Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Брашкина Н. – Контракт – 27

Ли, мучительно кривясь, вколол себе новую дозу обезболивающего, высвободился из скафандра и со кряхтением поднялся на ноги, чтобы оценить ущерб внутри челнока. Небольшое, даже тесное, внутреннее помещение разворотили. Дикари орудовали тут с остервенением, и оторвали все, что только могло быть оторвано с применением силы. По счастью, Нея заблокировала систему управления, и до неё дикари добраться не сумели. Зато из стенда выломали автоповар и унесли. Теперь Ли понял слова дикаря о немилости духов - аборигены творили обряды над сломанным автоматом, ожидая, что он даст им еды.

- Надеюсь, ты не показала ему, как попасть в ходовую часть?

Нея отрицательно покачала головой. Она выглядела виноватой.

- Ты злишься?

Ли запустил проверку систем корабля, и рутинные действия успокоили дрожь в руках и частый стук сердца. Ли ответил ей спустя минуту, голосом без следа волнения:

- Да, злюсь. Ты чуть не убила нас обоих.

- Ты пришёл за мной на планету! Мне казалось, что мы уже не способны на сильные чувства и поступки, что в нас, в нашей цивилизации, не осталось ничего, кроме здравого смысла.

- Сегодня я усомнился в своём обладании здравым смыслом.

Нея поднялась с пола и встала к нему вплотную.

- Зачем ты так? Ведь это самое важное: пожертвовать ради другого жизнью! - тихо сказала она. - Теперь я знаю, что ты на это способен — спуститься к дикарям, чтобы спасти меня!

- Да, - согласился Ли. - Я оценил по достоинству и своё геройство, и твоё.

Нея уловила странную интонацию, отодвинулась от него, не понимая подтекста.

- О чем ты?

- Ты и твои фантазии. Что будет завтра? Какая прихоть?

- Что ты говоришь? - Нея смотрела на него с искренним непониманием.

- Я больше не играю в твои игры, не бегу за тобой, Нея.

- Я не понимаю, - она растерялась. - Мне казалось, что ты... Что не так?

- Какую бессмысленную жертву в угоду своим фантазиям ты потребуешь завтра? Твоё тщеславие чуть не стоило нам жизни. Считай, что с сегодняшнего дня наш контракт разорван. Я свободен от тебя, Нея.

________________________________________________________________________________

каждое произведение после оценки

редактора раздела фантастики АЭЛИТА Бориса Долинго 

выложено в блок отдела фантастики АЭЛИТА с рецензией.

По заявке автора текст произведения может быть удален, но останется название, имя автора и рецензия.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    вся ситуация описана схематично и оттого местами просто карикатурно

    Набрано достаточно грамотно – основное замечание в том, что автор не видит разницы между тире и дефисами, а это разные знаки пунктуации. Не смертный грех, но – элемент культуры набора текста. Ну и проблема, увы, как и у 99% авторов: написание сочетаний прямой и косвенной речи (уверен, наша методичка по данному вопросу будет автору очень полезной).

    В остальном написано достаточно грамотно, хотя и стилистически автор не всегда оправдано применяет укороченные предложения в угоду написанию более длинных и плавных конструкций. От этого часто попадаются какие-то «рубленые» фразы, причём не по описательной ситуации, что местами придаёт тексту некоторую «угловатом».

    О сюжете. Старинная тема про бзик, могущий случиться у некоторых людей в желании сделать в одночасье цивилизованных людей из дикарей (типа прыжка из феодализма в коммунизм), игнорируя необходимость длительного социального развития. Примеров тут масса (от очень драматичного рассказа польского фантаста Кшиштофа Боруня «Восьмой круг ада» до «Попытки к бегству» и «Трудно быть богом» братьев Стругацких, и, надо сказать, что больше о подобном писали фантасты социалистических стран, чем западных). И чтобы написать на такую тему что-то оригинальное и достаточно убедительно, а не построенное на шаблонных ходах и образах, нужно сильно постараться, чтобы.

    Увы, в данном случае у автора это не получилось. Действия Неи выглядят надуманными и не подкреплены никакой логикой образа. Ещё можно понять, когда подобные порывы авторы приписывали людям коммунистического общества, но Нея – продукт совершенно иного общества, и вдруг с чего-то, очертя голову кидается «воспитывать» дикарей. Да и вся ситуация с приходом ей на помощь партнёра описана тоже очень схематично и оттого местами просто карикатурно.

    Единственный достаточно сильный по своему построению участок текста – самая концовка, где Ли посылает Нею подальше. Это буквально украшение текста, поскольку сделано очень грамотно. Будь основной текст рассказа убедительным и сюжетно точно выстроенным, это была бы классически грамотная концовка (чего, кстати, часто не хватает в остальном очень сильным текстам). Н о в данном случае концовка не может спасти очень слабо сделанный в плане «логики» и «убедительности» основной текст.

    Наверное, рассказ можно вытянуть, но автору придётся серьёзно переработать основную часть в плане построения более убедительных образов и мотивов действий героев (прежде всего, героини, да и дикарей тоже – уж очень «логично» и как по указке автора рассуждает дикарь), а также общей «картины мира» рассказа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru