На зеленом сукне витрин лежат книги. Многие из них прежде, чем попасть сюда, долго путешествовали по великой реке Времени. Потемневшие серебряные оклады переплетов, ветхие страницы рукописей…
Эти древние книги найдены участниками Уральской объединенной археографической экспедиции в архивах
библиотек, в глухих деревушках и горнозаводских поселках Урала. Многие годы находки изучались учеными, а теперь стали экспонатами музея книги, открывшегося в Уральском государственном университете имени А. М. Горького.
— Открытие музея,— говорит один из инициаторов его создания, начальник экспедиции, кандидат исторических наук Р. Г. Пихоя,— стало важным мероприятием по претворению в жизнь Закона СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Показать трудящимся, какую огромную роль сыграла книга в истории нашего народа, в его культурном развитии и революционной борьбе — вот главная задача музея. Одновременно он станет учебной лабораторией для студентов уральских вузов.
Давайте совершим небольшое путешествие от века к веку, прислушаемся к шелесту древних страниц…
Перед нами первые русские книги: «Триодь постная», среднешрифтное «Евангелие» и знаменитый «Апостол» Ивана Федорова. Это — старые соперники! Каждая претендует на звание родоначальника русских печатных книг. «Апостол» имеет выходные данные, по которым мы знаем: книга издана в Москве Иваном Федоровым в 1564 году. А вот две других такими «свидетельствами о рождении» в свое время не запаслись, чем весьма затруднили задачу исследователей. Однако по некоторым признакам ученые определяют, что эти книги изданы неизвестными московскими типографами за несколько лет до выхода в свет федоровского «Апостола». Поэтому «Апостол» Ивана Федорова по праву считается первой русской датированной книгой, а вопрос о том, кем и когда точно изданы «Триодь постная» и среднешрифтное «Евангелие», до сих пор остается дискуссионным.
Какая же из них положила начало книгопечатанию на Руси, кто создал эти уникальные памятники нашей культуры?.. Молчат древние страницы, словно из дымки времени проступают рисунки, изображающие людей в старинных красных и золотых одеждах…
Под одной крышей с этими редчайшими памятниками прописались еще две книги Ивана Федорова — львовский «Апостол» 1574 года и шедевр русского типографского искусства «Острожская Библия» 1581 года.
Как эти свидетели веков попали на Урал? Столетия назад их принесли сюда переселенцы из центральных районов России, бежавшие сюда от царских указов и никоновых новин. Книги на протяжении веков бережно сохранялись жителями горнозаводских поселков, передавались из поколения в поколение.
Двигаясь от витрины к витрине, мы попадаем в XVIII век. В это время Урал становится центром российской металлургии. Петровской эпохе были нужны новые книги. Зачитанные до дыр, они лежат перед нами в музейных витринах: «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого, ставшие вратами учености для Михаила Ломоносова и многих других передовых людей того времени. По этим книгам долбили гранит науки первостроители Екатеринбурга.
Перед нами небольшая книжечка в кожаном переплете с бронзовыми застежками и золотым обрезом. Характерное для века просвещения название — «Новая и безупречная королевская грамматика английского и французского языка». Книгу приобрел в 1714 году в Берлине капитан артиллерии Василий Татищев. Через шесть лет, находясь в Кунгуре, он сделал на переплетном листе следующую запись: «1720-го октября в 21 день в Кунгуре по сей граматике начал учиться по французски артилерии капитан Василий Никитин сын Татищев, от рождения своего 34 лет, 6-ти месяцев и дву дней». На задней крышке переплета знак личной библиотеки В. Н. Татищева — «В. Т.».
Впоследствии основатель Екатеринбурга «птенец гнезда Петрова» В. Н. Татищев передал эту книгу в созданную по его распоряжению первую екатеринбургскую казенную библиотеку. Затем следы ее затерялись. И только совсем недавно она была обнаружена археографами в фондах научной библиотеки Уральского университета!
В петровское время на Урале было создано немало великолепных библиотек. Ценные собрания книг имелись у некоронованных королей края промышленников Демидовых, заводчиков Турчаниновых. Личные библиотеки собирали и представители рабочих династий — Овчинниковых, Витюниных, Кондрашевых. Гораздо позднее — в 1870 году — родилась замечательная библиотека при Уральском обществе любителей естествознания, действительными членами которого были О. Е. Клер, Н. К. Чупин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, И. М. Пржевальский, Д. И. Менделеев и многие другие выдающиеся ученые и писатели того времени. Они внесли большой личный вклад в создание этой библиотеки, которая также представлена в экспозиции музея.
В разделе девятнадцатого века большой интерес вызывают библиографические редкости Лицейского фонда — гордости научной библиотеки Уральского университета. Книги Царскосельского лицея переехали в Свердловск в 1920 году, когда здесь по декрету Ленина был создан Уральский государственный университет.
Хранят память о декабристах книги Державина и Крылова, изданные в начале XIV столетия. Вот прижизненные сборники стихов Вяземского, Жуковского, Пушкина! Эту коллекцию венчает жемчужина — уникальнейший экземпляр первого издания «Слова о полку Игореве», по которому, как считают специалисты, впервые познакомился с замечательным памятником русской и мировой литературы лицеист Пушкин!
О революционно-освободительном движении а России рассказывают книги Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, изданные в прошлом столетии. На титульном листе французского издания книги декабриста Николая Тургенева «Россия и русские» царский цензор оставил «росчерк черными чернилами: «Запрещена»!..
А вот небольшая и с виду неприметная книжечка. Обыкновенный переплет в полоску. Читаем заглавие: «Владимир Ильин. Экономические этюды и статьи. С-Петербург, 1899 год». Это — самый первый сборник произведений В. И. Ленина! Им открывается последний раздел музея, рассказывающий о развитии марксизма в России.
Интересно, что сборник увидел свет в Петербурге в издательстве М. И. Водовозовой в то время, когда Владимир Ильич находился в ссылке в Шушенском. Об авторе книги департаменту полиции было доложено: «Настоящую его фамилию знают немногие, так как социал-демократы держат ее в большом секрете, сберегая в этом авторе одного из своих вожаков. В действительности это — политический ссыльный Владимир Ильич Ульянов, родной брат террориста Александра Ульянова, казненного в 1887 году».
Здесь помещены и другие книги Владимира Ильича: «Аграрный вопрос и «критики» Маркса», напечатанная в одесской типографии «Буревестник» в грозовые дни 1905 года, фундаментальный труд «Государство и революция», увидевший свет в 1918 году в Петрограде, сборник статей и речей «О войне», изданный в Екатеринбурге к неделе протеста против империалистических войн, проводившейся Коминтерном с 27 июля по 4 августа 1924 года. Эти ленинские учебники революции находились на, вооружении уральских рабочих в годы «борьбы с самодержавием, в дни Великого Октября, их читали в свете походных костров красноармейцы, сражавшиеся за Советскую власть на Урале.
Дети и внуки первых читателей этих книг сегодня с интересом рассматривают пожелтевшие от времени страницы…