Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

В одиночку по заповедным местам

(записки начинающего туриста)

По окончании летней биологической практики в Челябинской области, которую мне довелось проходить на территории Ильменского государственного заповедника, я решил отправиться не домой, а в находящийся в 1,5 часа езды от города Миасса хребет Большой Таганай.

Мои коллеги по практике неоднозначно отнеслись к моей одиночной затее, и те из них, кто был поосторожней, совсем от меня отстранились, так как если бы что со мной случилось, то они тут вроде как и ни причем . Уехал неизвестно куда, а мы ничего не знаем.

И вот в последний день моей полевой практики я не спеша собирал вещи,  напоследок искупался в озере Большое Миассово, и вместе с остальными сотрудниками мы пошли в Миасс через Ильменский хребет. Спустя 2 часа мы сели в городской троллейбус и доехали до автовокзала. В Миассе автовокзал и железнодорожный вокзал находятся рядом, поэтому мне тут же удалось купить билет на ближайшую электричку до города Златоуста.

0403

Ну вот, наконец я еду один в электричке. Солнечный летний день поднимал настроение. Электричка сильно петляла среди невысоких горных хребтов, и солнце заглядывало то в левые, то в правые окна вагона. Выхожу в Златоусте и сажусь на городской автобус, который за 20 минут меня довез до окраины города . Выйдя на конечной остановке автобуса, я увидел хребет Большой Таганай. Захожу в лес и вижу символические ворота в национальный парк «Таганай».

Неподалеку за столиком, под деревьями, сидели мужики и что-то праздновали. Я поинтересовался насчет дороги и сколько по ней идти. Он и, конечно, говорили много, постоянно преувеличивая и пугая дикостью здешних мест. В итоге разговора я поделил их слова на три части, две из которых попросту выбросил из головы, так как, кроме страха и сомнения, больше информации в них не содержалось.

Вход в национальный парк в те времена был платный, но, поскольку денег с меня никто не берет, я перешагнул границу национального парка, обозначенного деревянными воротами, и очутился в темнохвойной тайге. Здешний густой еловый лес совсем не походил на находящийся в сорока километрах.

Отсюда по прямой лес Ильменского заповедника, который большей частью состоял из сосны, липы, березы с примесью лиственницы и был значительно светлее и проходимее таганайского.

За полчаса дошел до речки Тесьмы, переправился на другой берег. Каменистая тропа начала понемногу уходить в гору. Темные ели, сгустившиеся тучи и 8 часов вечера наводили скучные мысли. Понимая, что надо искать место для стоянки, я начал оглядываться. Присмотрел место для ночлега. Положил на землю коврик и лег,  завернувшись в чехол из-под спальника (настоящего спальника у меня тогда не было). Долго пытался уснуть, но та к и не получилось. Еще засветло сгустившиеся тучи ночью пролились грозовым дождем. Ни палатки, ни тента у меня не было, поэтому вскоре мне стало сыро.

Нет, это не дело. Собираю все немногочисленные вещи, беру коврик и, отойдя на край поляны, нахожу там раздвоенную от самой земли березу. Между двумя стволами вставил туристический коврик и сел под ним на корточки. Зажигалкой раз жег маленький костерок, и сразу стало веселее. Когда таким образом устроился, то начал прислушиваться к ночным шорохам леса. Любой подозрительный шорох вызывал у меня напряжение.

Уже под утро дождь прекратился, и стало холодней. В эти минуты я мечтал о златоустовской бане. Почему именно о златоустовской — не знаю. Наверное, златоустовские бани были ближе всех от меня. А тем временем постепенно начало светать. Я засунул спасший меня от окончательного намокания коврик в рюкзак, а рюкзак спрятал между камнями под корягой и пошел на вершину. Вершина называлась Двуглавая сопка. Это было первое мое восхождение. Я знал, что высота горы составляет lОЗ4 м . , и выходит она за пределы границ леса.

Сначала мне пришлось аккуратно перелезать, потом я освоился и стал бодро прыгать по крупным валунам. Стоп !!! Куда это я разбежался? Что я спешу куда-то? Так ногу можно сломать. Ведь камни от ночного дождя еще не просохли. Поскользнуться здесь ничего не стоило. Кто же меня тащить будет в случае такого поворота событий? Пришлось подавить в себе желание быстро двигаться, аккуратнейшим образом я начал облезать каждый камень, неуклонно продвигаясь вверх .

Случайно окинув взглядом долину реки Тесьмы, я почувствовал, что у меня захватило дух. Облака частично покрывали долину, а в просветах между ними просвечивал темно-зеленый пихтово-еловый лес. Верхушки облаков были подсвечены первыми лучами восходящего солнца и их цвет менялся с бледно-белого на голубовата-бирюзовый. Эта картина медленно менялась, так как температура воздуха повышалась, и облака начали подниматься. Взгляд так и прилип к этой картине, но тут мне пришла мысль: а что если я еще выше залезу и не буду смотреть вниз, а потом — раз и взгляну: экстаза от восхищения увиденным будет еще больше .

Продолжая лезть дальше, мне волей-неволей приходилось облезать здоровенные курумники. В противоположной от Златоуста стороне показались скалы горы Откликной Гребень. Подобно хребту динозавра возвышались скалы этой вершины. Основание гребня было покрыта лесом. Скорей всего, этот гребень и назвали Откликным, так как звук, издаваемый каким-либо субъектом, долго носился над таганайским лесом, отражаясь от его каменной стены.

Прошло еще какое-то время, и, вылезая на очередной курумник, следующего за ним камня я не увидел . Это была вершина Двуглавой сопки. Светило солнце, ветра не было. Я разложил на камне подмоченные ночным дождем вещи для просушки. Облаков осталось мало, все испарились. Обзора стало больше, но без облаков пейзаж немножко проигрывал. На юге виднелся город Златоуст. На западе одиноко торчала гора Ицыл. А на востоке, совсем близко, был Откликной Гребень. Тишина. Кроме изредка доносившихся криков птиц, ничего не было слышно. Волей неволей я задремал: сказывалась бессонная ночь, проведенная у подножия горы.

Вдруг звук : «шшух». Я проснулся. Это был внезапный порыв ветра. Как никак, высота была чуть больше 1000 метров. Постепенно мои вещи окончательно высохли. Здесь надо что-то оставить вроде монетки или еще чего-нибудь, чтобы еще раз пришлось побывать в этих местах. Порылся в карманах и нашел монету достоинством в 1 рубль. Этот рубль я оставил на самой вершине горы в щели между камнями, так что край монеты остался виден. Окидывая последним взглядом южно — уральские леса, я мысленно рисовал схему будущего маршрута по этим местам, который я организую в мае следующего года. Да , скорей всего, именно тогда я смогу повести в поход первой категории сложности. Но как я организую такой поход в качестве руководителя? Для этого надо участие в подобном походе и иметь о его прохождении справку. Эту задачу мне предстоит решить в ноябрьские праздники.

Посмотрев на часы, я начал неторопливо спускаться. Вскоре вышел на тропу, по которой поднимался сюда . Уже наступил вечер. Со стороны Златоуста надвигалась свинцовая туча. Вдруг вспыхнуло несколько молний, грянул гром и спустя пару минут пошел сильный дождь. Из-за отсутствия тента мне пришлось промокнуть еще раз за время моего одиночного похода. Как мог прятал фотоаппарат в полиэтиленовых мешках , которые были кое-где рваные , где-то дырявые. Несмотря на дождь, пленка в фотоаппарате не пострадала, хотя кофр изрядно подмок.

Вышел в Златоуст и, стоя на остановке, твердо решил пройти по этим местам полноценный категорийный туристический маршрут летом следующего года.

Всё, разведка местности совершена, теперь можно вести сюда группу.