Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Велижанина Т.-Клад Пермского периода-38

— А тебя, мерзавец, я на каторге сгною! — затряс кулаками заводчик. — Смутьян! Сахалин по тебе плачет!

— Это всё лирика, — хмыкнул Андрей. — По какому праву вы Лобную пустошь своей назвали?

— Да кто вы такие, чтобы я перед вами ответ держал? — побагровел Силыч так, что Прошка испугался — неровен час удар хватит.

Мизгирь, однако, насторожился. Его длинные пальцы вверх и вниз забегали по борту сюртука.

— Мы кто такие? — рявкнул Андрей так, что Силыч отшатнулся. — Мы — рабочие! И земля эта — наша!

Андрей выхватил из-за пазухи лист бумаги с гербами и печатями и ткнул Силычу в лицо.

— Чего-чего? Ваша? — захохотал Силыч, сотрясаясь всем телом. — Это что за байки? В голове помутилось?

— Это купчая на Лобную пустошь! — крикнул Андрей. — На гербовой бумаге, со всеми печатями! Продал твой племянник Лобную пустошь! Продал!

— Да как ты смеешь! — закричал Силыч. — Не мог Митрошка против моей воли пойти! Что ты тут мне трясёшь? Не моги трясти!

Как во сне Прошка видел капли пота, ползущие по багровому лицу хозяина, презрительно заломленную бровь Андрея, хищно блеснувшие из-под пенсне глаза Мизгиря… Прильнувшие к окнам лица рабочих…

— Дайте мне вашу бумагу, — протянул Мизгирь руку, и Андрей, поколебавшись, вложил купчую в его длиннопалую ладонь.

— Да какая там бумага… — забулькал, застучал кулаками Силыч, но Мизгирь, не слушая, так и впился в кудрявые строчки.

— Купчая на сто аршин земли, именуемые Лобной пустошью… — забормотал Мизгирь, — казённый сбор уплачен… Номер кадастра… На имя Прохора Корзухина…

— Дай! Дай сюда эту бумагу! — прохрипел заводчик, но Мизгирь отстранился и задумчиво произнёс:

— Подпись секретаря губернской палаты… В Пермь ездили? Вот почему я ничего не знал…

— Ездили. По всем правилам оформили, все сборы заплатили, во всех реестрах зарегистрировали, — так и режет Андрей, любо-дорого смотреть. Молодец он! Дал Митрошке-пьянице с дядькой поквитаться.

— Прохор Корзухин, — под взглядом Мизгиря Прошке стало зябко. — Это… Это вы?

«Вы» вместо вечного пренебрежительного «ты» многое сказало и Прошке, и всем остальным. Андрей сощурился презрительно, изобретатель приосанился, Иван-приказчик набычился и отступил в угол.

— Давай, Прошка! — закричала Устинька снаружи, наваливаясь на подоконник. — Не слушай их! Жми!


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    Автор определила жанр произведения как «магический реализм» 

    Автор ё-фицировала текст по моему совету, так что буква «ё» тут теперь есть. ))) Вообще авторы частенько забывают это делать, а ведь ё-фицированный текст – одно из базовых условий приёма произведений на рассмотрение. Часто, когда делаешь такое замечание, авторы проводят ё-фикацию вручную и повторно шлют текст. Но при этом (если человек не приучил себя писать «ё» всегда там, где нужно) обязательно останется масса мест, где неприученный писать «ё» пропустит эту букву. Текст, где «ё» в нужных местах то присутствует, то отсутствует, выглядит ещё более дурацки, чем вообще без «ё» вообще. Поэтому для ё-фикации, когда это необходимо, лучше всего пользоваться программами-ёфикаторами (наиболее удачная из таких – программа «YO»). А ещё лучше – приучиться писать «ё» всегда.

    Традиционно несколько слов о наборе текста. Автор использует тире там, где должны стоять именно тире, а также пишет везде красные строки – это прекрасно. Но вот делать увеличенные интервалы между абзацами при наличии красных строк совершенно ни к чему: это «традиция» набора интернет-стаей, но никак не художественного текста. Это, естественно, не «смертный грех», но – элемент культуры набора текста.

    Также традиционное замечание по написанию сочетаний прямой и косвенной речи – увы, это ошибка, присущая ныне (да и всегда) 99% авторов (и даже многим редакторам!) Разбирать тут данные ошибки не буду, но если автор мне напомнит – вышлю нашу «методичку» по данному вопрос – уверен, будет полезно.

    Но в целом написано вполне грамотно – тут особых претензий нет.

    Теперь о главном – о сюжетной идее и самом сюжете. Автор в значительной степени владеет словом, но мне очень хотелось бы, чтобы она задумалась над выстроенным сюжетом. На мой взгляд, любой автор (особенно пытающийся работать в жанре фантастики) всегда должен задавать себе вопрос: а для чего я написал то или иное произведение? Пишут для банального развлечения читателя: увлекательный сюжет, в котором присутствуют неожиданные оригинальные повороты и развязки, интересный созданный мир и т.п. Пишут с целью вскрыть некую проблему и показать пути её решения. И т.д., и т.п. У таких произведений есть шанс найти заинтересованного читателя и, значит, обеспечить автору успех в той или иной степени. Есть ещё один тип произведений – их пишут просто потому, что хочется что-нибудь написать. Давайте подумаем, что мы имеем в данном случае.

    Это рассказ о трудной судьбе сироты Прошки, вынужденного вкалывать на супостата-хозяина на солеварне в Пермском крае. Дело происходит (судя по упоминанию Ленского расстрела) не ранее середины 1912 года. Прошка работает на солеварне (как и все остальные рабочие) в ужасающих условиях. Встречает там бывшего студента, который начинает ему рассказывать об азах палеонтологии и геологии (в частности, о происхождении такого полезного ископаемого, как поваренная соль). Что удивило: в рассказе студента мелькает слова вроде «тектонические плиты» и т.п., но у малообразованного Прошки даже не возникает вопроса – а это что такое? Видимо, Прошка проходил такие дисциплины в сельской школе 1912 года.

    Парнишка оказывается впечатлительным, и у него начинаются видения с перемещениями (как бы имеющими место в реальности) в те далёкие «мезозойские» времена. При этом там откуда-то берётся некий динозаврик, который даже в некотором смысле общается с Прошкой (это уже из разряда сказки какой-то). Прошка пытается взорвать супостата бомбой, которую приготовил студент, но не может этого сделать по христианскому воспитанию, а фитиль у бомбы уже горит. Каким-то образом (видимо, силой мысли) Прошка оказывается с бомбой в доисторической эпохе, бомба взрывается, разрушает скалу (а Прошка остаётся невредим) и данную территорию заливает море.

    Потом в 1912 году на соседнем с солеварней участке находят новое месторождение (которое, как надо понимать, возникло из-за того, что море затопило эту территорию в далёком прошлом – бомба, приготовленная студентом, видимо, имела тротиловый эквивалент килотонн 20, не меньше), супостат уже потирает руки, что месторождение принадлежит ему, но участок студент (каким образом, непонятно – откуда деньги у него нашлись на такое?!) сумел выкупить в пользу Прошки (почему именно его – непонятно). Счастливый конец.

    Автор почему-то определила жанр произведения как «магический реализм». Реализм тут, конечно в определённой степени присутствует – автор весьма красочно описывает тяготы наёмного труда, и надо сказать, что имеет место немало образных выражений и метафор (хотя и язык здесь выглядит слишком уж искусственно стилизованным под какие-то горьковско-шишковские тексты о тяжёлой доле рабочего класса в царской России), а вот что тут магического, кроме пиджака, забытого Прошкой в далёком мезозое – не знаю. История с «царевной-лягушкой» это не «магия», а «сказка», не более. Кстати, как мне кажется, общее описание «рабочего класса», показанного в рассказе, более соответствует где-то концу 19 века, чем 1912 году – тут уже после революции 1905-1907 годов и активной работе марксистских организаций, настрой был существенно иной , а здесь уж больно какой-то «лапотный» народ показан (но я не историк, утверждать не буду).

    Ну а что касается основы… Увы, какого-то увлекательного сюжета и интересного «мира» автор здесь не создала. Никакой серьёзной проблемы тут не поднято и, тем более, не раскрыто. Получается, что написан рассказ… для чего? Увы, впечатление, что «просто хотелось что-нибудь написать». А при таком посыле, даже с хорошим авторским языком всегда получится в целом слабое произведение.

    Могу только повторить то, что приходится говорить довольно часто: нужно более вдумчиво прорабатывать сюжетные идеи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru