Экспонаты для нашего домашнего музея мы с мужем, сейчас мы оба пенсионеры, собираем лет пятнадцать. За это время собрано игрушек и различных поделок очень много — из самых разных областей, из союзных республик, из двадцати двух стран мира. И материал, из которого сделаны игрушки, самый разный: камень, дерево, стекло, янтарь, кукурузный лист…
Сразу за порогом гостей встречает целый хоровод весёлых матрёшек. Самая старшая матрёшка —
моя ровесница. Она родилась в конце X IX века в поместье Абрамцево, на берегах речушки Вори.
Однажды туда попала привезённая из Японии деревянная фигурка добродушного лысого старичка Фикуруми. В Фикуруми была спрятана вся его семья. Она-то и стала прототипом знаменитой нашей матрёшки.
Другие экспонаты разместились на стеллажах и в шкафах комнат.
Любопытна легенда о возникновении богородской игрушки. «Близ старинного города Загорска на высокой горе, среди лесов и полей, раскинулось село Богородское. По народному преданию, в селе давным-давно жила семья. Задумала мать позабавить малых ребят. Вырезала она из чубучка фигурку «ауку». Дети обрадовались, поиграли и забросили «ауку» за печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я «ауку» и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и ещё заказали. С тех пор и повелась резьба игрушек в Богородске»,— так читаем мы в книге о богородской
игрушке. Называли эти поделки в XVII веке «щепным товаром».
Особенно интересна игрушка с движением. Начало ей когда-то положили кузнецы. Крестьянин и медведь, постоянные герои народных сказок, по очереди бьют по наковальне. Вы нажимаете на стержень планки: тук — медведь ударил молотом; нажимаете ещё: тук — кузнец опустил кувалду. Тук-тук, тук-тук — продолжается соревнование…
Дальше — праздник красок, разноцветье дымковской,игрушки. Только взглянешь на неё — и уже радостно. Но, как ни странно, возникновение этой игрушки связано с печальной легендой. Давно-давно на берегу реки Вятки был построен город Хлынов (ныне Киров). Огородили жители город высокими стенами. Но не спасали они: по лесам-полям бродили враги, грозили городу. Хлыновцы пошли к соседям просить помощи.
Как-то ночью раздался у ворот шум. Хлыновцы думали, что это хотят ворваться в город враги — начали забрасывать их камнями. «Свои своя не познаша, свои своя побиваша…» Утром только распознали, что свои пришли под стены. В память этого грустного события каждый год поминали хлыновцы погибших и бросали с берега в овраг камни. Камней на вятской земле мало, и тогда
стали лепить из глины шарики и бросать их вместо камней. А потом появились раскрашенные шарики, а ещё позже превратились они в олешек, уточек — в свистульки. И возник праздник «свистунья». Вот так родился якобы промысел.