Интервью с организатором популярного уральского проекта “Лето на заводе”– Яном Кожаном
Много известных городов есть на Урале, а есть городочки, пусть и небольшие, но тоже чем-то знаменитые, имеющие свое загадочное прошлое, интересное настоящее и светлое будущее. Один из них – Сысерть.
Этим летом городу Сысерть, тому самому, что находится в Свердловской области, в центре которого стоит бывший железоделательный завод Турчаниновых-Соломирских и где жил писатель П.П. Бажов, исполнилось 290 лет. Территорией праздника стал сам завод, на котором ныне находится арт-кластер “Лето на заводе”! Многие жители области слышали о нем, но немногие смогли до него добраться. Мне удалось это сделать, и я хочу познакомить вас не только с этим интереснейшим местом, но и с создателем арт-кластера и директором «Агентства развития Сысерти» Яном Владиславовичем Кожаном.
О создателе.
Я.В. Кожан родился в Екатеринбурге на Эльмаше и ходил в такую же необычную школу, что и наш “Корифей”, – в Культурологический Лицей.
В 2005-2006 году он начал путешествовать по Европе, смотрел, как люди относятся к родной культуре и уже тогда задумывался: почему даже там, где, по преданиям, “просто прошёл и плюнул Наполеон”, возвели туристический комплекс? Он начал узнавать, что интересного есть на его родине – и начались путешествия, продлившиеся больше десятилетия. Он узнал об уникальности горнозаводского Урала, разглядел его самобытность и начал искать способы её трансляции: ездил по уральским заводам, “джунглям”, прочим затерянным местам, общался с такими же искателями, видел “непубличную историю”, которую поймут немногие.
Больше влияние на Яна оказал уральский писатель Алексей Иванов, написавший книги «Хребет России» и «Горнозаводская цивилизация».
В понимании Яна и его команды, сегодняшний завод – это пример перезапуска города, этот проект не имеет целевой аудитории в плане возраста, и потому он широкоформатен. Это сложная система, где надо работать со всеми, подбирать интересные занятия и разные форматы.
Ян знает, что подобные проекты оживления интереса к истории существуют во многих точках мира, но главная идея команды Кожана – собрать людей, которым не всё равно. Их вдохновила идея Агентства стратегических инициатив Барселоны, однако уральцы действуют в логике фронтира: на базе ценностей создают что-то новое, а не копируют. Отличаются и финансовая модель, и подходы, и методы работы.
Свой проект Ян и его команда представляли президенту В.В. Путину в прямом эфире по телемосту, им удалось войти в десятку лучших стартапов страны (из более чем 10 тысяч), добиться одобрения и дальнейшего продвижения.
Я. М.: Есть ли у Вас в жизни человек, на которого Вы равняетесь?
Я. К.: Таких людей множество. Меня вдохновляют те, кто меня окружают, развиваются в чем-то. Например, ты со своими мечтами и желанием что-то делать, люди, которые приезжают на завод и находят что-то новое для себя.
Я. М.: Как пришла мысль выбрать именно этот завод?
Я. К.: Когда я начал изучать историю Урала, понял, что его уникальность в заводах, это первый промышленный регион. Хотелось не просто смотреть, но принимать участие.
Я. М.: По образованию Вы экономист. Как Вы пришли к тому, чтобы собрать креативную команду и заниматься улучшением и развитием Сысерти?
Я. К.: Я собрал людей, с которыми у меня схожи ценности, считающих, что завод – наш артефакт, а не руины, которые нужно снести.
Я. М.: Могут ли подростки стажироваться в Вашей команде летом, когда у них каникулы?
Я. К.: Могут и постоянно это делают. В прошлом году было более 40 активистов, некоторые перешли в нашу команду, а молодёжь до 18 лет пробует себя в волонтерстве. Недавно ребята из Сысерти, одетые в наш мерч «На заводе», выиграли футбольный матч. Они по-настоящему прониклись идеей проекта – в этом и суть, чтобы это был проект не Яна или его команды, а всех, кто готов вместе с нами сделать свой шаг вперёд.
Я. М.: Расскажите о волонтерстве на заводе. Есть ли у ребят, имеющих волонтёрские книжки, возможность приехать к Вам и «наработать» часы?
Я. К.: У нас так делать нельзя, потому что мы ценим искреннее желание. Если видим, что у человека нет интереса, то стараемся, чтобы он переключался и находил для себя больше, чем просто волонтерские часы: что-то пробовал, смотрел в сторону культурной инициативы, с кем-то знакомился.
Я. М.:Как пришла идея названия «Лето на заводе»? Почему именно лето?
Я. К.: Наша первоначальная идея – место, где тепло, яркая картинка, то есть именно лето. Каждый здесь выходит на новый уровень, креатив в этом смысле может стать новым железом.
Я. М.: Откуда люди узнают о Вашем проекте?
Я. К.: Нет платных реклам, есть полупартизанская расклейка в Екатеринбурге, рассылки в соцсетях, а рассказы людей, проникшихся проектом,– «сарафанное радио».
Я. М.: Топ-3 причин, почему стоит посетить завод.
Я. К.: 1. История. Завод – пример уникального уральского генокода, наша идентичность сформирована заводами;
- Интересная повестка. Здесь можно получить много новых знаний, вкусно поесть. Это нетривиальный набор для маленького города;
- Механизмы. Каждый гость этого мероприятия – участник большого, незабываемого процесса. Нужно оказаться здесь, чтобы увидеть это.
Я. М.: Существуют ли в Сысерти городские легенды? Расскажите одну из них.
Я. К.: Когда Турчанинов купил завод, то решил переделать территорию вокруг него – плотину. Нанял башкир, с которыми в то время были конфликты. По легенде, когда он открыл шлюзы, башкир смыло. Недавно на территории плотины была нарисована картина по самой старой найденной фотографии, запечатлевшей эту ситуацию. Картина написана углем, смывается дождем и называется «Выйти сухим из воды». Турчанинов так и сделал. Сегодня горнозаводской уклад уходит из жизни, наша миссия – сохранить его.
Я. М.: какие еще проекты Вы хотите запустить в Сысерти в ближайшее время?
Я. К.: Хочется менять исторический центр Сысерти, чтобы оставались ценности. Будут различные проекты – логистические, культурные, а также жилье нового уровня.
Я. М.: можете ли Вы дать совет подросткам, как найти себя?
Я. К.: Не бойтесь мечтать, пробовать и ошибаться. Начинайте с чего-то простого, получайте обратную связь и опыт, постепенно станет получаться лучше. Ищите то, что вас вдохновляет, возможно, хобби перерастет в постоянную деятельность.
На примере Сысерти я увидела, что силой общей мечты и командного духа руины и хлам можно превратить в креативный кластер. Сегодня здесь формируется культурный центр, место притяжения краеведов и туристов, актеров и театралов, современных ремесленников и коллекционеров, то есть творческих, увлеченных и просто неравнодушных людей, таких, как мы с вами, ребята.
Следующий шаг за нами!