Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Гуняев Д. – Хасима – 17

В этот раз ему приснился очень странный сон, который на самом деле и был первым вестником будущих событий. Сон, пришедший из другого, но невероятно близкого мира. Это был первый момент, когда его подсознание отторгло эту реальность, хотя он этого ещё не понимал. Он увидел холмистую местность, расчерченную наподобие шахматной доски. Неподалёку на одной из клеток доски стояла усадьба, и из неё шла девочка. Она шла по направлению к шахматной королеве, стоящей на вершине холма — шла, но никак не могла приблизиться. Шла, потом бежала изо всех сил, но тщетно. Как бы она ни старалась, расстояние между ними не сокращалось ни на шаг. Шинчаку проснулся.

Первое что он увидел — это налитые кровью глаза жука Сфинктера. Он гудел и трясся. Пространство и связи были разделены прозрачными гиперплоскостями. Сон Шинчаку сняло как рукой, и в следующий момент он увидел и причины произошедшего: с одной стороны, выветривая кирпичами Воронение, мчался Выворотыш, а с другой стоял Стекольщик. Шинчаку начертил две окружности. Они выглядели одинаково, только одна вращалась, а другая — нет. Так жить было нельзя, и Шинчаку, перепрыгнув океан и двухсоткилометровую стену, оказался в Хасиме.

Он брёл среди обломков домов и проржавевших остатков автомобилей, переступая обломки арматуры и карабкаясь там, где пройти было нельзя. Наконец, он увидел Сфинктера и протянул к нему опоясыватель. Первая личность — Безмолвие. Холодное и в то же время огненное излучение прильнуло снизу и окатило потоком, разлагающим всё на атомы, а атомы — на более мелкие частицы вплоть до самых элементарных. Шинчаку увидел Безмолвие, которое стояло прямо перед ним. Бежать было бессмысленно, потому что он уже был пойман, и его постепенно затягивало, замораживая и сжигая, и скоро от него не останется ни частички, которая могла бы сказать: "Я есть. Я существую". Шинчаку закричал Безмолвию:

- Ты не сможешь этого сделать!

- Я смогу.

И он понял, что его бравада была абсолютно бессмысленной. Крик подобрался к горлу, но уже не было того, чем можно было кричать, поэтому он так и остался немым. Я мыслю, но что значит "мыслить"? И что значит "я"? Шинчаку с хлопком превратился в искры, дым, звёздочки и прочий набор спецэффектов. А затем всё исчезло.

Но Шинчаку не исчез. К своему удивлению, он по прежнему осознавал ход своих мыслей, а также наличие некоего мотора, находящегося где-то у него внутри. Этот мотор работал на полную мощность, готовый разорваться от своего бешеного ритма на части. Кругом была тьма и пустота, однако это не было смертью, потому что некоторые ощущения присутствовали, и похоже они присутствовали у него всегда, как в нашем мире всегда будет присутствовать реликтовое излучение. Шинчаку попробовал создать свет и в результате коснулся языком слизистой своей левой щеки — это было непривычно. Он попробовал применить вычревовещание к внешнему сознанию и скорчил гримасу. Он попробовал развернуть измерение и сжал зубами что-то твёрдое и круглое. А затем шлем с металлическим лязгом съехал с его головы, дав ход в расширенные от темноты и ужаса зрачки фотонам. Что происходит? Сколько измерений вокруг него, почему его тело делает вовсе не то, что он ему приказывает? Где кофоры? Где опоясыватель? И снова в его глазах потемнело.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    люблю тексты, в которых авторы «сюрреалистичничают»» – играют мыслями, словами, понятиями,

    Набрано в смысле правил набора хорошо, к тому же автор явно понимает разницу между тире и дефисами. Сказать о написании сочетаний прямой и косвенной речи не могу – их нет в тексте, есть местами одна прямая речь – без сочетаний с косвенной. Исходя из «статистики» (что процентов 90 авторов не знают, как писать такие сочетания), рискну посоветовать автору познакомиться с нашей методичкой: http://iaelita.ru/blog/novel/78545.html

    В тексте много неоправданно увеличенных абзацев, из-за чего вследствие определённой «сюрреалистической» специфики текста читать местами тяжеловато. Абзацы для того и существуют, чтобы делать текст более удобоваримым, задать более чёткую «ритмику», а не превращать текст в сплошной «поток» авторского сознания. Который местами ещё наполнен излишними повторами глагола «быть» и его производных.

    Относительно сюжетной идеи. Вообще серьёзный вопрос: а она тут есть? Что хотел автор сказать этим текстом? Выдать пародию на «Матрицу»? Несмотря на то, что я не читал упомянутую тут работу «Дебри непроходимого бреда», судя по названию, тот, кто написал «Дебри», уже всё сказал. Кстати, а с чего автор взял, что книга С. Лукьяненко» «Лабиринт отражений» появилась после фильма «Матрица»?! Текст написан Сергеем в 1997 году, между прочим. А «Матрица» вышла на экраны в 1999 году.

    Нет, я вообще-то очень люблю тексты, в которых авторы, где авторы «сюрреалистичничают» – играют мыслями, словами, понятиями, концепциями, перемешивая их. Например, прекрасен «Обмен разумов» Роберта Шекли – какая там игра словами, концепциями и всем остальным. Сколько порой сатиры и гротеска, который, несмотря на то, что он чисто американский, понятен и нам.

    Но чтобы подобные «игра» воспринимались хорошо, это должна быть чётко осмысленная игра, а не произвольное нагромождение слов и концепций в линейной зависимости лишь от знания автором таких слов и концепций, но не в смысловой связи. Например, игра словами «сфинкс» и «сфинктер» забавна сама по себе, но хоть смысловую метафору или аллегорию тут усмотреть очень трудно.

    Поэтому в данном случае, как мне кажется, эта «игра» часто является лишённой особого смысла, оставаясь лишь попытками слепить «оригинальную мешанину» из всего, до чего дотягивается мысль автора. Вот и и появились такие участки текста, как, например: «…А затем он упёрся в теорему Гёделя о неполноте и парадоксы теории множеств, и поэтому сначала он хотел было обрушить на Землю шквал астероидов, затем поглотить Солнцем все его планеты, далее столкнуть Млечный Путь с другой галактикой, превратить всё это в одну большую чёрную дыру и в итоге рассеять излучением Хокинга, но в последний момент он решил, что это было бы слишком скучно, и он создал огромные плотоядные гамбургеры, сэндвичи и хотдоги, которые, напевая всё ту же песенку о работе, всех съели и затем самоуничтожились…». Прошу прощения, но особого юмора и глубокой пародии на «Матрицу» я тут не вижу.

    Текст, повторяю, забавен, но как-то больше годится для стёба в студенческом журнале, чем в «Уральском Следопыте». Да и название тоже слишком… громоздкое, скажем так.

    Автор – человек явно эрудированный – хотел бы ему посоветовать попробовать написать что-то более осмысленное, должно получиться.

    • Гуняев Д

      Спасибо за рецензию, Борис! Также спасибо за методичку. Принимаю в расчет глагол "быть" и Лукьяненко. Увы, не удосужился навести справки и в результате ошибся.

      Что ж. Я постараюсь объяснить смысл, возможно, неудавшегося анекдота, потому что для моего больного сознания все происходящее там подчинено своей, пусть и неевклидовой, а также оторванной от реальности, но все-таки логике.

      Начну с того, что у меня не было цели что-то простебать, или поиграть словами. Как я сказал во введении, мне в голову пришла идея конструкции, концептуально похожей на Матрицу и с таким-же технологическим стеком, но имеющей более оптимальный софт, и я решил поделиться этой идеей, а так же пофантазировать на тему, как бы это выглядело, ведь зрелище на мой взгляд должно быть феерическое.

      Первая половина рассказа – это как раз и есть описание мира, порожденного сознаниями Шинчаку и Хасимы. И с нашей точки зрения это и выглядит как шизофазийное сюрреалистическое месиво. Однако там есть свои персонажи: Сфинктер, Безмолвие, Выворотыш, Стекольщик. Да, они не разговаривают. Но зачем вообще нужно разговаривать, когда есть столько разных других способов коммуникации, которых мы, находящиеся здесь, даже представить не в состоянии? И так же есть свои причинно-следственные связи: "один круг вертится, второй – нет, значит так жить нельзя", или "жук поднял лапку – значит пора браться за работу" и т.д. Но этот мир еще не целиком погрузился в "Мир идей Платона", и там остаются объекты из нашего мира, пусть они и претерпевают мутации: например Сфинкс становится Сфинктером, а одна личность становится многими. И наоборот, когда Шинчаку попадает в "реальный", а точнее квантово-механический мир, он для него предстает таким-же сюрреалистическим месивом, как для нас Хасима. Я взял слово "реальный" в кавычки. И в тексте есть намек на то, что этот мир и есть выдумка Шинчаку. И да, наш мир тоже подчинен логике далеко не всегда.

      А так как я стараюсь показать не что иное, как оторванное от рельности сюрреалистическое месиво, то оно таковым и должно быть. По крайней мере для живущих в этой вселенной нас. Да, я согласен, что пробиваться через это непросто, но другого способа я не вижу. Так что остается лишь расслабиться и получать удовольствие. Тем не менее, мне кажется, что объемные абзацы – не самое большое из зол. Тут гораздо сложнее совладать с терминами из математики, айти и машинного обучения. И вообще сложно не перегнуть палку, потому что наверняка найдутся и те, кто скажет, что я эту палку недогнул.

      Если же нужна какая-то мораль, типа здесь истина, а здесь – нет, здесь добро, а здесь нет, то пожалуйста увольте. Кто я такой, чтобы такое говорить? Я к религии не имею никакого отношения. Но не вижу ничего плохого в том, чтобы поделиться идеями и, возможно, заставить людей лишний раз подумать об этих вопросах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru