Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

«ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО…»

Всевышний – это Некто, ждущий нас на краю бесконечности
Пролог

Конец XX – начало XXI в.в. характеризуется, как ни странно, всплеском религиозности во всем мире. Странность этого явления заключается в том, что достижения в разных отраслях науки, выход человечества в Космос и т.п., должны были бы как раз привести к переосмыслению догматов религий в сторону атеизма. Но случилось наоборот – в мусульманском мире буйным цветом зацвёл клерикализм с элементами фанатизма; в постсоциалистических государствах (в силу преодоления прежних запретов) религиозность стала модой, а храмы строятся в количествах несоизмеримых со здравым смыслом; появилось и, к сожалению, пользуется большой популярностью огромное количество т.н. «синтетических» церквей, которые сочетают в себе элементы разных религий. Объяснить всё это можно только тем, что подавляющее большинство людей худо-бедно уловив общий смысл некой религии и приняв её обряды, совершенно не интересуется основной Идеей данного вероучения.
В предлагаемой статье автор попытается предложить своё понимание проблем религии как таковой и дать сравнительный анализ различных вероучений.

Раздел 1 «Немного истории»

Как известно религия зародилась вместе с Homo sapiens как, прежде всего, почитание природных явлений и стихий. Со временем разные этнические группы, согласуясь со своим менталитетом, развили примитивные религиозные представления своих предков в более или менее стройные религиозные концепции, которые, в свою очередь, развиваясь, превратились в философии, вероучения, догмы и т.п. На сегодняшний день в мире существует несколько т.н. «мировых» религий: Буддизм (Индия, Юго-Восточная Азия, Китай, Япония, Корея, Гималайский регион, Монголия и некоторые области России), Конфуцианство (Китай, Корея, Япония), Индуизм (Индия, Индонезия, часть Юго-Восточной Азии), Ислам (Индия, Юго-Восточная Азия, Средняя и Центральная Азия, Ближний Восток, некоторые области России и Украины, Южная Европа, часть стран Африки) и Христианство (Россия, Европа, большая часть Африки, обе Америки, Австралия, Филиппины, немногочисленные общины в Индии, Японии, Корее и Китае). Все эти религии, кроме индуизма, являются монотеистическими, т.е. подразумевают одного Бога-творца (в индуизме помимо Бога-творца Брахмы присутствует ещё более тысячи разнообразных божеств). На первый взгляд все эти религии разные, отличающиеся по ритуалам и антуражу, но это только на первый взгляд.
Попробуем провести некоторые параллели и найти общие черты:
— наличие одного-единственного Творца Вселенной и человечества;
— достаточно точно и подробно расписанные различия между Добром и Злом (грехом);
— потрясающее сходство в основных жизнеопределяющих канонах (заповедях), продиктованных тому или иному пророку* Творцом;
— вера во всемогущество и всеведение Творца;
— вера в неотвратимость наказания за грехи после смерти, вера в «загробный» мир;
— наличие в том или ином виде института монашества как посредников между Творцом и людьми
и, самое главное, вера в то, что Мир появился при помощи Творца из Хаоса!
Как видно из вышеизложенного, основные постулаты практически совпадают (отличия – чисто ментального свойства), что лишний раз доказывает наличие единого источника вдохно-вения создателей перечисленных вероучений. Поэтому в следующих разделах понятие Религии (веры) будет обезличенным.

Раздел 2 «Взаимоотношения с Творцом»

Люди издревле привыкли (а религиозные деятели стараются лишний раз подчеркнуть это) считать себя если не рабами, то детьми божьими. Этот инфантилизм часто играет злые шутки над достаточно талантливыми и, казалось бы, самостоятельными людьми. Но всё-таки большин-ству спокойнее считать себя «под колпаком» у Творца – он всё видит, он всё знает, он простит, а то и поможет – чем добиваться чего-либо самому, набивая шишки, укорачивая себе жизнь без особой надежды на успех. Слепая вера во всемогущество и всеведение Творца есть не только утешением слабых и рычагом управления прихожанами в руках служителей культа, но ещё и проявлением антропоцентризма* – как же, мы одни во всей Вселенной и Творец только тем и занят, что отслеживать жизнь миллиардов своих рабов-детей. Другим, не менее вызывающим, проявлением антропоцентризма является догма о том, что Творец сотворил человека по образу и подобию своему! Вот ведь замечательно – мы с Творцом ну прямо близнецы. Но как же тогда нам быть с нашими отрицательными качествами? Неужели и они свойственны Творцу?
В практике большинства Религий в той или иной форме всегда присутствовал ритуал т.н. «отпущений грехов», когда служитель культа берёт на себя обязанности Творца и определяет степень виновности прихожанина по своему разумению. Назвать это самонадеянностью значит не сказать ничего! Этот и многие другие примеры такого рода наталкивают на определённые мысли. Во-первых, сомнение вызывает правильность наличия посредников между Творцом и людьми в вида разного ранга служителей культа, во-вторых, совершенно отталкивающим и богопротивным явлением есть межконфессиональная борьба – иногда не на жизнь, а на смерть — между като-ликами и православными в Христианстве, между шиитами и суннитами в Исламе, между дзен-буддистами и ламаистами в Буддизме и т.д., в-третьих, безнаказанное существование в мире социальной несправедливости, нищеты, преступности, коррупции и т.п., т.е. того, что запрещено Заповедями абсолютно всех Религий. Подобные примеры можно приводить ещё долго, но и перечисленное подтверждает то, что человечество планеты Земля не есть центром миро-здания, а есть одним из многих результатов деятельности Творца во Вселенной!

Раздел 3 «Наше место в жизни Вселенной»

Выводы, сделанные в предыдущем Разделе, позволяют предположить, что Творец не ог-раничился в своей деятельности Землёй и землянами. Наличие множества населённых миров предполагали ещё философы античности, а с выходом человечества в Космос, вопрос этот стал как никогда актуален. Стоит предположить, что где-то далеко-далеко во Вселенной совсем непо-хожие на нас разумные существа также как и земляне верят в такие же заповеди Творца, верят в своё подобие с Творцом, совершают те же ошибки и, может быть, ищут нас?
Но если это действительно так, тогда зачем СОТВОРЕНЫ МЫ и зачем МЫ ЖИВЁМ? Вопросами подобного рода задавались философы от Европы до Дальнего Востока, от Средней Азии до Индии. Вот мнение автора (и пусть простят меня искренне верующие люди за некий вульгаризм): Творец экспериментирует, Творец создает разные миры и разные цивилизации, Творец ждет – что для него Время? – и наблюдает за своими творениями, Творец хочет видеть в своих творениях со временем (если только они сами не погубят свои цивилизации) равных себе – собеседников, коллег-демиургов*.
Здесь же хотелось бы рассмотреть ещё один животрепещущий вопрос, который ин-тересует как верующих, так и атеистов – что есть (и есть ли вообще) «загробный» мир?
Вопрос этот риторический – оттуда никто не возвращался и ничего не сообщал. Та разрозненная и не очень убедительная информация от людей, переживших клиническую смерть*, и из расска-зов мифологических героев*, не дает, к сожалению, приемлемой картины. Различные религии – как современные, так и античные – сходились только в том, что «загробный» мир существует. Естественно, что каждому из нас не хочется даже предположить своё полное исчезновение после смерти, особенно, если ты прожил свою жизнь полно, насыщено и с определёнными результа-тами. Вот и верим мы — кто в параллельные миры и иные измерения, кто в классические рай и ад. В данном случае мнение автора таково: в «загробный» мир верить нужно, чтобы не по-терять цель в жизни, но, при этом, заслужить себе пристойное место «там» созида-тельной и, по возможности, чистой жизнью здесь, на «этом» свете.

Раздел 3 «Человек, Бог?»

Подводя итоги изложенного в предыдущих Разделах, автор попытается сформулировать некие собственные постулаты:

1.Для чего живет Человек?
Человек живет для того, чтобы своей деятельностью приносить пользу окружающим: семье, работе, обществу в целом. Результатом деятельности Человека на «этом» свете есть память о нём в сердцах людей. Таким образом, после смерти его «душа» присоединится к таким же «душам» для дальнейшего существования в новом качестве.

2.Чем должен руководствоваться Человек в жизни?
Как уже упоминалось выше, все основные Заповеди едины на всей Земле. Поэтому в их правильности сомневаться не приходится, а значит, их использование и есть правилом. Кроме того, каждый человек должен иметь свой собственный кодекс чести, не идущий, естественно, в разрез с законами и традициями окружающих.

3.Что есть Бог, что есть Дьявол?
Бог не есть нечто эфемерное, сидящее на облаке или горе, человекоподобное существо. Дьявол не есть рогатое и воняющее серой чудовище, норовящее соблазнить и уничтожить душу Человека. И Бог, и Дьявол – в душе у каждого Человека. Все наши положительные, добрые качества – это Бог. Чувство любви, чувство собственного достоинства, чувство ответственности – это Бог! Но всё, что в нас, к сожалению, отрицательного, тёмного, отвратительного – это Дьявол. И задачей каждого Человека есть строго следить, чтобы его как положительные, так и отрицательные (без них невозможно) качества находились в строгой пропорции, обеспечивающей образ жизни, упомянутый выше.

Таким образом, мнение автора: Человек сам себе и Бог, и Дьявол. И только от самого Человека зависит, кем ему быть и как ему жить на «этом» свете. И только от самого Человека зависит его будущее на «том» свете и в памяти потомков.

Закончить же хочется цитатой из Виктора Гюго («Отверженные»): «…. его совесть – другими словами Бог.»

КОММЕНТАРИИ

1. Пророки.
За последние шесть тысяч лет Человечество знало многих пророков, которые приносили в мир свет знаний и правил жизни: Осирис (егип.), Эа (шумер.), Прометей (греч.), Моисей и Иисус (евр.), Заратуштра (перс.), Конфуций и Лао-цзы (кит.), Рама и Будда (инд.), Один (герм.), Велес (рус.), Кетцалькоатль (ацтек.), Магомет (араб.).
2. Антропоцентризм(греч.) – философское понятие, ставящее человека (антропос) в центр мироздания.
3. Демиург(греч.) – созидатель, строитель, творец.
4. «Жизнь после жизни», Дж. Моуди (Великобритания)
5. «Загробный» мир, Ад (Аид) посещали такие популярные персонажи мифов как Геракл и Орфей (греч.), Гильгамеш (шумер.), Рама (инд.).

Поделиться 

Публикации на тему

Перейти к верхней панели