Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Денисова П. — Мы живы, потому что нам дано прощение… — 11

Произведение поступило в редакцию журнала «Уральский следопыт» .   Работа получила предварительную оценку редактора раздела фантастики АЭЛИТА Бориса Долинго  и выложена в блок «в отдел фантастики АЭЛИТА» с рецензией.  По согласию автора произведение и рецензия выставляются на сайте www.uralstalker.com

——————————————————————————————

Сила природы велика.

Цицерон

Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой.

За каждую такую победу она нам мстит.

Ф. Энгельс

Роза на окне уронила легкий лепесток, но я — истинный поклонник О. Генри и Экзюпери, понимаю, что она ещё прекрасна. «Я в ответе за мою розу…»

Ранее утро. Свежесть на балконе меня ласкает, парк вдали – единственный зеленый клочок в каменных джунглях – говорит, что ещё не всё потеряно. И я искренне верю в завтрашний день. Мы живём в век идеальный: когда наука неустанно идет вперед, когда цензура не искажает твоих мыслей, когда ты — свободный человек. Рассветный луч осветил вальсирующую пыль.  Даже не верится, что это золотое время может оказаться последним в судьбе человека. Иногда мне кажется, что каждое утро я выключаю будильник в последний раз. Я всё ещё верю в завтрашний день, но со страхом жду его «подношений».

Вчера в новостях говорили о сильнейшем за последнее столетие наводнении. Кажется, Азия достигла такого развития, что решила пойти ко дну, как великая Атлантида, которая непреложно считала, что открыла законы природы. Что ж, не я им судья. Однако я имею своё мнение (что ещё может иметь человек на зарплату научного сотрудника?)  Какова бы ни была степень нашей близости с природой — мы её дети. И мы должны беречь её, как мать. Но что мы делаем?! Господи, мне страшно смотреть, как нагло и дерзко мы тратим её дары, как уничтожаем её богатства, как пренебрегаем жизнью, что она нам даёт. Природа плачет и терпит, а мы, преступники, убиваем её. И мне больно, что в общественном сознании не горит идея спасения,  мы озабочены лишь собой, своим благополучием своим превосходством. Впрочем, какой вес имеет слово ученого, когда наверху стоят — слепцы? Что может один человек против толпы глупцов? Во всяком случае, это утро должно стать отправной точкой, как я надеюсь, нового эволюционного пути. Сегодня ночью я понял Менделеева. Сон – самая загадочная возможность нашего разума. И во сне я был Мессией. Я видел будущее время, и знаю точно, что это не то будущее, которым я хочу жить, которому хочу передать моих детей. Я видел, как тонет в своих ошибках человек, бросивший вызов «фундаментальным силам».

— …Уверен ли я, что это повлияет на их решение? В противном случае они докажут, что они настоящий «скотный двор», а не мировые правители

— Ты не сможешь доказать «свинье в пиджаке», что если она взорвет землю, то земля пойдёт в небытие вместе с ней

— Я лишь хочу, чтобы Земля запомнила нас её защитниками, а не погребла под астероидами, как динозавров

Нас было двое, не верящих, но надеющихся на успех этого проекта… Сегодня мы запускаем «Альтернативную реальность», в которой исходные данные программы — сегодняшний день с реальным политическим, социальным, демографическим и экологическим положением дел на Земле. Фактически объявленная война не имела дат (лично я думал о её неизбежности постоянно, а о её начале – до её появления. Мы давно утратили значение былых ценностей. Человечество не знает, на сколько ещё поколений ему хватит даров этого Шара.

Моя «проекция» должна была оказаться в возможном будущем, чтобы критически оценить происходящее. Мы были движимы словами Н. Коржавина:

Пусть рвутся связи, меркнет свет,

Но подрастают в семьях дети…

Есть в мире Бог иль Бога нет,

А им придётся жить на свете.

Мы- на пути поиска судьбы, мы -защитники этой Земли.

Истинное наслаждение я испытываю, наблюдая с Голгофы за Миром, во спасение которого распят Иисус. Велика жертва, но достоин ли Мир своего заступника?

О Нерон, похоронивший Рим под грудой пепла, под грудой обглоданных костей! Везувий, поглотивший  Помпеи! Воители, убивающие ради амбиций, идеи, славы! О Человек, пренебрегший Богом и захлебнувшийся в водах Всемирного потопа! Я взываю к вам, ибо вы объединили таинства Четырех: таинство Первоэлементов и таинство Всадников апокалипсиса.

Сила созидания и сила разрушения – творцы жизни. Всё, что есть видимого и невидимого вокруг нас, – гармония фундаментальных сил. Человек – мельчайшая частица, он слаб, но он – «провокатор» грядущей катастрофы. Помнит ли он слова Тарковского:

Я человек, я посредине мира,

За мною мириады инфузорий,

Передо мною мириады звезд.

Я между ними лег во весь свой рост

— Два берега связующее море,

Два космоса соединивший мост

… — Бог един!

-Если Бог един, то почему мой народ возводит храмы разным божествам?

-Что есть Бог, когда вы живете на земле зараженной войнами, нищетой и голодом? Где ваши Боги?!

— Иисус спас нас!

— Да лучше бы мы умерли, если наша жизнь– спасение.

— Зачем нам Бог, если мы есть на этой земле. Теперь мы её покровители.  — эти слова стали апофеозом человеческой гордыни.

Да восстанут таинства Четырех!

Это была не кухонная ссора псевдофилософов пятничным вечером- так началась война мировых держав.

Что есть война по своей природе? Это страх, боль, унижение, небытие. Она отбрасывает человека в первобытность. Потрясают своей пророчеством строки

Г. Шенгели:

Но кому-то захочется славой

Прогреметь навсегда и везде,

– И живем на звезде, на кровавой,

И живем на кровавой звезде.

Я стою на судьбоносном холме. Топот копыт. Я слышу, как Война приближается. Какая ирония: Она скачет на своем коне, покрытом доспехами, к месту, где погиб истерзанный Сын божий, оставив свою «броню». Война уже стоит за мной. Мы увлеклись Адом происходящего: не люди убивают друг друга – творения ума и рук разрывают тела и отправляют в никуда. Никто не ведет подсчет мертвых голов, это война другого формата. Подсчет ведется в империях.

Стихия Земли, ощутив свое величество, начала «бал Сатаны»: можно смотреть вечно на то, как землетрясения перекраивают материки и  как вулканы топят их в своей огненной крови.

Я и Война почувствовали легкое колыхание под ногами. Это Первозданное напоминает о себе. Почва под ногами становится марсовой, но это только добавляет красок зрелищу. Мы не заметили появления Голода – Он  наступил внезапно. Полумертвый конь нес своего всадника, раздавался хруст костей. Как раньше он смотрел на «умирающие» ребра и сухие колени Христа, он зрит на людей. Все 32 зуба беспощадного скелета расплылись в улыбке: он пожирал свои жертвы. Трупный запах наполнял воздух.

О первородный газ, ты был их жизнью, но теперь – ты отравитель. Чума «аплодирует тебе стоя». Ты душишь, уничтожаешь то, что когда-то питал. Такова обратная сторона таинства. Воздух вздымает бренность земного, он кружит в своих ядовитых руках младенца, который имел неосторожность искать Бога среди людей.

Обменивающиеся токсинами люди умирали с зелеными легкими в груди. Они ещё не знали, что столько трупов привлекли смертельных переносчиков. Начался 16 век – воцарилась Великая чума. Давно никто не верил в существование этой инфекции, доктора не были готовы к такому. Люди лопались как воздушные шарики. Воздух и Чума конкурировали за право разрывать лёгкие, уносить оставшиеся жизни. Люди-птицы разбрасывали факелы, топили в костре разлагающиеся тела.

Власть над происходящим захватил огонь. Он ждал своего выступления и теперь буйствовал на земле. Вызванный как спасение, он перешел в нападение. Горело всё. Земля полыхала, и Геенна стала не Библейской, а реальной. Леса пылали, океаны иссыхали, песок пустынь раскалялся. Кровь вскипала, люди молили о дожде, о животворной влаге

И Таинство пошло им навстречу. Снова библейская картина: всё, что пылало, начало идти ко дну – Мировой Океан вышел из берегов…

Смешение стихий не давало покоя Всадникам апокалипсиса. Они были уверены в своем могуществе. Но кто победит в этом противостоянии?..

Оповестившая своим зловонием Чума подошла величественно, будто её детища прекрасны. Она была зла на первородных ещё тогда, когда Иисусово дыхание омрачала не она. Теперь она злорадствует над спасенными Христом.

Я был среди трех, Войны, Голода, Чумы. Но ждал одного. Смерти.

О человечестве не могло быть и речи. Оно шло к своему закату. Люди, разыгравшие Божественную комедию, не смеялись. Они тонули в Тартаре Стихий и Апокалипсиса. Гибель мира была сравнима лишь с триптихом Босха. Где Спаситель, которого они ждали? Где верховный творец, которым они себя возомнили?  «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»

Приближался Она. Не спеша, как неизбежная концовка великой трагедии, к трем всадникам присоединилась Смерть. Она была символом торжества над человеком. Всё венчалось Смертью. Четыре Стихии меркли пред нею, Всадники молча приветствовали её. Смерть пришла,  держа на руках единственно оставленное,  – спящего младенца.

Люди сами развязали эту войну, когда начали пренебрегать фундаментальными законами, когда стали считать, что Природа в их власти. Они начали уничтожать всё живое…

Я провел в Альтернативе, казалось, вечность. Хотя был в этом состоянии, похожем на кому, всего пару часов. Та страшная война длилась 9 адских лет (и каждый год, как новый круг, я видел глазами Данте). Я видел её, словно это был «день сурка». Я каждый раз пытался понять, что в новом дне я делал не так. Кажется, тот младенец должен был стать лучом надежды, но он погиб. Из-за меня. Я имел неосторожность предположить, что младенец – судьбоносный. Он должен был стать новым Спасителем. Но Смерть не допустила этого. Теперь я — послание.

-Я стоял на том холме среди великого таинства Четырех Всадников апокалипсиса. Они давно жаждут нашей крови. Таинство Стихий готово наказывать за посягательство на природную первооснову…

— То, что вы смоделировали альтернативную реальность и прожили то 9-летие, ещё не означает, что это возможно. Шансы повторения подобного равны нулю. А всё потому, что это- ваши фантазии. Вам пора смотреть на вещи более реально. А завтра мы будем сражаться за честь империи.

Так начался мой диалог с Правителем.

— Мы не начнем эту войну, потому что в ней не будет выигравших или проигравших. Будут мертвы. Все. Вы и ваши дети

Аргумент «дети» всё ещё имел ценность в отравленном мозгу. Правитель стал осторожнее.

-Но мы уверены в победе империи. Мы готовы к предстоящей войне…

— Вы готовились к сражению с людьми! Но вас убьёт стихия! Вы всё ещё хотите спросить, почему побеждает Природа?

Он замолчал. Страна уже была в небывалом экологическом кризисе.

-Та война началась со сражения воинов, но её финал – гибель всего человеческого, вселенская анархия. Я прожил 9-летие Ада как наблюдатель, я не хочу оказаться в нем действующим лицом. Знаю, что конь и его всадник смотрят с Голгофы в тени мрачнеющего неба на жалкий людской род. Не вы будете здесь править. Они.

Это возмутило Правителя. Он был не в силах изменить законы и не желал подчиняться им. Но ему пришлось…

-Сегодня я объявлю о нейтралитете. Мы не сможем противостоять вечному.

Человек ничтожно мал, но он способен изменить всё. Мы выйдем из хаоса. Мы должны понять, макрокосм незыблем. Человек вернёт утраченные ориентиры, он обретет ценности, он восстановит то, к чему так потребительски относился.

Я был прав: это утро станет особенным. Мы начнем новый век. Зеленый век. Век человека. Век Природы.

…Свежесть утра. У розы появился маленький бутон…

________________________________________________________________________________

каждое произведение после оценки
редактора раздела фантастики АЭЛИТА Бориса Долинго 
выложено в блок отдела фантастики АЭЛИТА с рецензией.

По заявке автора текст произведения может быть удален, но останется название, имя автора и рецензия.
Текст также удаляется после публикации со ссылкой на произведение в журнале

Поделиться 

Комментарии

  1. Относительно набора текста могу сказать всё то же самое, что сказал для рассказа «Мама – лучший друг», повторяться не буду. Скажу только,ч то почему-то в этом тексте автор не использует букву «ё», и я это пропустил при приёме (мог бы вообще не принять). Почему важна буква «ё» – я уже писал об этом во множестве рецензий – не стану повторять здесь. Посоветую автору почитать рецензии, выставленные на сайте журнала – там объясняется. Почему нужно пользоваться буквой «ё», если автор стремится выглядеть по-настоящему грамотным в литературном отношении.
    Относительно литературной части. Прежде всего, не стоит увлекаться эпиграфами в том смысле, что не нужно использовать более одного, как правило. А использование более одного эпиграфа должно быть максимально (на 200%!) оправдано и супер максимально соответствовать смыслу сюжета. При этом текст и сюжет должны быть такими, чтобы эпиграф (и, тем более, несколько эпиграфов) помогали читателю в понимании каких-то иносказательных, метафоричны, аллегоричных и т.п. смыслов и символов, возможно скрытых в сюжете. Применение эпиграфов лишь для демонстрации некой «эрудиции» автора часто даёт обратный эффект в глазах искушённого читателя (и, самое главное, редактора).
    В данном случае в самом тексте прямым (и, к сожалению, очень шаблонным, хотя и с попытками введения «сильных» метафор и аллегорий) языком подаются стандартные истины о существующих «экологических проблемах», используется очень потёртый шаблон о, якобы, «лопнувшем терпении матери-Земли, которая наказывает человечество»). Поэтому эпиграфы здесь – явный смысловой излишек, тем более звучащий слишком пафосно на фоне весьма реалий, представленных в тексте в форме предельно стандартных лозунгов.
    Что касается литературной формы, то это не художественное произведение (рассказ), а некое эссе-воззвание на тему «Давайте беречь природу». Причём, эссе, насыщенное пафосными (часто библейскими и не только) фразами и эпитетами (Иисусово дыхание, Вседники Апокалипсиса, Голгофа, гармония фундаментальных сил, Зелёный Век – и т.д., и т.п.). А чрезмерность пафоса играет злые шутки со всеми текстам любых авторов, особенно, если главная цель – не создание увлекательного сюжета, а некое воззвание к умам и сердцам читателей, поскольку чрезмерный пафос в текстах такого рода сводит воздействие на читателя, как правило, к нулевым уровням. (Пафос же при попытках создавать увлекательный сюжет вообще выносит смертный приговор таким текстам),
    Безусловно, воззвание, положенное в смысловую основу данного эссе, в сути своей абсолютно верное. Естественно, человек – дитя природы, и цивилизация должна соблюдать экологический баланс, и т.д., и т.п.. Проблема нашей цивилизации, в частности, в экологическом смысле – проблема колоссальная и архиважная для нашего вида, но поэтому очень важно находить для призывов сохранять и восстанавливать природу не давно уже навязшие на зубах шаблонные патетические фразы, а придумывать куда более тонкие в художественном отношении литературные приёмы. Прежде всего, если уж мы говорим именно о «художественной литературе», то это должны быть именно литературные сюжеты с глубоким смыслом, интересной сюжетной идеей и
    Я очень надеюсь, что автор написала данное художественное эссе не наслушавшись речей Греты Тунберг (ту больную на голову девочку, которую ушлые люди используют в своих чисто коммерческих целях, можно только пожалеть).
    Говоря чисто о стилистике (не смотрим на пафос!), могу отметить, что в тексте немало как выражений, неудачных чисто в «техническом» отношении даже в роли аллегорий или метафор, так и фраз, не слишком гладких стилистически. Например: «…чтобы Земля запомнила нас её защитниками, а не погребла под астероидами, как динозавров…» – Что, Земля каким-то образом управляет движением астероидов, чтобы направить их к своей поверхности?! Даже в роли аллегории эта фраза звучит… ну, мягко скажем так, несколько «неправильно» (куда уж точнее было бы написать, скажем, «не погребла под потоками лавы»).
    Ну и повторю то, что сказал в рецензии на другой рассказ автора: неплохие литературные задатки прослеживаются, но следует ещё очень многому учиться – как в плане повышения общей эрудиции, так и в плане – прежде всего – совершенствования стилистики изложения и ухода от шаблонных решений. Генерируйте собственные мысли и собственные трактовки философских, научных и т.д. концепций, не повторяйте чужие, много раз до вас уже кем-то сказанные слова!

Публикации на тему

Перейти к верхней панели