На пропускном пункте военного городка собирались дети с рюкзаками. Некоторых провожали в дальний путь родители, но большинство пришли самостоятельно. Для них это был очередной многодневный поход неизвестно куда.
Матёрые походники и новички
Группа собралась максимально разнообразная. Матёрые походники – Вероника, два Максима, Иван, Арсений и Аня – выносливые и неприхотливые. Артём, который постоянно норовил где-то заблудиться, потеряться или что-то потерять. Анна, уже ходившая раньше в небольшие походы, но в такой пошла впервые. Самая старшая Владислава, суровая и крепкая, в такое мероприятие тоже «ввязалась» впервые. Весёлая, неунывающая Маша второй раз в наших походах. Ну и городские ребята, «друзья друзей», попросили взять с собой в поход – и вот Пётр с нами, и два парня из 175 школы Екатеринбурга с педагогом Мариной Кронитовной.
Руководитель клуба «Сокол» Дмитрий Александрович встречал, распределял общее имущество, проверял готовность группы к выходу. Командиром назначена семнадцатилетняя Владислава, впервые оказавшаяся в такой должности. Помощницей у неё была маленькая Маша. Её задача была дублировать команды командира и носить планшет (офицерскую сумку) с документами, картой и компасами. Во время сбора группы Маша собирала согласия родителей и отмечала прибывших.
После проверки документов и прибытия последних участников туристической группы Дмитрий Александрович начал инструктаж, что может случиться, если не помыть руки перед едой или скушать незнакомую ягоду, а также при неконтролируемом приёме лекарств, неправильном переходе дороги или неосторожном обращении с колышком палатки. Инструктаж длился почти час, но все с интересом и удовольствием слушали руководителя группы. Все расписались в журнале учёта проведённых инструктажей и, наконец, двинулись в путь….
Первая точка отдыха у родника Крестик. Чтобы туда попасть, нужно пройти полтора километра по лесу, затем через поле. Стояла страшная жара под 40 градусов, но по лесной тропе идти одно удовольствие. Пересекли засеянное поле, как вдруг из кустов у дороги выскочила косуля. Пока дети соображали, кто это такой, косуля, высоко подпрыгивая, в несколько секунд убежала на другой конец поля. Поняв, что дети ей не угрожают, не спеша удалилась в лес.
Наконец дошли до родника. Родник был большой. Из-под земли выбивалась ледяная вода (зимой она казалась тёплой) и образовывалось небольшое круглое озеро метров 5 в диаметре. Из него уходил ручеёк, который вливался в большой ручей Ключик. Над местом, где выбивалась вода, стоял большой камень, в который был вделан железный крест. На камне было выбито много надписей, но основная гласила, что «Камень с животворным Крестом положен в 1807 году по желанию жителей деревни Ключи на воспоминание крестного хода в первый день Августа».
Отдохнули, попили ледяной ключевой водицы, остудили ноги в озерце. Самые отчаянные успели окунуться в озере. Поправили лямки на рюкзаках, переложили вещи и двинулись дальше…
Деньги легче, чем продукты
Первый переход получается как раз для проверки снаряжения, разминки, подготовки организма к долгим нагрузкам. Солнце продолжало нещадно палить. Руководители постоянно следили, чтобы головы детей были чем-либо накрыты. Через пару километров оказались в селе Ключи. Пока дети умывались и охлаждались на колонке, к группе присоединилась ещё одна участница экспедиции – Станислава из Двуреченска.
Нас ждал первый «квест». Прошлые походы показали, что деньги легче, чем продукты. И зачем тащить кучу продуктов, если по дороге можно купить, зато сам поход намного легче и комфортнее. Можно было бы упрекнуть руководителя группы в читерстве и нечестности, но есть небольшой нюанс: в группе всего двое взрослых и несколько старших ребят. Норматив на переноску тяжестей для детей свой. Для девочек 10–11 лет максимальный вес рюкзака – 5-7 килограмм. А взрослые за всех тащить вещи не могут. Поэтому нашли такой выход из ситуации. Хотя весь полученный паёк на 10 человек на 5 дней несли с собой. Ещё в таком способе походов есть нюансы. Например, наличие магазинов и их ассортимент.
По плану по прибытию на место установки лагеря на ужин было картофельное пюре с тушенкой. Для этого планировалось в селе купить картофель и немного моркови для утреннего супа. Но…картофеля в магазине не оказалось. Что делать? Естественно, в селе в любом дворе сажают и собирают картофель. Быстро пообщавшись с местными, нашли человека, который готов был дать ведро картошки. Трое парней с Дмитрием Александровичем пошли за мужичком к нему во двор. Там быстренько нашлось ведро мелкой картошки и моркови. Пересыпали в пакет, расплатились (мужичок предлагал бесплатно, но от предложенных денег не отказался). Теперь парням оставшийся путь придётся нести ведро картошки по очереди.
Ещё немного отдохнув, по большей части от жары, двинулись дальше. Прошли мимо Преображенской церкви, где уже ранее бывали, мимо местного Дома культуры, где группа должна была остановиться и переждать жару, но никого не было, кто мог бы открыть здание.
Ещё на этапе планирования, весной, когда прокладывали путь на карте, отмечали места стоянок, ночёвок, отдыха и мест, которые необходимо посетить. Затем находили контакты, связывались с людьми, которые там работают, договаривались. С Домом культуры села Ключи мы уже давно знакомы. Ещё с прошлогодних походов. В самой большой экспедиции здесь также отдыхали, пережидали жару, пили чай, посетили заброшенную коровью ферму со своей трагической историей.
Заброшенный лагерь
В этот раз нас встретить было некому, и мы прошли дальше по ручью до небольшого красивого Z-образного водопада. Вернее, он таким был когда-то. Сейчас ручеёк еле бежал и вместо бурлящей воды был слабая струйка. Мария чувствовала себя плохо. Ей было тяжело, голова болела. Так бывает от переутомления и жары. Маше постелили плащ-палатку, отдохнули немного и пошли дальше. Следующая точка была в заброшенном пионерлагере «Южный». Путь к нему лежал либо по ровной дороге через село, где асфальт плавился от жары, либо за селом через живописный лес, где старые деревья казались застывшими великанами. Дмитрий Александрович забрал рюкзак у Маши. Большие перепады высоты тоже утомляли участников похода. Городские ребята начали догадываться, что зря они послушали своих мам и понабрали в рюкзаки кучу ненужных вещей. Да ещё шли с сумками в руках – в рюкзак спальник уже не влез.
На старых картах пионерлагерь обозначался по-разному. На современных он обозначен как «детский оздоровительный комплекс». Но на самом деле корпуса уже прогнили, крыши и межэтажные перекрытия кое-где совсем обвалились. И на каждой двери висела предупреждающая табличка, что здание в аварийном состоянии.
Группа остановилась на окраине лагеря. Мальчишки рванули изучать заколоченное деревянное здание. Забитые досками двери оказались не помехой. Мальчишки проникли внутрь и рассматривали давно заброшенный корпус лагеря. Сам лагерь, его асфальтированные дорожки, плац – всё поросло травой и кустами. Ржавый флагшток одиноко стоял возле ржавой трибуны. Когда-то тут кипела жизнь, были построения, награждения, открытия и закрытия смен. Сейчас только какие-то алкоголики сидели напротив главного корпуса на перекошенной лавке и употребляли. И шестнадцать туристов с рюкзаками проходили через этот лагерь.
Ледяной родничок оказался коварным
Сразу за лагерем протекала река Исеть. Придётся снова останавливаться. Маше было также тяжело. Ей снова дали отдохнуть, пока остальные ребята спустились к воде. Всё заросло травой, а вода была покрыта ряской. Только из-под моста с сильным шумом вырывались воды Исети, обдавая всё вокруг запахом тины. До города Двуреченска вода Исети была ещё относительно чистой, несмотря на зелёный цвет и неприятный запах. А вот Ключевской завод ферросплавов в городе уже добавлял «изюминку» реке, от которой купаться в ней уже было нежелательно.
Отдых был недолгим. Впереди оставалось пройти чуть больше трёх километров. Несколько спусков и подъёмов и туристическая группа уже на входе в пляжную зону Нижнесысертского водохранилища. Слева от дороги находилась дамба, которая является стратегическим объектом и охраняется. Справа будка охраны, тут же ларёк с пивом и дровами. А вот за домиком охраны как раз то, что нужно нашей группе – шланг с питьевой водой. В прошлых походах мы уже бывали тут и провели разведку. Возможно, кому-то и продали бы воду, а вот туристической группе с детьми разрешили набирать её в неограниченных количествах. Руководитель группы поинтересовался насчёт порядка на пляже, обмолвился, что мы находимся под надзором МЧС и постоянно докладываем о своём местонахождении. Охранник заверил, что всё нормально, только у тех, кто громко и нагло слушает музыку, портятся колёса, а так всё под контролем.
За Машей приехал дедушка. Ей было всё хуже и решили не рисковать, а отправить домой. Как потом оказалось, это было правильным решением. У Марии вечером поднялась температура. Ледяной родничок оказался коварным…
Главное – не бесить руководителя
Заполнив всю пустую тару водой, группа двинулась ближе к водохранилищу занимать место. Так как был рабочий день, места оказалось много. Большая поляна в центре пустовала. Тут же была лавочка, мангал, туалет в лесу, чуть подальше в беседках можно было зарядить телефоны. Так себе дикие места.
Ребята, конечно же, рвались купаться. Но «злобный» Дмитрий Александрович сразу же сказал: сначала ставим палатки, собираем дрова, разводим костёр, наряд готовит ужин, только после этого в воду. Что поделать, все понимали, так надо.
Один из важных этапов подготовки к походу – подбор участников. На занятиях руководитель смотрит, кто как себя ведёт, кто чем занимается и как учит материал. Самое главное – кто как взаимодействует с другими участниками клуба. Затем проходят небольшие походы в лес. И тоже наблюдение. Кто с кем делится или «крысит» по чужим рюкзакам, кто таскает огонь из костра и пугает своих друзей, а кто ходит по лесу и собирает дрова, а главное, кто как слушает своего руководителя и как реагирует на его замечания. После этого уже ясно, кто способен адекватно себя вести в походе, а кто нет. Непослушные, недисциплинированные ребята вынуждены с завистью смотреть на своих друзей, которые, замученные, грязные, с тяжёлыми рюкзаками и блеском в счастливых глазах возвращаются из очередного похода. Первое главное правило клуба «Сокол» – дисциплина. Дети его переиначили по-другому: главное правило – не бесить Дмитрия Александровича.
В первую очередь осмотрели место для палаток. Никаких дорог и тропинок – чтобы ночью какой-нибудь пьяный водятел не влетел в палатки. Никаких опасно нависающих деревьев и проводов, муравейники и норы сусликов тоже нежелательны. Неподалёку за кустами стояло отхожее место, но на таком расстоянии, что не создавало «запах лета с туалета». Руководитель указал, кто где ставит свои палатки с таким учётом, чтобы ночной поход в туалет не превращался в квест по преодолению натянутых растяжек. Тут же все «свободные» дети пошли в лес за дровами.
Конечно, лес у пляжа – это тот самый лес, в котором нет ни одной дровины. Зато чуть подальше дров было достаточно. Запас делали на приготовление ужина, завтрака и посидеть поздно вечером у костра. Назначенные на вечер наряд по кухне девочки Анна и Станислава пошли чистить картошку. Довольно быстро дети насобирали дрова, приготовили продукты на ужин и под присмотром взрослых наконец-то пошли купаться. Для большинства детей нет счастья больше, чем окунуться в тёплую воду, поплескаться и понырять. А ещё лучше – попрыгать с мостика в воду. Всё это на пляже Нижнесысертского водохранилища было. Купались ровно столько, сколько нужно было для молодых уставших, вымотанных жарой детских организмов.
Не довольные тем, что Дмитрий Александрович дал команду выходить из воды, дети поплелись на ужин. Что ж. Тоже неплохое мероприятие, наконец-то покушать. Построились с тарелками, ложками, как обычно, девочки первые, за ними мальчики. Марина Кронитовна разливала картошку с тушёнкой по тарелкам, тут же на лавочке был нарезанный хлеб. Быстро поужинали, помыли тарелки, ждали очередного построения. На этот раз на проверку посуды. Владислава проверяла каждую тарелку. Пару человек отправила перемывать. Гигиена в походе – одно из важных условий похода, особенно в жару. Даже небольшой недомытый, прилипший к тарелке кусочек еды быстро начинал гнить и к следующему приёму пищи был уже как ядовитая бомба, способная отравить ребёнка.
Три раза ставили на костёр чайник. И три раза чай полностью выпивался. Дети отпаивались чаем. Вечером наконец-то стало прохладно. После небольшого отдыха старшие ребята снова пошли купаться. И опять дети плескались, ныряли, гонялись друг за другом, будто и не было позади десятикилометрового похода по жаре.
Слово дня – «купание»
Наконец Дмитрий Александрович опять дал команду выходить. Чтобы дети не расстраивались, он пообещал купание завтра с утра, перед выходом на маршрут. Вещи уложены в палатках, солнце село, дул прохладный ветер, горел костёр, с нескольких сторон негромко буцкала музыка. Хотелось спать, но ещё больше хотелось посидеть у костра. Несколько человек притащили спальники, кто-то лежал на плащ-палатке. Началась «свечка».
Одна из традиций клуба «Сокол» в походах – «свечка». В зависимости от места зажигался фонарь на телефоне и сверху ставился стаканчик либо зажигалась настоящая свечка, в редких случаях, как сейчас, собирались у костра. И по очереди делились впечатлениями за день. Нужно сказать, что понравилось, что НЕ понравилось, и слово дня, символизирующее весь прошедший день. Дети могли подолгу рассказывать о своих впечатлениях. Иногда приходилось уже прерывать рассказчика, потому что некоторые начинали клевать носом. Бывало так, что после «свечки» все расползались по своим палаткам или спальникам, если ночевали в храме или ещё каком-нибудь здании, а на месте «свечки» оставалась пара-тройка уснувших деток. Иногда их будили. Иногда нет.
В этот раз «свечка» была у костра. Все смотрели на пламя и, как обычно, делились своими впечатлениями. Слово дня у большинства было «жара» и «купание». Многие жалели, что наши ряды покинула Маша, она так хотела дойти до конца. А в целом день у всех был просто замечательный.
После «свечки» – по палаткам. Завтра предстояла самая долгая и тяжёлая дорога…