Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Таганай — жемчужина Южного Урала

Текст и фото: Яков Куцин

Обширные леса, живописные луга, горные вершины, редкие животные и растения из Красной книги — все это можно увидеть на Урале в одном месте — в Национальном парке «Таганай». Минувшим летом мне самому удалось там побывать и восхититься красотой дикой природы.

Подъем на гору Круглицу

Расположен Таганай на юге Челябинской области недалеко от озера Тургояк, известного на всю Россию своей чистой и прозрачной водой. 3 горных хребта: малый, средний и большой Таганай — ограничены двумя населенными пунктами. Горы простираются от Златоуста на юге и до Карабаша на севере. К сожалению, люди не всегда понимали, насколько важно сохранять подобные объекты. Так, место, на котором сейчас расположен национальный парк, было чудом спасено от тотального разорения во время массовой вырубки леса на Урале в конце 1980-х. На защиту Таганая встала значительная часть населения Челябинской области во главе с местным лесничим. Не выдержав натиска общественности, власти были вынуждены отказаться от идеи вырубки, и в 1990 году был создан Национальный парк «Таганай».

Вот что об этом месте рассказывает мой учитель географии Александр Сергеевич Гиляшев:

«Таганай прекрасный природный объект. На Урале мы привыкли к постоянным изменениям погоды, но, чтобы погода изменялась с такой скоростью, как на Таганае, я, пожалуй, не встречал нигде. В течение часа дождь сменялся снегом, а снег ясной погодой… Все бы ничего, но вот только это происходило летом! Конечно, мне запомнился курумник и вид с высоты Двуглавой сопки. Посетив это место однажды, хочется возвращаться сюда опять и опять».

Вид с Метеогорки

У каждого, кто хоть раз бывал на Таганае, есть свои удивительные истории, вот, например, что рассказывает мой отец Илья Куцин о своем первом посещении национального парка:

«Это было в начале 2000-х. Мы не знали о том, что на данной территории создан национальный парк и понятия не имели о туристских тропах и организованных стоянках. Мы проходили не более 10 километров в день. Отсутствие троп, постоянные буреломы и острые скалы — вот чем запомнился мне Таганай. Какого же было наше удивление, когда на четвертый день, обливаясь потом, совершенно выбившиеся из сил, мы вышли на широченный, как показалось тракт, по которому двигались пенсионеры с корзинками, школьники с учителями, и даже женщины с колясками».

Мое личное знакомство с Таганаем началось с глотка свежего лесного воздуха — уже при выходе из машины возле парка я ощутил, что здесь дышится совсем иначе, чем в городе. И, надев на плечи рюкзаки со всем необходимым, мы (нас было 4 человека) вошли на территорию парка. Практически сразу же нас обступил густой еловый лес, и со всех сторон стало доноситься пение птиц. Начался крутой подъем с последующим спуском. Так повторялось множество раз. Поначалу было очень тяжело привыкнуть к перепадам высот, но, преодолевая подъем за подъемом, постепенно привыкаешь. Мы перешли небольшую речку Тесьму, представляющую из себя горный ручеек с быстрым течением и кристально чистой водой. И после неё прибавили темп, чтобы до наступления темноты успеть добраться до нашей первой стоянки. В вечерних сумерках мы подошли к приюту «Гремучий ключ». Заселившись в небольшую избушку, обессилившие, дружно легли спать.

Приют «Гремучий ключ»

На следующий день наша группа отправилась к скале «Откликной гребень». Эта скала получила свое название за характерные гребнеобразные очертания. Западный склон горы более пологий и покрыт камнями, восточный — крутой, в некоторых частях представляет собой почти вертикальную стену. Скала имеет высоту 1155 метров, она буквально возвышается над окрестными лесами.

Скала «Откликной гребень»

После небольшой фотосессии и сбора черники на окрестной полянке мы продолжили движение дальше по маршруту. Практически весь оставшийся день наш путь проходил по живописному березовому лесу. Тропа, по которой шли, была в отличном состоянии, поэтому к вечеру наша группа уже была на одной из главных точек маршрута — «Киалимском кордоне» — бывшем поселке углежогов. Сам кордон состоит из 3-х деревянных домиков и бани. Однако в этот раз мы решили проигнорировать блага цивилизации и поставили палатку на берегу реки Киалим. За ужином и игрой в карты мы сами не заметили, как на лес опустилась темнота. Немного понаблюдав за звездами и выпив чая с лесными травами, разошлись по палаткам. В тот вечер я долго размышлял о том, какие красоты нас окружают и что ещё предстоит увидеть.

Киалимский кордон в вечерних сумерках

С первыми лучами солнца я выбрался из палатки. На этот день у нас было запланировано восхождение на метеогорку. Как только мы вышли с кордона, нашему взору предстало необычное зрелище. Мы оказались возле курумника — «каменной реки», русло которой состоит из огромных валунов, поросших лишайником. Такие каменные реки неспроста являются одной из визитных карточек Таганая. Они поражают взор своим масштабом и величием.

Изначально дорога к метеостанции представляла пологий подъем, но он быстро набирал крутизну, и вскоре мы были вынуждены почти карабкаться. Спустя пять километров сложного пути мы были на вершине. Первое, что мне сразу бросилось в глаза, — это практически полное отсутствие каких-либо деревьев. Здесь выживают лишь низкорослые кустарники, в том числе обширные ягодники: брусника и шикша. Но то, ради чего мы сюда пришли, отнюдь не ягоды. С вершины горы перед нами открывался вид на весь Национальный парк «Таганай». Огромное зеленое море и буквально торчавшие из него останцы и гребни скальных хребтов. Крупные города Миас и Карабаш, видневшиеся вдалеке, скорее напоминали обычные деревушки. Запечатлев все эти красоты на фотоаппарат, отправились в обратный путь. Когда мы вернулись на кордон, нас уже ждала растопленная баня.

Метеогорка

Утром следующего дня наша группа с грустью покинула Киалимский кордон и двинулась в обратном направлении. Дойдя до приюта «Таганай», мы неспешно разбили лагерь. После ночного отдыха нам предстояло покорить самую высокую вершину национального парка — гору Круглицу. Название эта гора получила за округлую форму. Когда мы оказались на ее вершине меня поразило то, что она полностью состоит из огромных валунов, чего издалека не было заметно. Хождение по ним доставляло мало удовольствия, но с вершины открывался завораживающий вид.

Вид с горы Круглицы

На этом наше посещение таганайских достопримечательностей закончилось, и на следующий день мы уже были в Златоусте. За 5 дней мы прошли 62 километра и, к сожалению, нам не удалось за один поход посетить все таганайские вершины. Но я верю, что когда-нибудь вернусь сюда, и советую в Национальном парке «Таганай» побывать каждому.

опубликовано на https://vk.com/@probaperaekat-taganai-zhemchuzhina-uzhnogo-urala