Произведение поступило в редакцию журнала «Уральский следопыт» . Работа получила предварительную оценку редактора раздела фантастики АЭЛИТА Бориса Долинго и выложена в блок «в отдел фантастики АЭЛИТА» с рецензией. По согласию автора произведение и рецензия выставляются на сайте www.uralstalker.com
——————————————————————————————
Руки в белых перчатках подняли огромный «грецкий орех» и торчащий из него «хвост» с отростками. Иле Хум внимательно рассматривал объект в адаптивной оболочке.
Длинная змея конвейерной ленты бесшумно ехала дальше, скручиваясь в кольцо из тяжёлой холодной чешуи. Работники стояли по кругу, и за их спинами скользили другие «змеи», разного окраса. Люди снимали груз, изучали его, считывали информацию и выбирали для него дорожку определённого цвета.
Так начался первый рабочий день Иле. Отвлекаться нельзя – три года ушли на подготовку, чтобы оказаться здесь, в главном цехе, куда поступали самые ценные объекты, собранные за пределами Великого аттрактора.
Иле осторожно подбросил «грецкий орех» в руке, оценивая вес, размеры и плотность. Поднёс ближе к лицу, рассматривая красную сетку сосудов на извилистой поверхности серой массы с белыми и чёрными вкраплениями. Оценил свисающий отросток.
– Чуть больше килограмма. Посмотрим, что скажет анализатор, – растерянно произнёс парень. Он снял со своего костюма маленький экран на присоске и приложил к объекту.
…
«Неужели дожила до пятницы? Счастье-то какое!» – мысли в голове летели одна за другой, а руки автоматически выбрасывали в мусорное ведро одноразовые тарелки с остатками обеда. В коридоре пахло кофе, люди разбредались по кабинетам.
Весь остаток рабочего дня голова гудела, переваривая отчёты, новостную ленту, болтовню коллег о скидках и сериалах. А вечером колёса огромной тележки размеренно скрипели, кассы в бешеном ритме выбивали чеки, шуршали пакеты – волшебная музыка для ушей. Прощай, стресс – привет, счастье.
Внезапно зал торгового центра озарила молния, и воздух окрасился красно-оранжевым светом, переходящим в зелёные всполохи. Картина напоминала полярное сияние. Люди стояли с широко раскрытыми глазами и улыбались.
«Крутая рекламная акция! Интересно, чей это бренд?», – пронеслась последняя мысль объекта.
…
Видение с помощью анализатора возникло в голове Иле, ароматы духов, еды и неорганической химии хлынули на обонятельные рецепторы. Желудок предательски зарычал.
– Подлежит транспортировке по красной ленте, – хриплым голосом вынес вердикт анализатор.
Сортировщик нахмурился. Считалось, что пожилой голос программы убедительно воздействует на молодых сотрудников. Но с Иле приём не сработал.
– В перегной? Ты уверен? Совсем ничего ценного? Стоило проделывать такой путь. Проверь ещё раз.
– Там нет ничего такого, чего бы мы уже не знали. Объём этой поставки семь миллиардов – нельзя тратить ресурсы на полную проверку каждого объекта, – упрямо возразил голос. – Восстановлению подлежат сто сорок два объекта, которые буду согласованы Советом Великого аттрактора. Мы отбираем лучших. А этот груз – пустышка.
Иле вздохнул, но спорить не стал. Сортировщик наклонился и осторожно положил груз на холодный пол. Он решил теперь следовать инструкциям и не погружаться в воспоминания объектов, доверяя эту работу анализатору. Лишь задавал стандартные вопросы по протоколу. Дело пошло гораздо быстрее.
Через несколько часов закружилась голова. Вспомнилось видение с полками в супермаркете. Так и есть. Он кассир и с помощью анализатора пробивает чеки за товар. Только кто за это заплатит? Переливистый сигнал, означающий конец смены, вернул сортировщика в реальность, в которой под ногами лежал объект.
…
Иле вышел из переговорной с разрешением на исследование и повернул в коридор научного центра. Он собирался использовать «Кокон» по собственной инициативе, а значит, придётся заплатить из собственного кармана, причём дорого. Но Иле не мог побороть желание познакомиться с «пустышкой», как назвал её анализатор. Иле надо лично убедиться в фактах, чтобы избавиться от сомнений. Переубеждать молодого сотрудника никто не стал.
Лаборатория «Кокона» оказалась свободной – пользовались ей нечасто, но всё было готово для работы. В комнате с тусклым освещением Иле задал на мониторе параметры исследования и положил на ленту упаковку с объектом. Она уехала в закрытую белую капсулу.
«Кокон» сканировал клетки, нервную систему, нейроны, синапсы, участки личной памяти и всё копировал. В итоге аппарат мог говорить от имени мозга так, как если бы он был живым человеком и ощущал себя личностью. Программа защищала дубликат от шокового состояния.
Иле предпочёл, чтобы перед разговором копия мозга девушки узнала правду о том, что она будет переработана на планете Диз системы Алеф главной галактики Великого аттрактора. Таково решение суда. Но сначала с ней хочет пообщаться специалист первого уровня Иле Хум, чтобы ответить на её вопросы и задать свои.
Иле, сидя на жёстком стуле, забылся тревожным сном. Через час раздался сигнал. На белой капсуле загорелась зелёная кнопка, и на ленте выехал «Кокон»: маленькая кукла, покрытая белой плотной паутиной. Было открыто лишь бледное лицо с тонкими губами. Синие глаза с удивлением рассматривали сортировщика.
– Меня зовут Ольга, и я не хочу умирать! – Кукла улыбалась, но слёзы бежали по щекам. – Не убивай меня снова, пожалуйста! Мы ведь с тобой одинаковые. Я же вижу, что ты человек.
– Ничего не могу изменить, – перебил сортировщик.
«Пустышка» замолчала. Невысокий мужчина с чужой планеты стоял перед ней, спрятав руки в карманы потёртых брюк. Поджарый, как дикий волк, короткая стрижка, чёрные брови и колючие глаза, внимательные, недоверчивые и будто голодные.
– Ты убийца! Ненавижу тебя! Что мы вам сделали плохого? Мы вас даже не знали. – Ольга проговорила это сдавленным голосом, но сортировщик понял, что будь перед ним настоящий человек, то он услышал бы крик, брань и, скорее всего, ему понадобилась бы защищаться от кулаков.
– Если бы мы не вмешались, вы бы уничтожили свою планету, – спокойно ответил парень. – Наши аналитики прогнозировали двадцать лет до атомной войны. Мы не успевали её предотвратить. Пришлось ударить общей консервацией с расстояния. Первый этап сортировки начался пятьдесят лет спустя.
– Помойная крыса! – Ольга шипела сквозь стиснутые зубы. – Люди Земли не мусор!
Иле было не по себе. Злость, презрение, жалость, непонимание, интерес – чувства противоречили друг другу, и он никак не мог в них разобраться.
– Для меня нет ничего более ценного, чем мусор. – Иле подошёл к кукле и вытер рукой её слёзы. – «Ведь всё красное красиво, новое бело, высоко лежащее желанно, всё привычное горько, всё недостающее превосходно, всё изведанное презренно – в этом вся человеческая мудрость1». Ваша мудрость. Я процитировал вашу древнюю сагу про героя Кухулина. Всё ваше наследие, культура, история, здесь у нас, на переработке, вместе с вашими мозгами. Мы ищем тех, кого можно восстановить. Кто этого достоин. Я подумал…Нет, точнее, я захотел узнать вас получше.
– Да ты ещё и идиот! Случайно не супермена ищешь?
Иле молчал. Ничего ценного в этой кукле нет, Совет Великого Аттрактора не ошибается. Вот дурак! Это я «пустышка», зря потратил ресурсы. Что он хотел себе доказать? Что не чувствует вины? Он рухнул на стул и закрыл лицо руками.
– Нами обнаружено тридцать вымерших планет, ранее обитаемых. Мы видели их гибель, и всегда опаздывали, и ничего не могли сделать. Только на Земле ещё были живы люди. Пришлось сделать то, что уже сделано много лет назад. Мне жаль. Может, ты знаешь, что не так с людьми за пределами нашего скопления?!
– Мы просто хотели стать счастливыми.
– Раньше я считал, что в нашей истории нет ничего необычного. Наши планеты бедны. Но аномальная гравитация звёздного скопления снабжает нас всем необходимым. Она, как морской прибой, выбрасывает на наш берег сокровища с затонувших кораблей. Иногда эти дары смертельно опасны. Мы хотели встретиться с вами, а в итоге грузим вместе с сырьём на конвейерные ленты. Ищем тех, кто хоть как-то похож на нас.
Кукла слушала рассказчика. Тот стоял и смотрел в серую пустую стену.
– Мы не хотим ничем владеть, – продолжал Иле. – Мы не потребители. Мы приспосабливаемся. Иногда ошибаемся, но отходы всегда можно минимизировать. Для каждой погрешности установлены пределы. Сортировщики научились этому ценой собственных жизней.
– Судя по уровню технологий, – кукла кивнула на свою оболочку, – вы легко можете решить проблему жизни и смерти.
– Это высокая цена.
– Вы могли позволить Земле жить своей жизнью, оставить её в покое. Но нет… Ты не узнал ничего нового ни о нас, ни о себе. Вы точно такие же, как и мы, – горько усмехнулась Ольга.
Глаза куклы закрылись, зелёная лампочка на белой капсуле «Кокона» погасла.
– Этого я и боялся, – вздохнул сортировщик. – Кто спасёт нас, когда все миры искушают своими возможностями?
…
Иле втянул носом воздух: «Как можно описать словами запах почвы, влажной, густой и вязкой? А чем пахнет целина на далёких планетах?». Ноздри расширились, пропуская через рецепторы геосмин, продукт почвенных бактерий. Приятный аромат для каждого сортировщика.
Отряд чёрных муравьёв ровным строем шёл под маленький бугорок, где стояла лопата. Парень осторожно вытащил её и очистил от земли.
…
На вечернюю смену Иле Хум не вышел. Он отправился в экспедицию, в один конец. Домой вернётся лишь мозг в вакуумной упаковке, сырьё. Воспоминания Иле оценят и переложат на конвейерную ленту подходящего цвета.
Синий – дополнительная сортировка и переработка, красный – перегной для почвы, жёлтый – извлечение полной информации, зелёный – возрождение в новом теле.
Третий вариант случался крайне редко – если человек был выдающимся учёным или героем. Так или иначе даже для великих умов Аттрактора, круг замыкался на красной ленте.
1 Исландские саги. Ирландский эпос / Составители: М.И. Стеблин-Каменский, А.А. Смирнов. – М.: Художественная литература, 1973 г. – 864 с.
________________________________________________________________________________
каждое произведение после оценки
редактора раздела фантастики АЭЛИТА Бориса Долинго
выложено в блок отдела фантастики АЭЛИТА с рецензией.
По заявке автора текст произведения может быть удален, но останется название, имя автора и рецензия.
Текст также удаляется после публикации со ссылкой на произведение в журнале
присутствует явный сарказм, это не столько «научная», сколько где-то «социальная» фантастика.
Сначала, по традиции – о наборе текста. Автор использует красные строки – абсолютно правильно. Также автор верно применяет тире. Единственное замечание – о правильности написания сочетаний прямой и косвенной речи (увы, «болезнь» подавляющего числа авторов). Поэтому и тут будет полезна наша «методичка» по данному вопросу,
По сюжету. Хотя есть и некоторая невнятность в описании цивилизации-контролёра, общая идея ясна и понятна, Идея, в принципе, актуальная, как любая достаточно глубокая и при этом не какая-то «заумная» в философском отношении идея. Только я бы поставил это не в раздел «научной» фантастики, а, скорее, в наш раздел сатирической и юмористической фантастики. Да, ту не юмор в чистом виде (не смешная тема), но присутствует явный сарказм и, как ни крути, это не столько «научная», сколько где-то «социальная» фантастика. Но, полагаю, коли рассказ принимается, то автору рубрика, в которой он выйдет, уже не так важна.
Ну и, конечно же, не в «главном цехУ», а в «главном цехЕ», но это я уже сам исправлю. Так же я исправлю и недочёты в сочетаниях прямой и косвенной речи (рассказ небольшой), но очень рекомендую автору познакомиться с нашей методичкой по указанной ссылке.