Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Брашкина Н. – Контракт – 27

Потом она провела его по кораблю, объяснила, как тут все устроено. Дикарь проявлял удивительную любознательность, и в конце концов, сказал, что духи предков ещё более великие, чем он думал.

Нея утверждала, что абориген старается объяснить сложные вещи в понятных для него символах. Ли думал, что дикарь понял не больше, чем комар, севший на учебник по физике. Нея повторяла, что они такие же люди, только не достигли степени технической цивилизации, и Ли позволил ей и дальше заблуждаться. Он подсмеивался, замечая, что она лукавит сама с собой, относясь к аборигену как к занятному домашнему питомцу.

 

Учебник по физике и духи предков... Ли вскочил и в отчаянии потёр виски. Как именно дикарь воспринимает происшедшее с ним?

Если исходить из того, что дикарь считает достижения техники дарами своих предков, тогда за кого он принимает их? Вряд ли за своих великих предков.

Ли начал прокручивать назад записи корабельных камер, непрерывно работающих с того момента, когда дикаря подняли на борт.

 Один эпизод привлёк его внимание. Дикарь подошёл к автомату для еды, сделал обоими руками жест победы и произнёс название. Из автомата полезли шоколадные батончики, которые он рассовывал в свои одежды. Их неотёсанный гость отказался надевать обтягивающие и лёгкие комбезы, предпочитая им естественную наготу. Пришлось вычистить и дезинфицировать его грубые шкуры. И теперь дикарь прятал шоколадные батончики в кожаный мешок на поясе, и ещё в такие места, в которых трудно заподозрить карманы. Попытка запастись выглядела забавно, если б при этом он воровато не оглядывался по сторонам. Единственные, кого он мог опасаться на корабле — это его хозяева, Ли и Нея.

И тут Ли понял, что именно думает дикарь про них. Он бросился в грузовой отсек. Нея улетела на челноке. Иметь два челнока на исследовательском корабле — неоправданная роскошь. Все свободное место было отдано робоплатформам.

 Нея руководствовалась эмоциями, но при этом поступила расчётливо. Она не оставила Ли возможности спуститься на планету, вынуждая следовать её плану. С любой точки зрения, это было самое простое и верное решение. Несколько секунд, пока Ли рассматривал повреждённые робоплатформы, он так и думал. Робоплатформы могли спуститься вниз на планету, и даже доставить туда человека, правда, особого удовольствия эта поездка ему не принесёт. Но вот поднять людей обратно на орбиту мог только челнок. Если дикари не разломают его.

 Под эти мысли Ли оживлял платформу, получившую меньше повреждений в экспедиции.

Если челнок повреждён, то он и Нея, оба останутся на планете. Он не обманывался: их шанс выжить в этом мире ничтожен. Они — дети технической цивилизации, приспособленные жить в искусственном, безопасном пространстве. В естественной среде обитания дикарей они, скорее всего, погибнут. Эта мысль заставила его остановится и задуматься.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    вся ситуация описана схематично и оттого местами просто карикатурно

    Набрано достаточно грамотно – основное замечание в том, что автор не видит разницы между тире и дефисами, а это разные знаки пунктуации. Не смертный грех, но – элемент культуры набора текста. Ну и проблема, увы, как и у 99% авторов: написание сочетаний прямой и косвенной речи (уверен, наша методичка по данному вопросу будет автору очень полезной).

    В остальном написано достаточно грамотно, хотя и стилистически автор не всегда оправдано применяет укороченные предложения в угоду написанию более длинных и плавных конструкций. От этого часто попадаются какие-то «рубленые» фразы, причём не по описательной ситуации, что местами придаёт тексту некоторую «угловатом».

    О сюжете. Старинная тема про бзик, могущий случиться у некоторых людей в желании сделать в одночасье цивилизованных людей из дикарей (типа прыжка из феодализма в коммунизм), игнорируя необходимость длительного социального развития. Примеров тут масса (от очень драматичного рассказа польского фантаста Кшиштофа Боруня «Восьмой круг ада» до «Попытки к бегству» и «Трудно быть богом» братьев Стругацких, и, надо сказать, что больше о подобном писали фантасты социалистических стран, чем западных). И чтобы написать на такую тему что-то оригинальное и достаточно убедительно, а не построенное на шаблонных ходах и образах, нужно сильно постараться, чтобы.

    Увы, в данном случае у автора это не получилось. Действия Неи выглядят надуманными и не подкреплены никакой логикой образа. Ещё можно понять, когда подобные порывы авторы приписывали людям коммунистического общества, но Нея – продукт совершенно иного общества, и вдруг с чего-то, очертя голову кидается «воспитывать» дикарей. Да и вся ситуация с приходом ей на помощь партнёра описана тоже очень схематично и оттого местами просто карикатурно.

    Единственный достаточно сильный по своему построению участок текста – самая концовка, где Ли посылает Нею подальше. Это буквально украшение текста, поскольку сделано очень грамотно. Будь основной текст рассказа убедительным и сюжетно точно выстроенным, это была бы классически грамотная концовка (чего, кстати, часто не хватает в остальном очень сильным текстам). Н о в данном случае концовка не может спасти очень слабо сделанный в плане «логики» и «убедительности» основной текст.

    Наверное, рассказ можно вытянуть, но автору придётся серьёзно переработать основную часть в плане построения более убедительных образов и мотивов действий героев (прежде всего, героини, да и дикарей тоже – уж очень «логично» и как по указке автора рассуждает дикарь), а также общей «картины мира» рассказа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru