ARSLONGAVITABREVIS*
Пролог
Самым ценным приобретением человечества за всю его многотысячелетнюю историю есть Культура. Только с обретением образного, творческого мышления человек стал настоящим Homosapiens. Изначально люди посредством культуры передавали окружающим своё объективное восприятие действительности — красоты окружающего мира, страха перед непознанным, мечты о лучшем…
Прошло время и многое изменилось в самом Человеке, в мире. И вот сейчас, на границе тысячелетий, хочется провести некий анализ современного состояния Культуры.
Раздел 1. «Изобразительное искусство»
Этот вид искусства является, как известно, самым древним и самым доступным. Но, тем не менее, в истории остались считанные художники, которых и величают великими, классиками. Изобразительное искусство всегда являлось зеркалом мира. Художник старался в своих работах передать либо красоты реальности, либо красоты выдуманного, сказочного мира, но во всех сюжетах должна была присутствовать Красота. Так было веками, так, казалось бы, должно было быть всегда. Но.… Как всегда это «но». В начале ХХ века н.э., откуда ни возьмись, возникают новые течения в изобразительном искусстве: сюрреализм, абстракционизм и т.п. Первые впечатления общества – шок. Как можно полную бессмыслицу выдавать за произведения искусства, наполнять каким-то странным и никому неведомым смыслом дикую мазню или однотонно закрашенный кусок холста? Если сюрреалистов (Дали, Мюллер и др.) и символистов (Чурлионис, ранний Пикассо, Петров-Водкин и др.) еще как-то можно было рассматривать как художников за их великолепную технику, то абстракционистов (Малевич, Кандинский и все, кому не лень) и художниками то назвать язык не поворачивается. Как же так получилось, почему «полотна» бездарных мазилок стали украшением художественных салонов и частных коллекций? Ответ напрашивается: отличный, продуманный, массированный PR* и замечательное человеческое качество, описанное Г-Х Андерсеном, а именно комплекс «нового платья короля». Согласитесь, жутковато смотреть на вальяжных, самовлюбленных снобов, которые сосредоточенно разглядывают тот же пресловутый «Черный квадрат» Малевича или схожую «глубоко философскую» мазню, ищут (и находят?) в ней огромный смысл, готовы платить на аукционах сотни тысяч за «оригинал». Согласитесь, обидно смотреть, как проходит мимо замечательных полотен, лишь скользнув по ним взглядом, завсегдатай «модного» салона, считающий себя знатоком живописи. Согласитесь, жаль, что не находится тот самый андерсеновский мальчик, который на весь мир закричит: «Люди, оглядитесь, одумайтесь! Король ведь голый!»
Раздел 2. «Музыка»
Музыка – второй, если можно так сказать, вид искусства по древности после живописи. Целью музыки всегда была передача эмоционального состояния от музыканта к слушателю. Это развлекательные танцы, это ритуальные танцы и, позднее, это пение. Как и в живописи, на протяжение веков в музыке формировались определенные каноны, традиции, формы подачи и т.п. К концу ХIХ века н.э. музыка, как искусство, достигла своего апогея и началось…
Начало ХХ века. В Российской империи и Советской России — родине Мусоргского, Чайковского, Глинки – начинается реформация музыки. Композиторы-новаторы Скрябин, Свиридов и др. «пересматривают» все сложившиеся традиции классической музыки. Всё больше и больше мир заполоняет т.н. лёгкая музыка, Северная Америка «дарит» миру танец чарльстон и джаз, Южная Америка – вульгарный по тем временам танец танго. Классическая симфоническая музыка становится уделом избранных. Но и в эту, казалось бы закрытую для профанации, сферу проникают метастазы разрушения. Пальму первенства в этом держит СССР. Это там появляется композитор Шнитке, это там появляются оперы и балеты на революционно-производственные темы. Не отстаёт и Запад. Музыка всё больше становится идеологическим оружием. Некогда достаточно безобидный полуспортивный танец рок-н-ролл ко второй половине 60-тых становится мощным рычагом воздействия на молодежь посредством бессмысленных текстов, спецэффектов и определённых звуковых комбинаций. «Культура» хиппи, а позже панков, тоже имела своё «звуковое сопровождение», наполняющее души поклонников пофигистким отношением к жизни и наркотическим дурманом. Конец века характеризуется развитием и популяризацией т.н. «попсы» с её безмозглыми декламациями бездарными исполнителями под примитивную трёхаккордную мелодию и американско-обезъяннего «рэппа», который с рвением достойным лучшего применения пытаются изобразить белые европейцы. При наличии «железного занавеса» в СССР пытались бороться с тлетворным влиянием Запада путём навязывания доморощенной музыкальной культуры и цензуры (что, в общем-то было не всегда плохо, т.к. на эстраду не попадали ни бездарные песни, ни бездарные исполнители), но с распадом СССР и падением «железного занавеса» в образовавшиеся пустоты хлынул поток как западной масскультуры, так и собственного, порожденного запретами мусора («Аквариум», «Чайф» и т.п.). Кроме того, эстраду постепенно (но быстро) заполонили т.н. «блатные», т.е. чьи-то протеже, бездарности либо с длинными ногами, либо с голубым отливом, но с большими финансовыми возможностями. В результате пострадали прежде всего люди-слушатели, люди-зрители.
Ну, а Музыка? Что с нею стало и что с нею будет? Вместо симфонических концертов – многотысячные толпы на стадионах сходят с ума под барабанный бой и рёв электроинструментов, вместо оперы – мюзиклы с малопонятным сюжетом и телодвижениями под фонограмму, вместо балета – негритянские пляски под невнятный речитатив, вместо хороших эстрадных песен, которые можно спеть в компании за столом или на природе, – бессвязный лепет «про любовь» или приблатнённые куплеты с претензией на «городской романс».
Где вы, музы*? Где вы, Эвтерпа, Эрато и Терпсихора?
Раздел 3. «Литература и театр»
Литература, как жанр искусства, сравнительно молода. Зарождался этот жанр поначалу как теологический, т.е. как фиксация для потомков подвигов богов и героев. Первым из известных по настоящему литературных произведений считается шумерский эпос «Песнь о Гильгамеше» (3-е тысячелетие до н.э.). В античные времена литература расцвела прежде всего в Древней Греции и Китае. Тогда же появилось и разграничение литературных направлений на поэзию, прозаику и драматургию. Гомер и Эсхил, Петрарка и де Вега, де Бержерак и Шекспир, Гёте и Шиллер, Гюго и Золя, Пушкин и Тургенев, Толстой и Чехов, Шевченко и Старицкий и многие-многие другие создали то, что мы называем Мировой классикой, литературными шедеврами.
Но, как уже видно из предыдущих разделов, всё имеет свой предел. Первые ласточки «реформации» литературы появились в конце ХIХ века н.э. с возникновением двух новых жанров – детектив (Э.По) и фантастика (Ж.Верн). Появление этих жанров, конечно, было обусловлено развитием науки, общества в целом и не представляло особой опасности в части развращения вкусов тогдашних читателей. Но в начале ХХ (!) века н.э. новые жанры посыпались как из рога изобилия: символизм (Хлебников. Блок), футуризм (Бурлюк, Маяковский), фантастика с социальной направленностью (Уэллс, А.Толстой, Оруэлл), «переосмысление классиков» в театре (Мейерхольд). Никакие социальные катаклизмы, никакие кровопролитные войны не смогли стряхнуть эту плесень с искусства. Более того, весь этот бурьян во второй половине ХХ века разросся буйным цветом, породив таких деятелей как поэты Вознесенский и Гребенщиков, писатели Олешковский и Лимонов, режиссеры Любимов и Стуруа, скульпторы Непомнящий и Церетели (я перечисляю более или менее знакомые читателю фамилии, хотя явление это, к сожалению, всемирное). Все, чем занимались и занимаются эти люди и их «коллеги» есть ни что иное, как профанация* искусства с труднопредставляемыми последствиями для мировой Культуры. Королевство кривых зеркал?
Заключение автора.
Тот краткий анализ состояния некоторых жанров Искусства, приведенный выше, наталкивает автора на некоторые размышления.
1. Отправной точкой «реформации» искусства является конец ХIХ – начало ХХ вв. н.э.
2. «Реформация» затрагивает в основном те жанры искусства, которые имею максимальное воздействие на мироощущение человека, его внутренний мир.
3. Идеологи «реформации» начисто отвергают право на существование (пусть даже как альтернативы) т.н. классического искусства.
4. Свои действия «реформаторы» адресуют, прежде всего, молодежи, называя их революционными и прогрессивными и отбивая охоту к познанию истоков мировой культуры.
Напрашивается странный вывод: если это совпадения, то не слишком ли они целенаправленны, а если это заговор, то чей? Не хочется впадать в паранойю и искать среди заговорщиков инопланетян или масонов, поэтому оставляю решать эту задачу читателю. Мнение автора таково – если сей процесс пойдет и далее такими же темпами, то деградация населения планеты станет неизбежной в обозримом будущем и прощай Земля, колыбель Человечества, здравствуй Планета обезьян.
P.S. Как Вы думаете, уважаемый читатель, что произошло чуть больше тысячи лет назад на Руси и около полутора тысяч лет назад в Западной Европе? Не был ли процесс деариезации европейской культуры путём навязывания абсолютно чуждой веры (а значит во многом и культуры) первым шагом к уничтожению земной цивилизации?
ПРИМЕЧАНИЯ
1.Arslonga….(лат) жизнь коротка, искусство вечно
2.PR (англ) паблик рилейшен, процесс навязывания необходимого мнения публике, общественности
3.Музы (греч) покровители отдельных жанров искусства (Эвротепа – лирика, Эрато – песни, Терпсихора – танец)
4.профанация (ла примитивизация, опошление чего-либо святого, нетленного