В 1954 году свердловчане организовали сборную группу туристов-разрядников, чтобы пройти цепочку самых известных уральских вершин — Саблю, Колокольню, Манарагу, Народную. В распоряжении туристов была всего лишь карта да несколько выписок из книг многолетней давности— Э. Гофмана, А. Северцева, Л. Долгушина. Ни в одной из них не приводилось ни описания подходов к этим вершинам, ни маршрутов подъема на них.
После успешного взятия Сабли группа прошла сто километров по тайге, горам и бездорожью и разбила лагерь в самом центре Уральского Приполярья на большой реке Косью, у впадения в нее речки Юнковож. Мы узнали ее название позже. А тогда спросить было не у кого, и мы дали Юнковожу свое название — речка Лагерная, оно до сих пор живет в путеводителях и карто-схемах.
Угрюмая, буйная, полная дикой красоты природа Приполярья открылась перед нами. На устремленных ввысь скалах, несмотря на июльскую жару — белые полосы снега. Богатые альпийские луга, шумные реки… И над все этим — нежные краски бледно-голубого северного неба.
Ошибиться в расположении Манараги было невозможно: обособленный ее массив возвышался в крутой излучине Косью, да и сама она настолько устремлялась в небо, что ее нельзя было спутать ни с какой другой вершиной.
К востоку от нас тянулся так называемый Исследовательский кряж, составляющий основу Приполярного Урала. По утрам, когда воздух особенно чист и прозрачен, в гигантских волнах щетинистых хребтов сразу бросается в глаза и вершина Народной — она заметно выше и отличается от других серо-стальным цветом: ≪будто из шлакоблоков сложена≫ — сразу определил кто-то из ребят.
А вот с Колокольней — сплошные сомнения…
К реке Косью мы выходили с Вангырского перевала по речке Юнковож. Почти в то же время, когда перед нами открылась величественная Манарага, над истоками одного из ручьев Юнковожа мы увидели красивую двуглавую вершину со снежниками. Направление на нее совпадало по карте с Колокольней — тоже двуглавой вершиной с отметкой ≪1721≫. ≪Видимо, это и есть Колокольня≫,— решили мы и вышли на штурм.
Поднялись по долине Лагерной километра полтора, потом стали постепенно забирать вверх, к границе леса. Через четыре километра вправо открылось ущелье, в глубине которого, километрах в шести, мы увидели свою вершину. Через несколько часов подъема, с огромных валунов увидели впереди триангуляционную вышку и тур. Энергии прибавилось. Последние метры, и наше громогласное ≪ура≫ раскатилось над горами…
Тур, к нашему недоумению, оказался пустым: уж такая-то популярная вершина должна бы иметь своих восходителей?! Пишем записку, на тур ставим пышный букет цветов, который девушки прихватили с альпийской поляны.
Помню, множество хребтов и острых пиков поразило нас: настоящий хаос вершин! И почему именно этот, с отметкой ≪1721≫ должен иметь название, а десятки ему подобных, высоту которых на глаз трудно определить — выше они или ниже, — на карте не только не названы, но и не отмечены цифрой высоты?
Смотрим на высотомер. Он показывает 1620. Вот тебе раз…
— Слушайте, ведь мы совсем за о второй вершине, — вдруг вспомнили наши девчата,—а она
выше!
Действительно, и на карте, и воочию мы видели: в километре от нас высился другой пик. Минут через сорок мы были на нем. Высота пика и тут не сходилась, но, бывает — приборы иногда капризничают…
Мы не сомневались тогда —под нашими ногами была Колокольня. Единственный арбитр —карта, по нашему мнению, подтверждала это.
В 1956 году разработанные нами маршруты подъема на вершины Народной, Манараги, Сабли и Колокольни появились в массовом туристском путеводителе ≪Путешествия по Уралу≫. Десятки, а затем и сотни групп со всего Союза прошли позже по этим маршрутам.
Но вот в 1959 году вышла книга известного знатока и исследователя Приполярного Урала, действительного члена Географического общества СССР Г. А. Чернова ≪Туристские походы в Печорские Альпы≫. По этому путеводителю Колокольня располагалась на 15 километров севернее той, на которой были мы, причем, автор подробно рассказывал о том, как много лет назад взбирался на ее вершину, и его маршрут не сходился с нашим…
Правда, в описаниях и схемах можно было обнаружить некоторые неувязки. Правильно определяя вначале высоту Колокольни в 1721 метр, Г. А. Чернов при описании восхождения, указывает в тексте высоту…1620 метров, а на приложенной схеме — 1621… Отметку же ≪1721≫ в тексте он относит к одной из вершин в верховьях реки Юнковож — той, где были мы. Но во всех справочниках по Уралу высота 1721 относится только к одной вершине — Колокольне!
Расположение Колокольни по Чернову не соответствовало топографической карте — той самой карте, по которой ходили мы и продолжали ходить тысячи туристов. Либо ошибался Чернов, либо карта. На странице 89-й своей книги он так и написал: ≪На последней топографической карте гора Колокольня нанесена неправильно, то есть несколько южнее≫.
В начале 60-х годов появились и первые разговоры о том, что наша Колокольня в истоках Юнковожа — тоже не настоящая. И приводился хороший довод: из долины Юнковожа, не перевалив через хребет, нельзя сразу выйти к Колокольне. В 1954 году мы через хребет не проходили.
Значит, настоящая Колокольня должна быть где-то южнее черновской, но севернее нашей?
Итак, надо установить истину — где же настоящая Колокольня? И разобраться в этом должны были прежде всего сами уральцы.
…В 1964 году Свердловский совет по туризму организовал общественную экспедицию по изучению оставшихся ≪белых пятен≫ на туристской карте Приполярного Урала. Одной из задач было определение истинной Колокольни.
В марте 1964 года отправилась в экспедицию группа туристского клуба ≪Факел≫. В группу ≪факельцев≫ вошли опытные туристы, не раз бывавшие на Приполярном Урале: Ольга Александрова, Виктор Богомолов, Эдуард Лукашанец, Борис Коробец и другие,— группа, отлично подготовленная к путешествиям высшей категории трудности. На их вооружении были испытанные в зимних походах палатки и печки своей конструкции, спальные мешки, хорошие бинокли.
Ребята начали маршрут с полярной станции Кожим, санно-тракторным поездом добрались до реки Косью, отсюда на лыжах двинулись на восток к горам, а потом — на юг, вдоль Курсамбая. После двух дней пути они поднялись на черновскую Колокольню. Увидели с основного гребня долину Косью, а за ней Манарагу, что плыла, как белый корабль. Погода стала портиться: замело, з а свистело, и вершины ребята достигли уже в метель. С нее отчетливо был виден лишь ужасающей крутизны обрыв на восток, в сторону Косью, с полкилометра глубиной. Постояли, и решили спускаться.
Когда вышли из слоя облаков — вдруг, неожиданно! — открылась изумительная горная панорама. Каких-то пять минут ясной видимости подарила погода, — и вся цепочка вершин предстала, как белоснежное ожерелье. Позади, метрах в трехстах, — вершина черновской Колокольни, впереди по хребту виднеются хорошо знакомые пики второй Лжеколокольни, а между ними, в хороводе острых вершин,— еще одна двуглавая гора… Колокольня?!
На следующий день пошли на штурм. Группа Богомолова отправилась к юго-восточному гребню вершины; вторая группа спустилась к традиционному устью Юнковожа и прошла недалеко от подножья второй Лжеколокольни — красивый острый пик, 1590 метров, в свердловском клубе туристов его уже пять лет называют ≪Колокольней Масленникова≫. Теперь-то ≪факельцы≫ зияли, что это не Колокольня.
Богомолов со своей тройкой по острому гребню вскарабкался на вершину. Ею оказалась небольшая площадка гребневого характера размером метров пятнадцать на шесть. Тура на вершине группа не обнаружила. Примерно на расстоянии ста метров заметили другое каменное возвышение, но и на на нем ни вышки, ни тура…
Выяснилось много позже: правильно определив с черновской Колокольни главную вершину массива, Богомолов тем не менее поднялся на другую. Это оказался безымянный пик с отметкой 1646, расположенный южнее. Богомолов ≪промахнулся≫ на полтора километра.
И все-таки поход не был безуспешным. Богомоловцы засекли расположение главной вершины, провели перекрестную визировку, исключили возможность поисков в районе Юнковожа и в северной части хребта, внесли ясность в многолетний спор,
В вышедшем вскоре путеводителе ≪Урал — туристская страна≫ все было поставлено на свои места. В массиве Колокольни, заключенной между рекой Косью, ее притоком Юнковож и верховьями рек Харота и Ягиней, выделено три вершины: северный пик с высотой 1621 метр (Колокольня Чернова), главная, настоящая Колокольня (1721 метр) и южная вершина хребта в верховьях Юнковожа (1590 метров), в течение десяти лет выступавшая в роли второй Лжеколокольни.
Поэтому нас не очень смутил новый выпуск путеводителя Г. А. Чернова в 1966 году в московском издательстве ≪Физкультура и спорт≫, где снова говорилось о Колокольне, возвышающейся над водами Косью, и повторялись прежние заблуждения. Однако путеводитель возобновил старые споры, да и главная вершина в центре хребта все еще оставалась загадкой…
В 1968 году туристская экспедиция свердловчан была продолжена. На штурм Колокольни направилась группа Вячеслава Карелина. Хорошо зная Приполярный Урал, он подробно изучил картографический материал, учел ошибки предшественников. Так как со стороны Косью главная вершина прикрыта серией сложных ≪цирков≫, он решил подниматься со стороны Ягинея. Пошли не в лоб, с запада, а обошли вершину с юга. За три часа по скалам и снежникам поднялись на боковой гребень, затем вышли на главный, и через минут двадцать были на вершине.
Вот теперь никаких сомнений, настоящая Колокольня именно здесь, а обе другие вершины ложные. Они лишь высшие точки северного и южного массивов большого хребта, протянувшегося на двадцать — двадцать пять километров. Ребята подтвердили интересную деталь: все Лжеколокольни, как и Колокольня истинная, двуглавые, у подножия каждой из них по два озера. И поняли, почему за Колокольню принимали Другие вершины: окруженная со всех сторон горными пиками, она кажется недостаточно высокой, — они теснят ее. И, кстати, до сих пор пока не найдена точка, откуда она видна во всей своей величественности.
Карелинцы оставили записку: ≪9 августа 1968 года на главную вершину массива Колокольни поднялась группа свердловских туристов во главе с мастером спорта В. Карелиным. Погода неважная, облачность. Время подъема — 14.00. Привет будущим восходителям!≫
Наконец-то!..
Итак, настоящая вершина определена. Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР в 1973 и 1975 годах массовым тиражом выпустило схему ≪Северный и Приполярный Урал≫, подготовленную с участием свердловских туристов. На врезке ≪Район высших вершин Урала≫ свое законное место заняла и Колокольня. Необычной была только отметка ее высоты: вместо ≪1721≫ — всего лишь ≪1640≫. Объясняется это просто. В распоряжении геодезистов в последние годы появились более совершенные технические средства для определения горных высот. Интересно, что по новым данным высота Колокольни Чернова составляет 1620 м, ≪нашей≫ вершины в верховьях Юнковожа—1584… Разница в абсолютных величинах не так уж велика, и уловить ее путешественникам-любителям со старыми высотомерами или на глаз было не просто.
Так закончился этот поиск. У многих уральских туристов осталась память о Колокольне —дневники, фотографии, зарисовки… А я до сих пор храню туристскую схему, где, кроме истинной Колокольни, указаны еще две вершины: ≪Колокольня Чернова≫ и ≪Колокольня Масленникова≫