Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Универсальный экипаж тундры

Устройством нарты северный житель подчинил в известном смысле суровые условия жизни. При помощи топора, ножа и бурава он делает из лиственницы и березы на вид очень простой, но исключительно удобный экипаж.

Самая распространенная нарта – это легковая; «езда на легких», как говорят на Уральском Севере. Здесь все тонко, изящно, кажется сесть-то опасно – с треском развалится. Такая нарта от одного толчка пальцем бежит по снегу. На нее с трудом можно усадить двух человек. Запрягают трех-четырех, а иногда и пять-шесть оленей.

грузовая нарта
грузовая нарта

Грузовая нарта длиннее и прочнее; полоз толще, вместо пяти копыльцев – три, отделаны без изящества. Всё рассчитано на тяжесть в сто двадцать-сто пятьдесят килограммов. Нарту тянут два оленя.

Женская нарта отличается от обыкновенной легковой тем, что не только задок, но и правый бок защищен досками, нарта украшена ленточками и колокольчиками. Собачья нарта уже оленьей, она походит на широкую лыжу.

Но ничего не может сравниться с охотничьей нартой манси и хантэ. Она очень узкая и необычайно длинная. Полоз тонкий, круглый, из березы. Оленья нарта высокая, по колено среднему человеку. Охотничья нарта низка, с редкими копыльями. По бокам «крыкпы», переплетенные веревкой. Собачья упряжка или сам охотник лямкой везет на такой нарте «припас», – продукты, капканы, черканы, самострелы к промысловой избушке, обратно – пушнину. Нарта легко, чуть слышно скользит по дороге или по нетронутому снегу.

нарты починка ещеСеверный Я-мал, Гыдаяма, да и все побережье Ледовитого океана – это безлесная тундра. Осоки. Мхи. Не всегда рассмотришь среди багульников и трав ползучие карликовые ивы и березки.

Где же ненец берет дерево для нарты? …

читать далее

Поделиться 

Публикации на тему

Перейти к верхней панели