Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Полищук А. – Экзамен – 14

Произведение поступило в редакцию журнала "Уральский следопыт" .   Работа получила предварительную оценку редактора раздела фантастики АЭЛИТА Бориса Долинго  и выложена в блок "в отдел фантастики АЭЛИТА" с рецензией.  По согласию автора произведение и рецензия выставляются на сайте www.uralstalker.com

—————————————————————————————–

– Так. Ну что? Все отчитались, кто хотел? Для остальных пересдача через неделю. Имейте в виду – это последняя возможность! Не сдадите через неделю – вылетите с курса! Как пить дать! Больше пересдач не… А-а, ещё один готов. Ну, давайте, оценим работу Угра. Я предвкушаю долгую и мучительную беседу. Ха-ха! Откуда у вас уверенность, что сможете защититься?

– Ну, во-первых, профессор, работа выполнена полностью, результат получен… В принципе положительный… А во-вторых, я ведь ничего не теряю. Если не сдам сейчас, у меня останется ещё неделя. Хотя я думаю, что если Вы не будете ко мне чересчур придирчивы, то я смогу…

– Это с чего я не буду к вам чересчур придирчив?! Не с того ли, что вы профилонили всю учёбу?  Да вы и на половине занятий не присутствовали! Мне вообще кажется, что промежуточные работы за вас выполняли друзья-товарищи. Слишком поверхностны ваши знания предмета. И нутро моё жаждет мести! Расправы! Ха-ха! И сегодняшний день – лучшее время для этого эпохального действа! Я с утра искал, на ком бы отвести душу. Давайте-ка сюда ваш, с позволения сказать, труд.

– Так ведь, профессор, я не просто прогуливал занятия. Я много читал. Граецухерисызуста… Труды Кроешаретронривера изучал… И этого… Который выдвинул теорию моделирования полного из частей… Виссина! Варссина!.. Что вы ржёте все?! Заткнитесь дебилы! Я с профессором разговариваю… Да, точно! Васина, чтоб его! Не смейтесь, пожалуйста, надо мной – у меня с детства плохая память на имена. А тут ещё этот… Фиг выговоришь… Вис… Ва-с-с…

– Дайте уже сюда вашу работу, знаток теории. А то я сегодня и к ужину домой не успею. Что здесь?..

– Я, кстати, использовал элементы его теории в создании..

– Молчите лучше сейчас! То, что вы сделали – это просто издевательство! Форменное! Пример, к чему приводит небрежность в учёбе! Вы просто – вандал!

– Дак почему же! Вон, смотрите, жизнь бьёт ключом. Всё работает… Почти без сбоев. А ведь если подумать, у мне досталась такая сложная задача!

– Такие и должны попадаться тем, кто закладывает на учёбу. Ну, поехали. Давайте отрываться. И не приближайтесь ко мне так. Дайте мне развалиться посвободнее, чтобы приятнее было оттягиваться по полной.

– В начальных условиях мы имели очень сложные характеристики объекта. Практически безжиненное пространство. Безнадёжно безжизненное…

– Что за чушь вы несёте, болван! У вас на входе – система с десятком планет. Полно спутников. Любые условия: жар, холод, суша, океаны, кислород – всё, что угодно. Вы выбрали молодую планету с полноценной атмосферой. Приемлемое расстояние до звезды…

– Ну Вы скажете тоже, профессор! Вот у Цикевросихвиста задача – я понимаю. Ровная поверхность, стабильная температура и океан, полный метана. Ух, я бы там развернулся! А здесь что? А всё потому что у него имя длинное, а у меня короткое! Поэтому Вы меня и не любите! И на экзаменах мне вечно не везёт!

– Бросьте, Угр! Если и дальше относиться к учёбе спустя рукава, так всю жизнь с коротким именем и проведёшь! Вы бы и на метановую планету засунули дышащих кислородом, изверг. Вам дали средние значения гравитации и давления. Умеренный уровень радиации. Полный набор химических элементов. Гигантские запасы воды. Вам этого мало? Тут можно камень уронить – и то бы жизнь появилась! И…

– И жизнь началась после падения кометы… Что вы ржёте снова, идиоты?! Не мешайте мне разговаривать с профессором!.. У меня в это время на планете вулканы извергались один за другим…

– Если бы вы, мастер нестандартных решений,  относились к учёбе серьёзней, то знали, что это упрощало задачу, а не усложняло. Сколько раз вы били кометами да метеоритами? У вас ландшафт усыпан кратерами! Вы уже тогда собирались её уничтожить? Так сколько?

– Думаю, чуть более пятисот… тысяч… Это которые попали. Оказывается это вообще не просто!

– Да вы просто снайпер! Попали так попали! Вы же перед этим целую планету в системе разбомбили, варвар!

– Так я же говорю, что тяжело попасть как надо! Я целился, целился… А там на пути эта планета… Ба-бах! Зато там теперь пояс астероидный. Симпатичненький… Чего? Сам ты уснул, зараза! Сиди и молчи, не высовываясь! Я, честно не спал, профессор! Почти… Но ведь я же тоже имею право на отдых. Столько усилий, нервов тратишь – ужас! Столько пришлось экспериментировать с составом элементов. Без аминокислот вообще ничего не получалось, будь оно не ладно. Вот и пришлось кометами пулять…

– Если бы вы думали тем, чем надо, хватило бы и нескольких десятков. Вы, наверное, удивились, что жизнь зародилась в воде?

– Не просто в воде. В мировом океане… Хватит ржать!.. Скажите им, чтобы замолчали. Вас они послушают.

– Пусть вас сначала послушают. Глядишь, поменьше учёбу пропускать будут. Это правда, метатель больших камней, что восемьдесят процентов всего отведённого времени вы тупо ждали, когда организмы сами по себе пройдут стадию от одноклеточных до многоклеточных?

– Я в это время как раз ландшафтом и занимался. Посмотрите, какой чудный шарик. Я придумал немного сдвинуть географические и магнитные полюса.  И наклонил ось планеты. У нас появились смены сезонов. Красота!..

– А раскрутить спутник вокруг своей оси, чтобы выровнять на нём освещённость и облегчить в последующем процессы изучения и колонизации, вы не пожелали из ненависти к науке или просто поленились?

– Я не подумал об этом. Какая уж тут колонизация. Жизнь ещё в воде находилась… Зато я отогнал спутник на большее расстояние от планеты, чтобы уменьшить отливы…

– Ваше счастье, что жизнь к этому времени уже появилась, олух. Близость спутника только увеличивала шансы на зарождение жизни. А то бы до сих пор лупили астероидами по несчастной планете. Итак, владыка бактерий, вы не вмешивались в неторопливое развитие одноклеточных до…

– Я дождался, когда в результате естественного хода эволюции, жизнь сама собой выберется на поверхность… Хватит смеяться!.. Скажите им. Почему вы тоже?

– Действительно, это уже даже не смешно! К тому времени большинство уже экзамен сдали. Знаете, что один наш общий знакомый с младшего курса настолько поднаторел, отгоняя от вашей безмятежной планетки метеориты, что теперь собирается оформить научный труд на эту тему и выступить с ним на студенческой конференции. Уж не знаю, что вы ему могли пообещать, чтобы… Итак, когда все уже собирались домой, мы наконец-то выбрались на сушу! О-ля-ля!

– Ну, тут я решил максимально разнообразить количество видов, чтобы запустить на полную процесс естественного отбора.

– Сдалось вам это разнообразие. Вы хоть немного учили материал, создавая свой заповедник? Я вам лично твердил: ограничьтесь десятком видов. Ясно же любому кретину, что такое многообразие жизни неизбежно приводит к нерегулируемому, лавинному росту насилия. Хищник на хищнике, хищник на хищнике! Ужас!

– А что мне оставалось делать? Я итак потерял массу времени.

– Вот именно! Делая одну ошибку за другой, вы и получили то, что получили… Валяйте дальше, куражиться – так куражиться!

– Слишком быстрое, можно сказать хаотическое, распространение жизни по планете, как Вы уже сказали, профессор, приводило к печальным последствиям. Они съедали почти всю растительность. У меня возникли опасения, достаточно ли будет кислорода на планете… Мне потребовалось как-то ограничить их распространение…

– Если вы сейчас начнёте рассказывать, что в целях сохранения кислорода в атмосфере, и, сокращения видов и общего количества флоры, рванули супервулкан, это будет ваша последняя фраза. Я выставлю вас вон!.. Ну-у?

– Он сам рванул! Я просто офигел! Это была катастрофа, так катастрофа! Столько всего погибло! Я целый день себе места не находил. Твари безмозглые, а всё равно жалко!.. И ты тоже безмозглый! Молчи, блин! Не мешай!.. Но, кстати, эффект оказался и частично положительный тоже. Сокращение численности привело к улучшению качества видов. Я добился большей выживаемости, приспособляемости оставшихся животных к новым сложным условиям. Правда не совсем те выживали, кого я хотел видеть. Поэтому попробовал повторить опыт ещё раз. С тем же эффектом… Кто кретин? Ты сам дурак! И не хохочи!.. Я же не знал, что самые безобидные хуже всего приспособлены к катаклизмам. Тогда не знал. В общем, чтобы травоядные не съедали всю растительность, я развивал способности хищников. А ещё оказывается, большое разнообразие видов приводит к саморегуляции. И это хорошо. То одних больше, то других. Чтобы выжить, им пришлось увеличиваться в размерах. Сначала увеличились насекомые. Ну, это когда ещё кислород превышал значения… Потом появились динозавры… Что Вы говорите, профессор, размер мозга? Ну, маловат, конечно, мне это тоже не нравилось… Молчи, блин, друг называется! Сам знаю, о чём они всё время думали! А если бы ты, зараза, весил десять тонн, тоже поди не стихи целыми днями сочинял!.. В общем, когда ситуация выходит из-под контроля можно уронить астероид. Или несколько подряд. Тем более, что к тому времени уже появились первые млекопитающие. Размерами они выгодно отличались от динозавров, жрали не в пример тоже, а размножались очень даже ничего. Я уже тогда подумал – из этого что-то может получиться. Я такие вещи на мах чую! Помните, на опытной работе, когда на какой-то планете радиацией светили, я сказал что кто-нибудь всё равно останется! Тараканы тогда выжили и бактерий много разных. Помните?.. В общем я поставил на млекопитающих и не проиграл. Вот только, пожалуй, зря сделал приматов плотоядными. Я думал, если они смогут питаться любой пищей, у них будет больше шансов выживать. Нужно только…

– Это полным кретином нужно быть, чтобы догадаться доминирующий вид наделить способностями хищника! Вы вообще соображаете хоть чуть-чуть! Доминирующий вид – плотоядный! Вы это слышали?! Граецухерисызуста вы читали? Кроешаретронривера вы изучали? Да как вы смеете ссылаться на труды корифеев, указывая в качестве примера на этот кошмарный мир?! У вас есть хоть чуть-чуть сострадания ко всем тварям, которые имели несчастье пытаться выжить в этом аду? Варвар!

– Я пытался исправить ситуацию! Я разделял материки и создал несколько близких видов, чтобы…

– Чтобы, разумеется, победил самый хищный, агрессивный и кровожадный. Браво, милосердный Вы мой! Естественный отбор.

– Ну, Вы уже придираетесь, профессор. Они ведь оказались самыми умными и…

– Которые? Вот эти? Не вешайте мне лапшу на уши! А неандертальцы? Забыли про них? И кто умнее? Вы хоть мозги у них сравнивали? И что ваши умницы сделали с неандертальцами? И с остальными, кстати, тоже. Естественный отбор… Вы почему не вмешались, Угр? Вы вообще в этот момент контролировали процесс? Или вы можете корректировать эволюцию только астероидами и супервулканами? Чего вы добились? Одно из самых… Да что там! Самое! Самое кровожадное существо во вселенной! После того, как они истребили все конкурентные виды, принялись уничтожать друг друга. Это вы его создали! Вы. Своим равнодушием и нерадивостью.

– Да что Вы, профессор! А как же технические достижения? Сельское хозяйство…

– Как это мило! Эти садисты додумались создать фермы для выращивания животных, предназначенных к употреблению в пищу. Варвары, достойные вас!

– Колесо, электричество, атом…

– Молчите лучше! Все их технические достижения имеют собой цель создать оружие помощнее, чтобы поскорее уничтожить родного брата. Удивляюсь, как они до сих пор ещё не укокошили всё живое. Мне кажется, если продолжить эксперимент, максимум через пять-шесть поколений всеобщее истребление неизбежно. Им дела нет ни до природы, ни до планеты, ни до собственных детей. Живут только тем, чтобы сиюминутно побольше сожрать и нахапать. Их миром правит жадность. Их машины и заводы засоряют атмосферу и океаны. Их атом… Какое первое применение? Напомнить или сами назовёте?

– Ну да, взорвали бомбу. Две…

– Лапушки. Просто милашки. Лучше бы с такими результатами они вообще не занимались наукой! Глядишь, развивались более близкими к природе. Больше заботились о планете.

– Кстати они уже исследуют космос. Пытаются освоить космические путешествия…

– Чем они занимаются в космосе? Не пытаются случайно нашпиговать его оружием, чтобы применить по своим же братьям, живущим за соседним забором? Слава богу, что по инструкции соседние звёздные системы должны быть установлены на недостижимых друг от друга расстояниях. А то лапочки уже заразили бы всё, до чего смогли дотянуться. Не дай бог они придумают, как перемещаться от звезды к звезде. Этак можно и вовсе без галактики остаться.

– Религия. Я дал им религию. Она изменила так много в этом мире…

– Согласен. Это действительно видится верным решением. Пожалуй, если бы не религия, ваши очаровашки уже давно ухлопали друг дружку. Признайтесь, вы это придумали нарочно, чтобы они подольше не лезли в науку? Что же, это и вправду притормозило тягу к исследованиям у этих… Кстати, а как они вообще себя называют?.. Какой?.. Разумный?!.. Вы шутите?! Они что, действительно себя так назвали? Ну знаете ли…

 – А культура? Я познакомил их с музыкой, литературой, изобра…

– Вам следовало каждому всунуть в руки хорошую книжку взамен пушек, из которых можно палить без разбора при первой подвернувшейся  возможности. Культура? Звучит неплохо. Давайте посмотрим повнимательнее. Основные темы их произведений. Насилие, войны, катастрофы, криминал… Чему они учат молодые поколения?

– Любовь! Они научились любить, профессор! Это проявляется и в культуре, и в религии. Один из смыслов жизни. Любовь теперь – это их жизненная потребность. Они без любви даже не могут почувствовать себя счастливыми!

– А вот это, пожалуй, единственное светлое пятно в вашей бездарной работе. Любовь – это действительно прекрасно! Вы сами до этого додумались, Угр, или кто надоумил? А впрочем не важно. Любовь – это то, что спасает их мир… Пока, по крайней мере. И, пожалуй, спасёт вашу мешанину. Любовь – это то, что может изменить даже моё отношение к вашему чудовищному опыту. Чёрт с вами, давайте свою карту. Больше зачётного минимума я всё равно не поставлю. Но обещайте мне, что никогда больше не станете создавать планетарные симуляторы! И ни за что на свете не займётесь моделированием жизни в звёздных системах! Поверьте, это – не ваше. Найдите себе применение попроще.

– Конечно, профессор! Обещаю, профессор! Спасибо, профессор!.. Вот ещё здесь поставить оценочку… Эксперимент завершён, профессор? Можно стирать?

________________________________________________________________________________

каждое произведение после оценки
редактора раздела фантастики АЭЛИТА Бориса Долинго 
выложено в блок отдела фантастики АЭЛИТА с рецензией.

По заявке автора текст произведения может быть удален, но останется название, имя автора и рецензия.
Текст также удаляется после публикации со ссылкой на произведение в журнале

Поделиться 

Комментарии

  1. голые диалоги делают чтение крайне неудобоваримым

    Замечания по набору текста: коли делаете красные строки, то ни к чему набирать увеличенные интервалы между абзацами. В остальном по набору текста все те же замечания, что и к рассказу «Кое-что о параллельных мирах».

    По сути сюжета рассказ являет ещё одни пример создания жизни на Земле. Иногда это рассматривается как акт творения высшим существом (богом), иногда – как в данном случае – в виде экзаменационного задания в неком учебном заведении некой сверхцивилизации. Надо сказать, что когда-то такие попытки встречались у авторов намного чаще, но последние годы стали весьма редкими – и слава богу! Видимо, большинство авторов поняли, что тема себя досконально исчерпала.

    Это лишний раз подтверждает данный текст: ничего оригинального или хотя бы просто забавного автору сказать не удалось. Оригинальным сюжетным поворотом, судя по всему, должно было стать то, что в результате этой «лабораторной работы» разумные существа на Земле научились любить – что и спасло студента-инопланетянина от «неуда». Ну так и подобные решения уже не раз были в подобных же рассказах про «сотворение жизни на Земле. Так что оригинально не получилось, увы.

    К тому же и форма подачи материала – голые диалоги – делает чтение крайне неудобоваримым. Выбирать подобную форму (весьма сложную для восприятия вообще) следует исключительно для представления ну очень уж интересного материала. А когда это нечто, уже многократно писаное-переписанное, то форма подобная подойдёт разве что для рассказа в университетскую газету – как этакая «проба пера» студентов , но не для серьёзного издания.

    Я допускаю, конечно, что автор ничего подобного никогда ранее не читал, и пришедшая сюжетная идея явилась для него откровением. Но это не будет оправданием – нужно лучше знать историю жанра, в котором пробуешь себя. Тогда, если собственная фантазия работает, будет появляться больше оригинальных идей – идеи же возникают не на пустом месте, а являются плодом имеющегося знания. И это знание будет подсказывать: «Ой, а такое уже писали, и не раз! Постараюсь-ка я придумать что-то новое».

    В общем, желаю автору удачи в создании новых сюжетных идей

Публикации на тему

Перейти к верхней панели