Устройством нарты северный житель подчинил в известном смысле суровые условия жизни. При помощи топора, ножа и бурава он делает из лиственницы и березы на вид очень простой, но исключительно удобный экипаж.
Самая распространенная нарта – это легковая; «езда на легких», как говорят на Уральском Севере. Здесь все тонко, изящно, кажется сесть-то опасно – с треском развалится. Такая нарта от одного толчка пальцем бежит по снегу. На нее с трудом можно усадить двух человек. Запрягают трех-четырех, а иногда и пять-шесть оленей.
Грузовая нарта длиннее и прочнее; полоз толще, вместо пяти копыльцев – три, отделаны без изящества. Всё рассчитано на тяжесть в сто двадцать-сто пятьдесят килограммов. Нарту тянут два оленя.
Женская нарта отличается от обыкновенной легковой тем, что не только задок, но и правый бок защищен досками, нарта украшена ленточками и колокольчиками. Собачья нарта уже оленьей, она походит на широкую лыжу.
Но ничего не может сравниться с охотничьей нартой манси и хантэ. Она очень узкая и необычайно длинная. Полоз тонкий, круглый, из березы. Оленья нарта высокая, по колено среднему человеку. Охотничья нарта низка, с редкими копыльями. По бокам «крыкпы», переплетенные веревкой. Собачья упряжка или сам охотник лямкой везет на такой нарте «припас», – продукты, капканы, черканы, самострелы к промысловой избушке, обратно – пушнину. Нарта легко, чуть слышно скользит по дороге или по нетронутому снегу.
Северный Я-мал, Гыдаяма, да и все побережье Ледовитого океана – это безлесная тундра. Осоки. Мхи. Не всегда рассмотришь среди багульников и трав ползучие карликовые ивы и березки.
Где же ненец берет дерево для нарты? …