Множество квартир и 6 магазинов — такова вместимость пятиэтажной громады строящегося дома Горсовета № 1 (угол Пушкинской и Ленина). Весь массив постройки из кирпича и бетона. С 6 утра здесь строительный гул. Все выше и выше тянутся леса. Каменщики уже начинают кладку третьего этажа.
Время подошло к обеду, и можно было потолковать с рабочими.
— Какова кладка? Каково качество кирпича?
В ответ старый каменщик Бычков приносит три кирпича и поясняет:
— Качество кирпича не плохое, но смотри… Три кирпича и все разной вышины. Очень уж это усложняет кладку, заставляет все время быть в напряженном глазомере.
— А как заработок?
— До 4 рублей в день из расчета 8 рублей за кладку 1000 кирпичей. Недовольных среди каменщиков и бетонщиков на заработок не видно, но вот среди плотников иное. Здесь вопли. Плотники второй месяц не знают расценок, не получают нарядов.
— Получили 18 июня авансом за первую половину месяца по 25–30 рублей, а оказывается — за целый месяц столько не выработали. Сегодня 9 июля, а ведомостей на июнь все еще нет. Отговариваются, будто счетоводов не хватает.
— А что это за крючья железные на лесах?
— Это нововведение. Техники считают, что крючья и лучше крепят и при них леса можно возводить из бревен одного размера. А по-нашему, по-рабочему, крючья — без надобности, потому бревна сырые и крючья дальше 3-го этажа их не выдержат — будут выдергиваться. Второе нехорошее, по мнению рабочих, нововведение — узкие леса. С большим трудом можно втащить по ним 12-метровую балку.
— А как кормежка?
Рабочий Кидимов протягивает миску с супом.
— А ну-ка, хлебни!
— Вот за это ЦРК берет 35 копеек. Оно, может, и не дорого, — добавляет Кидимов, — но вкусу дать обеду побольше следует, ведь на стройке занято 300 рабочих разных специальностей.