Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Искусство каменных джунглей

Текст: Богдан Сенцов и Егор Нечев

Стрит-арт в последнее время захватывает все больше внимания. Жители Екатеринбурга уже привыкли и к огромным картинам прямо на стенах – муралам, да и к менее масштабным проявлениям стрит-арта. Причем именно привыкли, а не смирились – низкокачественные теги (рисунок-подпись), не имеющие никакого отношения к стрит-арту, до сих пор вызывают неприязнь.

Фото: Богдан Сенцов
Фото: Богдан Сенцов

Но мало кто замечает некую аномальность этого явления. А удивительно то, что в Екатеринбурге стрит-арта больше, чем в каком-либо любом другом городе России. Вот это, правда, интересно, ведь Екатеринбург – не Москва и не Питер, которые буквально переполнены всем, что связано с культурой. Так почему же именно у нас так много искусства под открытым небом? Давайте разберёмся, как это случилось и почему это по-настоящему прекрасно.

Предпосылки

Вопрос: когда Екатеринбург стал Екатеринбургом? Ведь на протяжении почти сотни лет после основания город имел значение лишь благодаря наличию важного для страны завода. Культурная идентичность в Екатеринбурге XIX века, конечно, была, но в крайне малых количествах. Ситуация немного изменилась в ХХ веке, когда город стал настоящим региональным центром. Тогда в Екатеринбурге появилось намного больше культурно значимых мест. Но отличались ли екатеринбургские музеи от музеев других городов? Вся уникальность Екатеринбурга тех лет происходит из горнозаводской культуры, из сказов Бажова. Но, согласитесь: Павел Петрович писал о Екатеринбурге прошлого. Он давал ту идентичность городу XIX века, которую тот заслуживал, но все равно за границами Урала про город практически никто ничего не знал.

Наверное, это попытка вырваться из парадигмы «столичности»: мол, все лучшее только в столицах. Более того, Екатеринбург сейчас пытается «снова стать Екатеринбургом». Здесь же полвека вообще не создавали достопримечательностей. Поэтому стрит-арт, начиная с фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга» – это в том числе попытка понять: что значит быть Екатеринбургом? То есть очень много уличного искусства здесь про поиск своей идентичности. Этот город и так довольно молодой – в следующем году ему 300 лет исполняется – но он идейно даже моложе, так как идейно родился он в 1991 году, – вот что про это говорит исследователь стрит-арта Алексей Шахов.

Это хорошо объясняет нужду Екатеринбурга в чем-то, что будет его выделять на фоне остальных городов, ассоциироваться именно со столицей Урала. В этом смысле то, что эту нишу занял именно стрит-арт – стечение обстоятельств. Уличные художники здесь появились ещё во времена СССР, в том числе знаменитый «Старик Букашкин» (настоящее имя – Евгений Малахин). Этот человек стал в свое время культовой личностью. После его смерти в 2005 году сначала появилось арт-движение его имени, а потом был создан и музей «Старика Б.У.Кашкина».

Источник: https://vk.com/photo-24849664_261577284
Источник: https://vk.com/photo-24849664_261577284

Оба проекта созданы по инициативе самих граждан, которые искренне хотят сохранить память о художнике. Чем же Старик Букашкин заслужил такую любовь? Наверное, он стал тем, кто победил первичное отторжение стрит-арта как чего-то ненормального и даже нелегального. Если до него рисунки на улице не воспринимались как искусство, то после него они стали любимы. Люди потихоньку начали осознавать, что стрит-арт Екатеринбурга – культурное достояние, которое нуждается в распространении и развитии. Сложились такие настроения к 2000-м годам: именно тогда начали появляться первые фестивали уличного искусства в городе.

«Длинные истории Екатеринбурга»

Первым таким фестивалем стали «Длинные истории Екатеринбурга». На протяжении 8 лет, начиная с 2003 года, художники-энтузиасты делали объединённые одной темой работы по всему городу. Все картины размещались на бетонных заборах, которые без ярких работ на них выглядят довольно угнетающе.

Надо сказать, что энтузиасты не в одиночку все это дело организовали: «Длинные истории Екатеринбурга» получили поддержку городских властей. Фестиваль прекратил существование ещё в 2010 году: в связи с этим тот факт, что некоторые работы до сих пор украшают эти самые бетонные заборы довольно удивителен.

 Источник: https://www.usaaa.ru/news/2006/zabory/
Источник: https://www.usaaa.ru/news/2006/zabory/
Фото: Богдан Сенцов
Фото: Богдан Сенцов

«Стенограффия»

Этот фестиваль существует по сей день, и, по ощущениям, он значит для уральского стрит-арта даже больше, чем «Длинные истории». Прогуливаясь по центру Екатеринбурга, невозможно не заметить новую фиолетовую линию на асфальте. Эта линия так же, как и красная, ведет нас по достопримечательностям, но уже более интересным нам в контексте выбранной темы. Фиолетовая линия соединяет работы фестиваля «Стенограффия», она была проведена совместно с Яндекс. Картами в 2020 году. Тогда, два года назад, она объединила 29 арт-объектов. Сейчас – уже 40. Так чем же так крут фестиваль «Стенограффия», если ему даже посвящают отдельные туристические маршруты по городу?

Как «Длинные истории Екатеринбурга», все работы «Стенограффия» согласует с городскими властями. Но если в 2000-х это были бетонные заборы, то в 2010-х новый фестиваль вышел на новый уровень – очень много фестивальных работ украшают стены домов. Их согласовать точно сложнее, чем поверхность бетонных заборов. Тем не менее муралы – масштабные, монументальные картины на всю стену – появляются на фестивале с момента его основания в 2010 году.

Ещё одна фишка фестиваля – регулярное участие в нем иностранных художников. Творцы из Британии, Испании, Финляндии, Бразилии (!) и других стран видят в фестивале огромную ценность, иначе они б не принимали приглашения. Причём надо обозначить один важный фактор: на фестивалях уличного искусства крайне редко встречается практика платного участия.

Когда тебе дают возможность реализовать свою идею – это уже есть своеобразная оплата. Оплата ведь может быть не только деньгами, не только ресурсами, но и возможностью заявить о себе, реализовать какой-то проект. Индустрия искусства в целом на этом строится. Она не держится на продаже билетом для входа в музей. Эти деньги покрывают содержание таких зданий. Индустрия держится на коллекционировании, продаже и перепродаже работ. И уличные художники вполне могут войти в эту систему. Нету же какого-то кодекса уличных художников, запрещающего делать студийные работы. Либо можно делать коммерческие заказы прямо на улицах. В таком заработке я не вижу ничего плохого, если ты прямо говоришь, что это коммерция, – так объясняет механизм монетизации уже упомянутый выше Алексей Шахов.

Фестиваль «Стенограффия» своим успехом показал, что мурализм и городские власти, коммунальные службы можно подружить, поэтому такая практика уже даже вышла за рамки города Екатеринбурга. Аналоги фестиваля появляются по всей России: тюменская «Морфология улиц» или нижегородское «Место» являются яркими тому примерами. Более того, «Стенограффия» с недавнего времени не одинока и в самой столице Урала.

 Невероятная работа художника, который приехал на «Стенограффия» аж из Бразилии. Фестиваль «Карт-бланш».Фото: Богдан Сенцов
Невероятная работа художника, который приехал на «Стенограффия» аж из Бразилии. Фестиваль «Карт-бланш».Фото: Богдан Сенцов

Есть и те, кто не признают дружбы с властями и коммунальщиками. Они признают лишь свободу самовыражения. И именно эти люди (уличные художники) создали нелегальный фестиваль стрит-арта «Карт-бланш». Однако, сами создатели предпочитают называть его не «нелегальным», а «партизанским». Основная цель фестиваля – вернуть уличному искусству «уличность».

«Карт-бланш» совсем молодой и берет свое начало в 2018 году. Несмотря на свой возраст, в первый же год существования он успел попасть в шорт-лист премии имени Сергея Курехина в номинации «Лучший фестиваль современного искусства». А на следующий год фестиваль поссорится с самой «Стенограффией».

Произошло это так. В 2019 году «Стенограффия» начала очередной фестиваль надписью на заборе по улице Мамина-Сибиряка, которая гласила: «Эта надпись сделана легально, как и другие работы на фестивале «Стенограффия»». Но «Карт-бланшу» тоже надо было объявить о своем старте, и сделали это они весьма оригинально. Так на другом заборе на той же улице появилась ещё одна надпись: «Эта надпись сделана нелегально, как и другие работы на фестивале «Карт-бланш»», а надпись «Стенограффии» обрамили презервативом, как бы намекая на стерильность фестиваля.

Главным отличием «Карт Бланша» от других фестивалей является его нелегальность. «Стенограффия», по мнению участников и организаторов «КБ», слишком коммерциализировала искусство, а необходимость договорённости с властями означает цензуру и, как следствие, отсеивание огромного количества отличных идей. В случае «Карт-бланша», нелегальность – это плата за эту самую свободу и взгляды.

 Источник: https://petrograff.ru/kart-blansh/
Источник: https://petrograff.ru/kart-blansh/
Фото: Богдан Сенцов
Фото: Богдан Сенцов

Стрит-арт в Екатеринбурге разнообразен и оттого очень интересен. Сейчас, наверное, лучший момент, чтобы приехать сюда и посмотреть именно на уличное искусство: многие старые работы ещё сохранены, а новые уже появляются. Стрит-арт точно не может жить вечно: рано или поздно его закрасят, или со стены облезет краска из-за климата, или дом просто снесут. В нашей работе мы использовали изображения из интернета и свои фотографии. Принцип следующий – из интернета мы брали те работы, которые уже не существуют, а фотографировали то, что ещё можно посмотреть.

Жить вечно стрит-арт не может, и именно поэтому он самый живой, самый динамичный вид современного искусства, для просмотра которого надо лишь посмотреть по сторонам во время очередной прогулки.

Фото: Богдан Сенцов
Фото: Богдан Сенцов

Материал публикуется в рамках Медиамарафона проекта «Медиаграмотность – актуальный тренд», авторы: Богдан Сенцов, Студия молодежной журналистики «Проба пера» Дворца молодежи, г. Екатеринбург и Егор Нечев, МАОУ СОШ №15, г. Каменск-Уральский. 

 

Опубликовано на https://vk.com/@probaperaekat-iskusstvo-kamennyh-dzhunglei

Поделиться 

Публикации на тему

Перейти к верхней панели