Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Улыбкин А.-Диссонанс-21 т.зн.

Может. Ведь я – творение двух миров. Только посредством направленной мутации могло появиться на свет нечто вроде меня – монстр-чужак, что обладает сознанием человека. Последнее, в паре хоть и с модифицированным, но всё же исходным генетическим материалом землянина, давало возможность общения между нашими народами. Работала присущая местным обитателям особенность. Всем, кроме мерзких червей, которых мы методично превращаем в ничто. Хотя, кто они в сравнении с нами? Жалкие и недостойные, обделённые даром прямой связи с планетой, зачем они нужны? Их стремление к размножению лишь вхолостую поглощает этот мир. Оно убивает его, нашу историю и наследие.

Но... ближе к делу. Теперь я не просто монстр и убийца, отныне я переговорщик, раз уж услышан.

«Всё правда, брат. Мне дали новую жизнь».

«Что тебе нужно?! Боже, что за бред! Почему я до сих пор жив?»

«Думаешь, тебе есть за что умереть?»

«Я же бросил тебя! Оставил умирать. Почти год прошёл...»

«Это не важно».

Год... прежний я слегка ошеломлён, а новый – недоумевает, с чем сопоставить это «год». Чувства времени и прогресса скатились до ничтожного уровня. Всё так, будто детская безмятежность и сейчас стирает любые грани, оставляя единственный ориентир в жизни – действие.

«Что будет дальше?» – нарушил молчание мой... старший брат.

«Ты должен им рассказать. Этот мир удивителен».

«Этот мир – пустыня, и интересен лишь из-за ресурсов».

«Ты ошибаешься. Сам факт нашего общения рушит всё, что известно!»

«Но ничто не отменит запредельной жадности нашего народа».

«Ничто, кроме вечности!»

«Я... не понимаю».

«Мы общаемся и чувствуем друг друга. Наш с тобой разговор ничто в сравнении с этим. А ещё – смерть ничего не значит. Великая мать... нам даровала возможность сохранить свой разум после смерти. Появившись на свет однажды, мы все едины в будущей вечности. Мы чисты друг перед другом. Что знает один – известно и прочим. А после, когда тело больше не в состоянии сносить этот мир, Она принимает нас и дарует созидание. Не это ли было тайной мечтой и у человечества?»

«Сумасшествие. Почему тогда твои новые друзья до сих пор копаются в грязи? Почему именно мы летим от одних миров к другим и покоряем их? Почему не они?»

«Наше счастье не во владении и контроле».

«А в чём же?»

«Мы рождаемся и умираем. Охотимся и сражаемся с врагом. Мы дышим, путешествуем по планете и смотрим в далёкие небеса. Мечтаем о звёздах. Этого достаточно. Мы общаемся с праотцами и не тревожимся о будущем. Тревоги и страх вообще не ведомы нам. Мы – навсегда часть Вселенной. Уверенность в этом, как и чувство общности, живёт в каждом с первого вдоха».


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    Классический диссонанс объёма формы и содержания.

    В плане набора текста и здесь всё хорошо. (но плохо, что в этом рассказе присутствует персонаж «Алекс» – как и в рассказе «Всё, что нужно». Если бы это были рассказы одного цикла с одним и тем же героем – понятно, а так вызывает некоторое недоумение (словно на свете не хватает имён для выбора).

    По сюжету это попытка создать «психологичный» рассказ об отношениях двух братьев, у старшего из которых комплекс на младшего, что вызывает понтонную напряжённость. Братья оказываются в армии на иной планете, где люди воюют с аборигенами – жуткими монстрами вроде монстра из фильма «Чужой». Непростые взаимоотношения братьев развиваются ещё и на фоне противостояния людей и чужих – автор пытается поднять и проблему взаимоотношения рас через трансформацию землянина в аборигена. Задумка не оригинальная, но практически вечная – писать о конфликте «человек-человек» и «человек-чужой»), можно бесконечно, особенно, если делать это хорошо.

    А вот «хорошо», увы, тут как раз не получилось, поскольку, как и в рассказах «Всё, что нужно» и «Скажем слабости – нет!», присутствует тот же необъяснимый сумбур в изложении сюжета. Повествование построено так, что периодически переключается между мыслями то одного брата, то другого. Описано это очень нечётко, и постоянно приходится перечитывать уже прочитанное, чтобы понять, глазами какого брата читатель сейчас должен смотреть на мир.

    Сам превращение младшего брата в аборигена подано на уровне плохих фильмов о генно-вирусных трансформациях: героя аборигены бросают в местное озерцо, жидкость в котором растворяет даже боевую броню, но при этом эта субстанция почти моментально превращает человека в существо, совершенно чуждое людям внешне, но сохраняющее личность человека. Выясняется, что аборигены переделали человека сознательно – для того, чтобы появился «парламентёр», который объяснит землянам, что земляне не правы. (Должен заметить между делом, что все произведения описывающие сложнейшие модификации биологических объектов столь примитивным образом, я бы относил к жанру сказок, но никак не НФ).

    Став «аборигеном», но ментально оставаясь человеком, младший брат вдруг сразу же осознаёт, что аборигены – тоже разумные существа, и что земляне воют против них «неправильно» и начинает пытаться исправить эту ситуацию. Тут же возникает вопрос: а почему аборигены не создали такого «парламентёра» давным-давно, а продолжали воевать и гибнуть?

    Думая, что младший брат погиб, старший осознаёт всю надуманность его комплексов против брата, а когда узнаёт, что брат стал «иным», пытается объяснить ситуацию начальству, вступает в конфликт и, в конце концов, решает последовать за братом и тоже стать «иным». В конце текста присутствует довольно туманный намёк на то, что два «перерождённых» брата станут дипломатическим мостом между людьми и аборигенами.

    При всей высказанной критике, у данного сюжета, как мне кажется, есть определённый потенциал, но, во-первых, текст должен быть прописан намного более чётко. Во-вторых, проблема ещё вот в чём: автор попытался очень ёмкую тему уложить в 21 т.знаков текста, что очень мало для масштабной темы – ведь, фактически, тут аж две сюжетные идеи: конфликт братьев и конфликт землян и чужих. Если честно, я плохо себе представляю, чтобы столь масштабную сюжетную задумку можно было изложить на таком малом пространстве страниц, и так, чтобы это было сделано ярким художественным языком. Думаю, сумбур у автора во многом как раз и возникает из-за стремления сказать слишком много на ограниченном пространстве текста: возникает классический диссонанс объёма формы и содержания. В этом смысле название данного рассказа («Диссонанс») себя полностью оправдывает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru