Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Именно этими словами хочется подытожить наше прошлогоднее пятидневное приключение. Но, давайте по порядку…

Нижний путь

24 ноября. Рюкзаки уже собраны, мы готовы к выходу из дома. С ребятами встретились около школы в 6:00, погрузились в авто, и навигатор повёл нас в Челябинскую область в Национальный парк «Таганай».  426 километров, 6 часов дороги немного нас утомили. Но это не страшно. Прибыв на место, в центральную усадьбу, припарковали авто на стоянке, взяли наши неподъёмные рюкзаки (мой весил 35.6 кг) и двинулись в путь в приют «Гремучий ключ». Температура воздуха минус 7 градусов, ветра нет, красивая извилистая тропинка повела нас в базовый лагерь.

На одной из развилок указатели поделили тропу на Нижнюю и Верхнюю. Как нас предупредили ранее, нужно выбрать нижний путь, он чуть длиннее, зато без тяжёлых подъёмов. И это была наша ошибка. Вместо 8,5 километра нас ожидала тропа почти в 12 километров пути. Двигались мы примерно по 800 метров и останавливались на 5-минутный отдых. Но вот уже начало смеркаться, а мы едва прошли полпути. Через час нам пришлось доставать фонари, и теперь тропинка волшебно подсвечивалась. Хоть силы были на исходе, и ноги уже не шли, всё равно я не мог не оценить красоту заснеженного леса в свете фонаря. За километр от лагеря мы увидели огни, идущие на встречу. Это было наше спасение. Инструкторы нас уже заждались и пошли встречать.

В приюте меня одолевали противоречивые чувства: я никогда после такой тяжелой пешей прогулки по лесу не приходил в тёплый деревянный дом с 6(!) комнатами и центральным отоплением, где было очень уютно и пахло едой. Спасибо ребятам, которые прибыли раньше, за ужин. Без сил мы легли спать.

По каменной осыпи в «кошках»

25 ноября. Минус 4 градуса. Подъём опять ранний, на улице темно. Необходимо приготовить завтрак, чтобы он был сытный, а также бутерброды с собой и заполнить термос. Впереди нас ждёт увлекательный тренировочный день.

В 9:00 мы встретились с инструктором на улице, познакомились с группой, обсудили планы на ближайшие 4 дня и начали тренировку с самых азов, вспоминая туристические узлы. В целом всё было просто и понятно. Вспомнив основы, мы выдвинулись на ближайшие скалы, чтобы продолжить тренировку уже на рельефе. До скал было примерно 2 километра. Но тропинка метров через 600 вильнула в другую сторону и дальше пришлось тропить самим. Снега было чуть выше колена, первым шёл инструктор, выбирая путь, остальные ребята набивали тропу. Я был замыкающим и у меня было достаточно времени, чтобы успевать делать фото и любоваться пейзажами. Тренировка была очень насыщенной, даже не нашлось время, чтобы перекусить. Мы отработали навыки страховки и передвижение по каменной осыпи в «кошках». Ближе к 5 вечера начало смеркаться – пора идти на базу, готовить ужин.

26 ноября. После чудесного завтрака овсяной кашей мы сложили по 2 бутерброда в свои рюкзаки, надели снаряжение и двинулись в путь. Сегодня нас ждало увлекательное восхождение на гору Двуглавая сопка через скальный массив Скалодром.

Первую половину пути тропинка шла вниз по склону, идти было легко и весело. Но у подножья Скалодрома нас встретила крутая лестница вверх. Это была именно лестница, металлическая, с 184 ступенями. Ну, а когда она закончилась, мы свернули в лес, ведь у нас свой маршрут. Нам необходимо было пройти по хребту вершины, так называемым «перьям». Выйдя из леса на скальный массив, мы надели капюшоны и горнолыжные маски. Ветер дул достаточно сильный, и пролетал снег, который неприятно колол кожу на лице.

Михаил Захаров 10кл

На сложных участках первому необходимо было организовывать перила для всей команды. Первый участник идёт свободным лазанием и закрепляет верёвку безопасным способом для других. Остальные члены команды, используя подъёмное устройство жумар, лезут вверх к станции. Как же здорово помогают альпинистские «кошки», усиливая сцепление с скально-ледовым покрытием. Пройдя со страховкой по всему хребту вершины, нам нужно было спуститься, чтобы продолжить путь на гору Двуглавая сопка. Перекусив по бутерброду и выпив пока ещё горячего чая, мы двинулись в путь. Время около 16:30 и на лес начали опускаться сумерки. На гору мы уже поднимались в полумраке. Зато на самой вершине есть смотровая площадка, с которой открывается вид на город Златоуст, горящий миллионами огней. Это было волшебно. Обратный путь нам предстояло преодолеть с фонарями.

В базовый лагерь мы вернулись ближе к 20:00. А там приготовили вкусный суп и разобрали ошибки и позитивные моменты ушедшего дня. Чуть позже к нам зашёл инструктор и сообщил, что завтра я с Мишей пойду на восхождение на Откликной гребень, категории сложности 2А, с инструктором Артёмом, а остальные ребята проведут тренировочный день. И мы с волнением пошли готовить снаряжение. Ведь помимо верёвок, карабинов и «кошек» нам одолжили ещё закладные элементы для организации точек страховки, экстракторы, чтобы потом доставать эти точки из скалы, а также скальные крючья и скальный молоток.

Идти первым – почётная миссия

27 ноября. 8:00. Температура минус 8, лёгкий ветер. Всё по отработанной схеме: завтрак, бутерброды, термос в рюкзак, снаряжение на себя, трекинговые палки в руки и в путь. Утренняя дорога была сказочной. На заснеженные ёлки проглядывало утреннее солнце розовато-оранжевого цвета, которое едва касалось верхушек. На деревьях висели кормушки, в которых щебетали птицы, а тропинка была вдоль и поперёк утоптана лосиным следом. Это одновременно и восхищает, и настораживает. Ведь ты начинаешь более пристально вглядываться вглубь леса, надеясь увидеть настоящего дикого зверя. Приблизительно через час пути мы подошли к подножию горы. Откликной выглядел дружелюбно и величественно, красиво подсвечиваясь утренним солнцем. Но ближе к вершине ветер поднимался всё сильнее и сильнее. На горных восхождениях при технической работе, когда необходимо использовать страховку, расстояние меряется «верёвками». Так вот, на первом участке необходимо было закрепить перила, чтобы вся команда поднялась с жумаром, так как первый участок был достаточно сложным.

Я почему-то не сомневался (инструктор, видимо, тоже), но меня отправили свободным лазанием первым. Представьте, почти отвесная скала с небольшими выступами, покрытие – лёд, скала, периодически с землёй и мхом, на тебе снаряжения порядка 10 килограмм, за спиной рюкзак с термосом, тёплой курткой и трекинговыми палками. На ногах «кошки», которые так и норовят проскользить по скале, на руках тёплые перчатки, поверх надеты непродуваемые «верхонки», которые прекрасно скользят и не очень цепко хотят держать скальные выступы. Но отступать некуда, мне выпала почётная миссия. Подъём давался нелегко, но внизу ждала команда и мёрзла. Это мне было очень тепло в данный момент, остальные же ребята стояли и ждали заветной команды: «ПЕРИЛА ГОТОВЫ!».

Дойдя до удобной площадки, я организовал станцию и закрепил перила. Моя задача была выполнена, я надел тёплую куртку и принялся ждать всю команду. Последний на этом участке шёл Миша, так ему необходимо было забрать промежуточные точки страховки, которые я организовал. Следующие «верёвки» мы двигались связками, организовывая страховку друг другу. Склон дальше показался не таким крутым, и несколько «верёвок» мы прошли без особых усилий. Но, дойдя до определенного момента, мы упёрлись в скальный кулуар. Инструктор сказал: «Нам туда!». И так как лошадей на переправе не меняют, а я был уже проверенным «конём», меня отправили первым. И это была наша пиковая точка, наша вершина, на которой мы должны были собраться всей командой. Но было одно «но»: на самой верхней точке была полка в 2 квадратных метра и остроконечный камень, метр в обхвате. Камень-то превосходный для организации станции, а вот полка была неудобной и без возможности разместить всю команду.

В итоге было принято решение организовать перила для подъёма, а на другую сторону скального массива организовать спуск, и отправлять ребят «транзитом» вниз на безопасное место. Так и сделали. Мы с инструктором Артёмом встречали всех наверху, помогали перевалиться через хребет на другую сторону и отправляли сразу вниз. Так прошли все члены команды. Я спускался последний, организуя сдёргивание перил, ведь верёвки свои необходимо было забрать. Таким же образом мы спустились ещё на 2 «верёвки» практически до подножия горы. Внизу сняли «кошки» с ботинок и снаряжение, чтобы не брякало по дороге в лагерь. И измученные, но очень довольные, мы двинулись «домой». Наверняка нас уже ждут с приготовленным ужином. Придя на место, мы разобрали снаряжение, поужинали и пошли помогать готовить шуточную полосу препятствий для посвящения новичков в альпинисты.

День завершён и пора на боковую.

28 ноября. День отъезда. Утром был невероятный завтрак. Я первый раз в жизни в 7.40 утра ел «Доширак». Поесть необходимо плотно, ведь впереди целый день дороги. Мы собрали рюкзаки и заполнили термос чаем. И уже были готовы выдвинуться в путь, как в комнату зашёл Артём, поздравил с успешным восхождением на 2А и вручил книжку альпиниста, в которой указаны все наши 3 вершины. Мы были очень рады, ведь это наш первый «горный документ».

Голицина Валерия 9 класс

Ну вот нам пора в путь. Мы надели свои чуток полегчавшие рюкзаки и двинулись к центральной усадьбе, где нас ждал автомобиль. Тропу в этот раз мы выбрали верно, и наш путь составил ровно 2,5 часа и 8,5 километра.

Если вы еще не были на Таганае, обязательно посетите этот волшебный парк. Ведь Таганай – уютный и всегда откроет для вас свои двери.