Урал – это бездна. Необозримые просторы тайги, непроглядная чернота шахт. Неоднократно в истории России повторялся один и тот же сюжет: когда уже казалось, что страну спасти не может ничто, именно эта бездна вдруг рождала ответ. Биография Павла Матвеевича Обухова, двухсотлетие со дня рождения которого мы отмечаем в ноябре, – одна из таких историй.
В середине XIX века в артиллерии произошла настоящая революция. Увеличилась длина ствола и скорость снаряда. Ствол стал нарезным – невероятно выросла меткость и кучность стрельбы. Военно-стратегические и политические последствия этого предельно наглядно показала Крымская война. Она стала поединком будущего и прошлого. Прошлым были, увы, «пузатые» пушки и мортиры с характерным шариком на казенном конце ствола, которыми были вооружены защитники Севастополя.
Черноморский флот перестал существовать. Остальные флоты опасливо жались к причалам. Британская эскадра лавировала в двух десятках километров от Зимнего дворца – одной короткой атаки было достаточно, чтобы Россия стала колонией Альбиона. О славных временах Екатерины II и Александра I оставалось вспоминать с горькой ностальгией. Почему в России своевременно не приняли на вооружение новые пушки? Не разглядели их значимости? Нет. Черт в деталях. Революционную инновацию сравнительно просто придумать и еще проще описать. Воплотить в жизнь её невероятно сложно. Потому что за ней стоят революционные технологии.
В данном случае – технологии металлургии.
читать публикацию на uralstalker.ru