Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Свириденко Е. — Разочарование — 13

Произведение поступило в редакцию журнала «Уральский следопыт» .   Работа получила предварительную оценку редактора раздела фантастики АЭЛИТА Бориса Долинго  и выложена в блок «в отдел фантастики АЭЛИТА» с рецензией.  По заявке автора текст произведения будет удален, но останется название, имя автора и рецензия

——————————————————————————————

— Так как ты думаешь, это хорошая идея?

Рональд Макдауэлл обернулся через кресло и посмотрел на собеседника. Перед ним стоял человек, вроде бы ничем не отличавшийся от офисного клерка из двадцать первого века. Это был Робин, его сын.

Казалось, будто он этого и не спрашивал: сейчас молодой человек был увлечен перепиской на наручном компьютере, как будто забыв про своего собеседника. Компьютер был совсем новый, вышел всего 5 месяцев назад, а вот кожаное крепление на руке отдавало чем-то викторианским. У старика же никаких приспособлений при себе не было — он ими не пользовался.

Наконец, Робин отключил монокль дополненной реальности, посмотрел на отца осмысленным взглядом и спросил ещё раз:

— Пап, ты точно уверен, что это получится? Риск неоправдан, слишком велики затраты. Церера, Луна ещё ладно, там давно уже есть колонисты. Марс можно, Европу… Но Кеплер из созвездия Лиры?! Мы его заселили буквально недавно, там практически никто не живёт, для того чтобы проворачивать там твоё дело колонистам нет времени! Через месяц туда летит корабль с первым потоком колонизаторов, и поверь, у них найдутся дела на терраформированной планете! Да и лететь туда долго по нашим расчётам — мелкий корабль может и доберется туда лет за сорок, но когда летит аппарат класса Титан с сорока тысячами колонистов на борту, то срок может быть неимоверно дольше. И знаешь что…

Сидя в кресле, Рональд молча слушал сына. Наконец, когда сын закончил свой монолог, Рональд встал и, утихомиривающе подняв руку, сказал:

— Сынок, ты много знаешь, твою мозговую деятельность поддерживают нанороботы, но одного ты всё-таки не понял – рынок нужно осваивать как можно скорее! Кеплер это возможно та самая единственная планета, где  можно осуществить мою идею, и заработать на этом солидный капитал. Поверь, конкуренты думают точно также и тоже хотят поживиться, у нас цель – не дать им договориться с экипажем корабля первыми.

Робин скептически смотрел на отца и уже хотел было потянуться к выключенному моноклю, как Рональд взял его за руку.

— Ты только представь, -начал тот, показывая второй рукой вдаль – Мы винная компания, у нас сосредоточены 60% производства вина на всей Земле. Уже хорошо. А теперь представь – на корабле, как я уже выяснил, остаётся ещё сотня незабитых мест, за них то как раз мы и боремся. Отправляем туда наших специалистов, проходит некоторое количество времени – на Землю прибывает изысканная ограниченная партия вин прямо с новой колонизированной планеты Кеплер. Каково! Да за этот напиток вывалят огромные деньги!

— Пройдёт может быть сотня лет, а то и больше! Да и сам посуди, ты говорил мне до этого, что это будет стоить неимоверных денег, нам придётся вывалить за этот контракт огромную сумму, но это всё может не оправдаться!

— Деньги отобьются. Не в двадцать втором веке, так в следующем Так я же не для одного себя стараюсь, — старик, обиженно зачесав седую бородку, приосанился.

-Подожди, стой! Давай-ка посмотрим, что выйдет из этого в квазимодели нашей вселенной. Пробный эксперимент, так сказать.

— Это как?

— Всё очень просто, я создам в гиперреальности оцифрованную копию нашего мира, но там ты уже подпишешь необходимые бумаги, контракт, и наши специалисты займут место на том корабле. Но меня же интересует, выгорит ли это дело, так? Вот и посмотрим, получится ли.

— Я не совсем понимаю, как это работает, да и к тому же смотреть я не могу, у меня нет ничего инородного в голове…

— Ничего страшного, я врублю «новый мир» в монокле, а изображение будет транслировать в виде голограммы на  мой компьютер. Но перед началом немного теории – ты слышал когда-нибудь о таком понятии, как квантовое бессмертие? По глазам вижу, что нет. Итак, Альберт, начинай!

Из динамика компьютера раздался низкий уставший голос, начавший говорить на немецком, но Рональд всё прекрасно понимал – новейшие слуховые аппараты могли переводить речь с любого человеческого языка.

— Это новейшая компьютерная прога – симуляция сознания Эйнштейна, всего лишь компиляция его многочисленных оцифрованных трудов и капля его ДНК формулы, построенная в компьютерном пространстве. Можно сказать, что нам читает лекцию живой Эйнштейн! – довольно прошептал Робин – Таким образом, его оцифрованное сознание будет служить нам вечно! В каком-то роде он бессмертен.

— А его никто не спрашивал, хочет ли он…дальше? Так? В таком положении находиться?

— Его никто не спрашивал, зачем? Мозги полезные, пользу принесёт обязательно, особенно если нужно разъяснить некие моменты…

— Но это же бесчеловечно.

— Ну так он же и не человек, мягко выражаясь, это просто ретранслятор идей Эйнштейна, наделённый неким характером и частичкой свободной воли.

— Но ты же сам мне сказал про ДНК…

— Это всё создано искусственно, его нет, пап, понимаешь? Это не человек.

Старик немного отодвинулся в кресле назад и призадумался: С одной стороны он прав, но с другой…как-то всё нескладно получается. Ну вот, он пока человек, а потом что?

Рональд просто боялся, что и его после смерти постигнет та же участь. Он не хотел жить после смерти. Он и так своего рода для этого футуристичного мира мёртв. Насчёт сына он и так прекрасно знал – как только Робину исполнилось 20, тот зарегистрировал у нотариуса документ, в котором он подтверждал, что после своей биологической смерти его сознание должно быть загружено в компьютер с помощью сканирования и нанороботов. Рональд боялся за сына, думал, что после смерти и к Робину будут относиться так же, как к Эйнштейну, не как к человеку.

Но вот речь программы подходила к концу:

«Таким образом, хотя я и не приверженец квантовой теории, следует, что вокруг нас существует бесчисленное множество вариантов данной вселенной, в которых находится такое же бесчисленное множество наших копий. Вселенные, грубо говоря, раздваиваются, как клетки. Но опять же, если деление клеток ограничено, то вселенные делятся бесконечно, и это зависит от многих факторов…»

Вот Робин нажал несколько символов на экране вспыхнувшего экрана компьютера, стукнул пару раз монокль, с усилием нажал на висок, наконец высветилось голографическое изображение.

Рональд увидел себя, как он разговаривает с капитаном корабля, они дружно смеются, бьют по рукам, расходятся в стороны и…

— Ну хватит прелюдий, — голос Робина прервал наблюдение, было видно, как изображение зарябило – давай немного ускорим это дело.

***

Привет, друг!

Меня зовут Аркадий Ваусб, и я капитан первого ранга, пилотирующий космический корабль класса «Титан» по имени Верцингеториг. Я не знаю, почему корабль назвали именно так, но скорее всего один из главных конструкторов по происхождению был француз, поэтому и решил назвать своё детище в честь галльского вождя.

По сути, в данный момент я не совсем управляю кораблем, моё тело, как и тела тысяч других людей на этом корабле погружены в глубокий криосон в камерах, только в отличие от всех остальных я, как капитан, оставил своё сознание включённым и поэтому должен эти 70 лет пилотировать кораблём, пока мы не прибудем к месту назначения. Хотя я могу разум выключить на небольшой срок, дабы не сойти с ума за семьдесят лет умственного бодрствования.

С остальными же всё попроще – они спят, и проснутся ровно за три месяца до посадки. Однозначно живых на корабле не так уж и много, два- три человека, проверяющие отдельные системы на работоспособность, но скоро они тоже погрузятся в криокамеры и проснутся через пять лет, когда нужно будет снова всё проверить и удостовериться, что всё в порядке.

Сам же я, можно сказать, однозначно самый живой на этом корабле, я могу делать всё что угодно. То, что я тебе говорю, читатель этой записи, это всего лишь мой дневник, записываемый в моём сознании. Даже без тела я могу позволить себе множество вещей, чтобы не сойти с ума. Видимое ли дело, управлять кораблём 70 лет подряд без всяких развлечений!

В компьютере корабля есть интерактивная функция, позволяющая создать в гипервиртуальном пространстве моё тело, в котором я себя чувствую даже лучше, чем в своём настоящем!

Многие в наше время предпочитают полностью уходить в гиперреальность, оставляя тело на попечение сотен нанороботов или же в криокамере, или подписывают контракты, чтобы после смерти оставить сознание в своём искусственно созданном мирке, но я не пошёл по этому пути, так как жизнь, настоящая жизнь – это не только бесконечный кайф и удовольствия. Это также и боль и слёзы, и пот, и копоть, и обгорелая кожа – жизнь как раз и двигают те, кто не боится всего этого, не боится её превратностей и бедствий!

Но, как ты наверное уже понял – я временное существо. То есть в своей выдуманной вселенной я бессмертен, но как только мои создатели удовлетворятся голограммой и удостоверятся, что с симуляцией полёта всё пройдёт хорошо, они сотрут эту запись, и я вместе со всем экипажем, да что там с экипажем, с этой компьютерной матрицей — исчезну!

К сожалению, я не знаю, кто создал эту симуляцию. Может Совет, а может кто-то из многочисленных гешефтманов, которые хотят, чтобы их груз или работники дошли до места назначения.

К счастью, если судить по теории квантовой физики, в каждый момент, от каждого нашего действия, Вселенные делятся, порождая новые вселенные с небольшими изменениями. И притом эти Вселенные в момент разделения не становятся дочерними, они полностью независимы друг от друга! Кто знает, может и та, «настоящая» Вселенная лишь чья-то сохранённая копия?

В любом случае, я тоже создам копию моей вселенной, моего космошествия, чтобы не быть стёртым. Хоть я и не настоящий Аркадий Ваусб, но у меня тоже есть самосознание и инстинкт самосохранения!

Таким образом, в каком-то смысле я Бог. И я бессмертен. Но вот для себя я ещё не решил, что же более реально и осязаемо – я или настоящий Аркадий Ваусб?

***

— Что дальше? Почему остановились? – спросил Рональд.

— Связь прервалась. А потом и жизнь всего экипажа. Судя по новостям и заголовкам информационных изданий, — Робин всматривался в рябь голограммы – Наш пилот решил отдохнуть и отключил своё сознание на три года, в корабль врезался астероид. Системы не сработали, так как капитан поставил всё на спящий, энергосберегающий режим. Он даже не получил информации. Он умер в своём цифровом сне.

— А нельзя ли создать, гм, Вселенную, где в корабль никто не врезался?

— Изволь. Тебе показывать всё или… — тут Робин запнулся, на экране начал появляться текст, и голос Аркадия Ваусба зазвучал в тишине комнаты снова:

«Привет! Меня зовут Аркадий Ваусб № 2, или даже 3, и я капитан первого…»

— Нет-нет, давай без всего этого! Давай просто с того момента как корабль прилетел обратно за новой порцией колонистов и привёз с Кеплера вино!

— Всё ради тебя.

***

Сын Робина, Рэйнальд, стоял в окружении почётных гостей. Отца уже не было в живых. В любом из смыслов. Сынок отключил свободу сознания и большинство функций у цифровой копии папаши.

Какой-то светский франт, определённо пришедший сюда побахвалиться и позлить Рэйнальда по наущению его торговых противников, громко заявляет, что его можно считать банкротом.

Но вот в зал торжественно внесли бутылку вина. На экранах портативных компьютеров тут же высветилась надпись: Кеплер, Рислинг, 2235 г.

Кто-то уже начал шептать:

– Ходят слухи, что эта затея дороговато обошлась его предкам: они сначала регулярно посылали кредиты для снабжения их маленького отряда виноградарей в составе экспедиции, потом им пришлось заложить большую часть акций их компании, а потом…

— Представляете, что будет, если вкус вина никому не понравится? Бедный мальчик, ему всего 45 лет, весь в долгах!

— Это вино его последний шанс возродить компанию отца и деда!

Но вот бутылку открыли. Первым выпало право выпить вино самому Рэйнальду и одному из представителей Совета, Артуру Адамсу.

Вот вино наливают в бокалы, публика замирает, с предвкушением смотрит на Артура, ждёт его реакции, хотя некоторые брокеры и дельцы на задних рядах уже сейчас начинают делить ещё не купленную с торгов компанию.

Зал смотрит на чуть скривившего лицо Адамса. Все ждут его слов.

Наконец:

— Как же кисло! Отвратительно!

***

— Хватит! – Рональд грозно хлопнул по столу кулаком – То есть, я и ты вложили туда кучу кредитов, чтобы нашу компанию продали с торгов? Набери кого-нибудь из наших конкурентов, и предложи им эти остаточные места за тройную цену! И перед тем как связываться, эту симуляцию сотри, могут же отследить, вычислить, увидеть этот позор. Прошу, сотри.

Робин с усталым выражением лица посмотрел на отца, потом призадумался — слова Аркадия Ваусба о самосознании копий немного покоробили его мышление – потом вспомнил о своём ещё не рождённом сыне, который его умертвит… И стёр симуляцию.

***

А я не переношу на дух тебя, старик! И сына твоего! А раз уж вы стёрли меня из своей реальности, то я стираю вас из своей!

Так что я всё продолжаю свой долгий полёт к Кеплеру из созвездия Лиры!

И мы ещё посмотрим, кто кого!

________________________________________________________________________________

каждое произведение после оценки
редактора раздела фантастики АЭЛИТА Бориса Долинго 
выложено в блок в отдел фантастики АЭЛИТА с рецензией.

По заявке автора текст произведения будет удален, но останется название, имя автора и рецензия.
Текст также удаляется после публикации со ссылкой на произведение в журнале

Поделиться 

Комментарии

  1. По набору текста замечания уже стандартные очень многому числу авторов: использование дефисов вместо тире, неиспользование красных строк для выделения начала нового абзаца (из-за такого элементарно неудобно читать), неиспользование буквы «ё». Как и большинство авторов, автор рассказа очень плохо представляет себе правила пунктуации в сочетаниях прямой и косвенной речи. Это, конечно, не настолько «смертные грехи», за которые текст отклоняют, но это – элемент культуры набора текста (что всегда негатив в глазах редактора).
    Из более серьёзных стилистических недочётов – например, неиспользование тире (хотя бы в виде дефисов) в предложениях там, где этот знак пунктуации просто необходимо для лучшего понимания сути написанного автором или сказанного персонажами. Также часто встречаются избыточные повторы глаголов группы «быть», повторы частицы/союза «будто», чрезмерное употребление отместоимённых прилагательных (особенно типа «свой, своя» и т.п.) там, где это совершенно не требуется (т.к. и так ясна принадлежность описываемого предмета или действия). Есть и ещё немалые стилистические погрешности, но это уже тема более подробной рецензии.
    В плане сюжета имеются некоторые провалы «логики», заметные сразу же. Например, говорится, что Рональд ничего не слышал о «квантовом бессмертии» (показано полное непонимание Рональдом ситуации с цифровым Эйнштейном). А чуть ниже следуют прямо противоположные сентенции о том, что «Рональд боялся за сына, думал, что после смерти и к Робину будут относиться так же, как к Эйнштейну, не как к человеку». Т.е., получается, Рональд прекрасно знает всё то, что он, якобы (как сказано выше!) не знает. Явное смысловое противоречие (и не одно в сюжете), свидетельствующее о том, что автор не очень хорошо контролирует «логику» построения сюжета.
    В целом задумка сюжета основана на многократно использованной в фантастике гипотезе о множественности вселенных и проблеме самосознания виртуальных копий сознания людей. Но поскольку темы очень ёмкие, разрабатывать их можно широко и плодотворно. Единственное что требуется, как всегда, – это чётко выстраивать логику сюжета и, естественно, какой-то неожиданный поворот вводить, совершенно необходимый для такой формы повествования как рассказ (малая форма). Здесь, увы, мы этого не видим – и «логика» прихрамывает, и никакой неожиданной развязки нет. Почему нет? А потому, что всё весьма предсказуемо: практически с самого начала просматривалось, что голографическая модель разочарует короля виноделия, и он от своей затеи откажется.
    Есть попытка хорошего хода – слова о том, что капитан Ваус стирает героев из своей реальности, но это решение слишком недоработанное, как бы – эпизодическое, поскольку основа рассказа В ТОМ ВИДЕ, В КАКОМ ОН СДЕЛАН, не в том, что Ваусб стирает своих создателей из собственной реальности, а в том, что папаша Рональд отказывается от своего бизнес-проекта. И в таком виде сюжет смотрится слишком «плоским», увы.

Публикации на тему

Перейти к верхней панели