Гордость Ирбитского музея — библиотека, где хранятся редкие издания XVIII—XIX веков и рукописи… Их немного (семь), но каждая — памятник русской культуры XVIII века. Здесь и учебник геометрии, и авантюрный роман «Повесть о Барбосе, разбойнике Гишпанском, по научению от французского наследного принца разорявшего Францию», и сборник, содержащий «Казанский летописец» и одну из сибирских летописей. Уникально собрание рукописей XVIII века, принадлежавших иконописцу и певцу Герасиму Грязнову. Однако наиболее ценна самая ранняя рукопись, созданная в конце XVII — начале XVIII века.
Основную часть ее занимает «Алфавит духовный» — толкование иностранных слов. Около 50 страниц занимают выписки из различных глав Хронографа — о древнеперсидском государстве, о Троянской войне, о событиях в Римской империи V века н. э. Последние семь листов занимает перевод сочинения польского математика и астронома XVII века Станислава Невеского о наблюдениях комет в 1680—1681 годах.
Конец XVII века — время великих открытий в естествознании, в частности в астрономии. Большое внимание в то время уделялось и наблюдениям комет, видимых невооруженным глазом. Это кометы 1680 и 1682 годов, особенности движения второй Изучил английский математик Эдмунд Галлей и доказал, что она обращается вокруг Солнца с периодом в 76 лет. Наблюдения над «большой кометой» 1680 года позволили великому Исааку Ньютону развить теорию, получившую название закона всемирного тяготения.
Одним из исследователей комет XVIII века и был польский астроном и математик, доктор философии Станислав Невеский. Он переписывался с выдающимся астрономом из Гданьска Яном Гевелием, автором первого систематического свода всех наблюдавшихся до того времени комет — книг «Предвестник кометы» (1665) и «Кометография» (1668). Невеский и сам регулярно проводил наблюдения звездного неба, планет и комет. В 1681 году в г. Замостье он издал книгу, посвященную наблюдениям комет. Видимо, уже в 1690-е годы эту книгу перевели на русский язык, список этого перевода и хранится в уральском городе Ирбите. К сожалению, окончание книги утрачено.
Уже в первой главе своего труда Станислав Невеский дает ответ на принципиальный вопрос: являются ли кометы небесными телами или это атмосферные явления и, наконец, не появляется ли перед наблюдателями одна и та же комета. Доказательство того, что перед нами две разные кометы, Невеский приводит в соответствии с наблюдениями: «Та последняя (имеется в виду «большая комета» 1680 года.— А. Н.) от оныя первыя зело была вящшая, егда мало не четвертую часть небесе лучами своими вначале осенила»,— писал Невеский. Различен был и внешний облик комет: «Из оных первая была аки бы шпага, зачиняяся от главы елико далее, то ужеша. Оная же вторая противным способом: от главы что далее то ширша, яко же нижае». Ссылаясь на свои наблюдения и на письмо Яна Гевелия, Невеский указывает и на различное направление видимого пути комет относительно плоскости земной орбиты. Свое рассуждение Невеский сопровождает рисунком с изображением видимого облика двух комет 1680 года, их пути среди звезд по отношению к плоскости земной орбиты, отмеченной на рисунке в виде пересекающей его по горизонтали линии.
Видимому пути комет полностью посвящена вторая глава книги. Первая комета стала видна в созвездии Близнецов в октябре 1680 года и была видима до декабря, пройдя путь до созвездия Скорпиона. Вторая, «несравненнее видением страшнейша, нежели первая, ради своего необычного величества и изображения, ибо таковая никогда же в мире не являшеся», появилась 20 декабря 1680 года и была видима до февраля 1681 года, пройдя путь из созвездия Козерога к созвездию Овна.
Третья часть книги — «О естестве оных комет и о действе, чего бы от них подобало надеятися», а также и о сопровождающих кометы «звездных дождях» — метеорных потоках — в нашей рукописи не сохранилась.
Кому принадлежала рукопись книги Невеского? На обложке «Алфавита духовного», куда приплетена и книга Невеского, сохранилась подпись первой половины XVIII века: «Сия книга… Михаила Городкова». Кем он был? В XIX веке рукопись была реставрирована, возможно, другие записи при этом уничтожили.
Астрономических рукописей конца XVII века сохранилось очень мало. Ирбитская находка — свидетельство того, что астрономия уже интересовала образованных того времени людей, книга Иевеского была переведена на русский язык очень оперативно (водяные знаки бумаги, на которой переписана рукопись, датируют ее 1690-ми годами). Дальнейшее изучение рукописи уточнит место русского перевода трактата Станислава Невеского в истории отечественного естествознания и астрономии.