемые земли. Для защиты растительности применяются дренажи и организовываются заказники. Организовываются меры и против паводков, оползней, селей.
Также высшая раса на Земле не забывает и о своих меньших братьях. Создаются биосферные резерваты, заповедные территории, парки. Исчезающие животные и растения заносятся в так называемую «Красную книгу». Таким образом человек выделяет виды, на которые запрещён охотничий промысел и сбор.
Для решения энергетических проблем человек научился искать и использовать альтернативные методы: силу Луны в высвобождающемся движении приливов и отливов, активность ветра и энергию своего Светила.
Человек в постоянном поиске чего-то нового – для создания благоприятной устойчивости среды обитания. Он ошибался, но учился исправлять свои ошибки и не повторять их…
Затем Творец добавил:
– Человек – это не ошибка. Уязвимость человеческой плоти компенсировалось сторицей его духовным развитием. А также уникальностью его культурного наследия. Художники и музыканты. Писатели и поэты. Скульпторы и архитекторы. А ещё танцоры. И фотографы. И спортсмены. И учёные. И врачи. И многие другие. Они побеждали время и улучшали реальность даже в самые тяжёлые для человечества времена. Они задавали планку и вели за собой других, которые вершили Историю. На них зиждился прогресс. О них спотыкались упадок и стагнация. Через их глаза и сенсоры люди смотрели в будущее и воспринимали информацию из Вселенной. Их воля к победе над своими слабостями порою делала невозможное – слепые вели зрячих, глухие писали музыку, немые заставляли к себе прислушиваться. Человек – это не ошибка в экзаменационной работе волею какого-то вируса. Это счастливое стечение обстоятельств.
– А как же гнойники в их обществе? А как же войны, в конце концов?
– Да, среди них есть и недочеловеки. Но люди борются с этими раковыми опухолями и уничтожают их. Да, они воюют друг с другом. Но я верю, что наступит время и…
– Но вашей веры мало, Создатель. Что вы можете ещё предложить?
И тогда Он сказал:
– Тогда я спущусь на Землю и тоже стану человеком. Мой мир имеет право на жизнь, и я знаю: мои дети смогут всё исправить. Если мне суждено оказаться неправым – пусть это станет моей последней ошибкой. Я не буду знать, кто я такой. Я появлюсь на Земле обычным человеком – из утробы какой-то женщины. Меня будет окружать то же самое, что и всех. Как и все, я буду подвергаться опасностям и искушениям. Возможно, я буду любить и буду любим. Возможно, нет. Возможно, меня предадут или стану предателем я. Может быть, я буду калекой. Может быть, меня родят мёртвым. Я не буду застрахован ни от сумы, ни от тюрьмы, ни от одиночества, ни от сумасшествия, ни от чего-либо ещё. Но я появлюсь на свет ровно семь раз – в семье шахтёра или президента, или кого-то другого, может быть, – в канаве, может быть, – внутри дикого племени. Семь раз. Семь моих жизней и смертей. Семь моих «я». А по истечению этого срока Комиссия примет решение, насколько близко подошёл этот мир с людьми к своим предначертанным целям… Примет решение раз и навсегда: быть человеку или не быть.
– Но почему именно так, Творец? Ведь снисхождения не будет. Космос никому не делает поблажек.
– Потому что только так мы будем в ответе друг перед другом. Потому что они мои дети, а я их отец. Потому что это Семья. И нам нельзя по-другому…
________________________________________________________________________________
каждое произведение после оценки
редактора раздела фантастики АЭЛИТА Бориса Долинго
выложено в блок отдела фантастики АЭЛИТА с рецензией.
По заявке автора текст произведения будет удален, но останется название, имя автора и рецензия.
Текст также удаляется после публикации со ссылкой на произведение в журнале
Прекрасно, что автор использует красные строки – это очень правильно. Также автор верно применяет тире, а не дефисы в тексте там, где необходимы именно тире – тоже респект! Но, как часто приходится писать, в художественных текстах не нужно делать увеличенные интервалы между абзацами – это не статьи в Интернете!
Ещё из чисто «технических» замечаний при наборе текстов прошу автора отметить такой момент: вежливое обращение на «Вы» пишется с заглавной буквы только в текстах официальных писем, но никак не в художественных текстах, тем более, – в прямой речи персонажей всегда только со строчной буквы.
По сюжету. Классический случай, когда автор берёт предельно заезженный сюжет – «гипотезу» о сотворении мира, но находит нестандартное развитие, казалось бы, окончательно затёртой темы. И, на мой взгляд, получилось очень оригинально – и по рассуждениям о «высокой» сущности человека, задуманной Создателем, и обо всех «вирусных искажениях» базового материала, начиная с языковой «вавилонской» мешанины и заканчивая агрессивностью, алчностью, сексуальными извращениями и т.п. вещами. Даже классический нюанс христианской доктрины с приходом Создателя к людям и отождествлением себя с ними через «святую троицу» обыгран очень оригинально, хотя, казалось бы, момент этот разработан в литературе настолько, что сказать новое слово тут просто нереально. (Кстати, именно этот серьёзный, но весьма «мимолётный» элемент в рассказе, который и сам-то коротенький, вполне мог бы стать базисом для сюжета крупной формы – рекомендую автору подумать над этим).
Относительно жанра. Автор назвал свой рассказа смесью публицистики и научной фантастики. Ну, на «научную» фантастику это, конечно же, не тянет, но это прекрасный образец фантастики «юмористической», хотя при этом «юмор» тут очень серьёзен – это не простое «хохмачество и ёрничание», а очень качественная попытка через явно несерьёзную форму сказать о чрезвычайно серьёзных вещах: о смысле человеческой жизни. И это ставит данный рассказ на уровень качественной «серьёзной» фантастики. Но ведь и совершенно, казалось бы, «юморные» рассказы того же Роберта Шекли, Генри Каттнера или нашего Илья Варшавского являлись именно «серьёзной фантастикой». Побольше бы такой «юморной» и при этом умной и нравственной фантастки, особенно в наши дни!
Принято к публикации. Единственное, что я рекомендую автору изменить название рассказа – написать просто «Семья», без заглавного «Я». Дело в том, что с этимологией русского слова «семья» суть рассказа никак не связана, и такое написание выглядит неоправданным, а вот просто с самим современным словом «семья» связь сюжета очевидная