Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Обелиск, а не памятник
Деньги появились на земле так давно, что теперь уже трудно установить, где, когда и при каких обстоятельствах были выпущены первые монеты.
Некоторые древние ученые и писатели говорили, что монеты появились между VIII и VII столетиями до нашей эры и что эти монеты были изготовлены из серебра в царствование Фидона, правителя греческого города Аргоса. А один из ученых, Орион Фиванский, добавлял еще, что Фидон, приказав вычеканить монеты, посвятил богине Гере, покровительнице Аргоса, обелиски.
Мы знаем, что обелиском называется памятник, обычно в виде четырехгранной колонны. Но Фидон посвятил богине не памятники.
До появления монет у греков роль денег исполняли товары: крупный домашний скот, железные котлы для варки пищи и железные четырехгранные прутья-вертелы для зажаривания на огне мяса. Вертелы греки называли «обелисками», и название это, перенесенное позднее на памятники, представляющие собой граненую «каменную иглу», сохранилось до наших дней.
Когда прежние «деньги» заменили монетами, громоздкие и неудобные в обращении вертелы-обелиски были торжественно переданы в храм «покровительницы».
Любопытно, что название мелкой древнегреческой монеты — «обол» тоже происходит от слова «обелиск» и что в том же Аргосе в IV веке до нашей эры появились не полноценные серебряные, а железные оболы. Вероятно, городские власти по-своему истолковали «мероприятие» своего предка Фидона, и сочли железо тем «священным» металлом, из которого дозволяется изготовлять монеты при хозяйственных затруднениях…
Впрочем, существовали монеты еще более неполноценные, чем железные. Рассказ о них—• это рассказ о большом мужестве людей, не покорившихся иноземным поработителям.

Память мужества
В 1556 году в состав владений жестокого и коварного испанского короля Филиппа II были включены Нидерланды. А через несколько лет свободолюбивые нидерландцы подняли восстание против поработителей. Одним из центров борьбы стал город Лейден.
В мае 1574 года испанские войска осадили Лейден, создав вокруг него кольцо блокады. В городе исчезли из обращения золотые и серебряные деньги, затем стало не хватать медных монет. Для выплаты жалованья защитникам Лейдена, а также для поддержания торговли пришлось изготовлять монеты из картона. Так появились деньги, которые горожане прозвали осадными.
Однако вскоре же после начала блокады выяснилось, что торговать, собственно говоря, нечем. В городе быстро израсходовали небольшие запасы продуктов. Для 15 тысяч лейденцев наступили мучительные дни голода.
В довершение бед в городе распространилась страшная болезнь — чума. Голодные и больные люди умирали прямо на улицах и на крепостных стенах. Но на предложения испанцев сдать Лейден осажденные мужественно отвечали:
— Пока вы будете слышать лай собаки и мяуканье кошки в этих стенах, знайте, что город держится. Когда же все живое, кроме нас самих, погибнет, то будьте уверены, что каждый из защитников съест свою левую руку, но сохранит правую, чтобы ею уберечь нашу свободу!
— Лучше затопить землю в осенние бури, чем отдать ее врагам! — решили жители страны. На побережье были прорыты дамбы плотин и открыты шлюзы всех каналов.
В ночь с 1 на 2 октября 1574 года разразился сильный шторм. Море хлынуло на низменные равнины окрестностей Лейдена, затопляя плодородные пастбища, плодовые сады, поля чудесных тюльпанов. А еще через день военные и торговые корабли восставших прорвались к исстрадавшемуся городу, и испанцы в панике бежали от его стен…
Вот о чем свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени картонные монетные кружки, помеченные 1574 годом и с изображением поднявшегося на задние лапы вооруженного льва.

Хрупкие деньги
В старину в европейских странах существовало много алхимиков. Это были главным образом разные мошенники, которые выдавали себя за знаменитых ученых. Они составляли в бесконечных химических опытах какой-то волшебный порошок, и тот будто бы мог сделать людей бессмертными, а все металлы превратить в золото.
Такому заманчивому веществу даже дали подходящее название — «арканум». В переводе с латинского языка это слово означает «тайна».
Алхимики пользовались авторитетом, так как каждый из императоров или королей, отнюдь не заботясь о бессмертии людей, стремился обогатить свою казну. И пройдохи старались вовсю: например, Англия при короле Генрихе VI была буквально наводнена фальшивым «искусственным» золотом и монетами, изготовленными из него.
Тем не менее, рано или поздно мошенничества разоблачали, и алхимики обычно кончали жизнь на костре или на  виселице.
Но одному из них, немецкому алхимику Иоганну Фридриху Бетхеру, повезло больше других: его имя прочно вошло в историю.
Занимаясь «изысканиями» золота, Бетхер однажды был арестован по приказу правителя Саксонии — Августа Сильного. В тюрьме алхимику предоставили целую лабораторию для получе-, ния золота, которого так не хватало расточительному правителю.
Само собой разумеется, что никакого золота Бетхер не открыл. Зато ему посчастливилось разгадать «китайский секрет»: способ изготовления фарфора, изобретенного в Китае около 1500 лет назад. В Европу фарфоровые украшения и посуда начали проникать лишь с XII века, и ценились они столь же дорого, как и золото.
Вот почему Бетхер, так и не «придумав» золота, получил свободу и почетную должность при возникшем в 1709 году в городе Мейсене производстве фарфора.
Алхимик умел держать язык за зубами и секрета приготовления «китайской массы» раскрывать во всех подробностях не пожелал. Благодаря этому мейсенские изделия и их фабричное клеймо — голубые скрещенные мечи, герб Саксонии — приобрели громкую славу почти по всей Европе. «Арканумом» стали называть отныне приготовление фарфора, а иногда и сам фарфор.
Но Бетхеру даже не могло прийти в голову, что из созданного им фарфора когда-нибудь будут изготовлять монеты. Между тем наступили и такие времена.
Начиная в 1914 году войну, император Вильгельм II мечтал о мировом господстве. В итоге этих бредовых мечтаний Германия потерпела сокрушительное военное поражение. Залив Европу кровью миллионов людей, разоренная страна сама задыхалась в разрухе и безработице, в голоде и нищете.
В таких условиях немецкие деньги потеряли всякою ценность. Не хватало металла для выпуска монет. И вот тогда-то вспомнили о славе мейсенского фарфора. Было решено изготовлять деньги из «арканума».
На некоторых фарфоровых монетах художники поместили изображение человеческой фигуры со связанными крыльями, стоящей на коленях перед чахлым растением. Так сами немцы представляли свою послевоенную жизнь.
«Арканум» не помог восстановлению хозяйства в стране. Монеты из фарфора оказались слишком непрочными в обращении, быстро ломались. Вскоре выпускать их перестали…

Монеты на дорогах
В одной старинной немецкой сказке говорится, что есть на свете чудесная страна Шлараффия. Там на деревьях висят не листья, а золотые и серебряные монеты. Жители сбивают их палками, причем забирают только крупные деньги, а мелочь оставляют лежать под деревьями.
Это сказка, но и в действительности существует на земле такое место, где деньги лежат прямо на улицах и дорогах. Правда, деньги не золотые и не серебряные.
В западной части Тихого океана разбросаны многочисленные Каролинские острова. На одном из них — на острове Яп — население пользуется удивительными деньгами. Таких теперь нигде более в мире не встретишь. Островитяне называют их «феи» или «фе».
Это плоские, просверленные в центре круги, вытесанные из твердого белого камня арагонита. Диаметр их достигает 5 метров, а вес доходит иногда до нескольких тонн!
«Монетный двор» находится на расстоянии сотен километров от Япа — в каменоломнях островов Палаву и Гуам. А так как поездки туда на лодках стоят многих трудов, как и изготовление самих фе, янские деньги ценятся дорого. Например, за один большой фе можно купить множество всяких плодов, лодку, участок земли, хижину.
Жители Япа «хранят» свои деньги на улице, перед хижинами. Носят же их на плечах, с помощью бамбуковых шестов, или перекатывают целой ватагой.
Поскольку такое «ношение» денег требует немалой силы, каменными «монетами» пользуются только мужчины. У женщин Япа имеются свои деньги, «джар» — морские раковины, которым придают форму лопаточек, затем полируют и носят на шнуре.
Когда и почему появились на Япе деньги из камня, об этом точно не знают. Но о большой древности фе свидетельствуют находки таких же «монет» в Китае, и археологи относят их к давним первобытным временам…

Уральские платинки
В 1819 году промывальщики золота на Невьянских приисках обнаружили в песке зерна какого-то тяжелого металла серовато-белого цвета. Несколько лет спустя россыпи такого же металла были открыты вблизи Нижне-Тагильских заводов. Исследования показали, что этот металл — платина.
До открытия платины на Урале месторождения ее были известны главным образом в Южной Америке. Оттуда платину завезли в Европу испанцы, а шведский ученый Шеффер написал в 1752 году книгу под названием: «О белом золоте, именуемом в Испании «платина дель Пинто», или «сребрецо из Пинто». Таким образом, само слово «платина» — испанское и в своей уменьшительной форме («сребрецо») оно происходит от испанского же слова «плата» — серебро.
Еще в середине прошлого столетия южноамериканские жители мало ценили свое «белое золото». Обрабатывать его они не умели и употребляли зерна металла как охотничью дробь или же зашивали в мешочки, которые затем служили гирьками для настенных часов.
Что же касается испанских колонизаторов Южной Америки, то в их времена широкая торговля платиной запрещалась, а металл, бывало, даже топили в море. Цивилизованные грабители боялись, что «туземцы» могут подмешивать платину к золоту, а поскольку при этом цвет золота почти не меняется, обман будет трудно раскрыть.
Вот почему царское правительство в России попросту не знало, какое применение найти открытому на Урале «сребрецу». В то же время в сбыте этого нового металла были весьма заинтересованы влиятельные Демидовы. И, быть может, не без их нажима министры решили изготовлять платиновые монеты.
Деньги эти стали чеканить на Монетном дворе в Петербурге. Они были снабжены такими, например, надписями: «12 рублей на серебро. Чистой уральской платины 9 зол. 68 дол.» Надписи означали, что стоимость около 41,5 грамма платины (или, по прежним мерам, 9 золотников и 68 долей), содержавшихся в монетном кружке размером с тогдашний рубль, равнялась 12 серебряным рублям.
Монеты из уральского сребреца вЗ, 6 и 12 рублей выпускались с 1828 года и назывались в народе «платинники» или просто «платинки». Но просуществовали они недолго; через 17 лет платинки перестали чеканить из-за того, что стоимость металла в других странах колебалась, и поэтому он не мог служить прочной мерой ценности, как золото или серебро.
Кроме того, правительство опасалось, что из платины, ценившейся за границей дешевле, могут изготовлять фальшивые деньги. В одном из указов говорилось об этом прямо: «Злонамеренные люди, и особливо из иностранцев, быв подстрекаемы прибылью, могут покуситься на выделку оной монеты, а посему полезно и едва ли не необходимо принять в сем деле меру окончательную».
С прекращением чеканки монет из платины не закончилась, однако, добыча этого металла. Его природными свойствами (а платина не изменяется при нагревании на воздухе, не подвергается действию кислот, может быть вытянута в тончайшую — до 0,001 миллиметра — проволоку) заинтересовались англичане. В 1863 году был совершен акт беспримерной глупости: с одобрения царя, уральские платиновые прииски по дешевке сдали в аренду промышленникам Джонсону и Маттею.
Ловкие дельцы изготовляли из платины химическую посуду для всего мира. А позднее, когда платина получила большое применение в электротехнике, торговая фирма «Джонсон, Маттей и К0» нажила на уральском сребреце многие сотни миллионов рублей прибыли.
С победой Великой Октябрьской социалистической революции хищничеству иностранцев пришел конец. Теперь платина расходуется на нужды нашего народного хозяйства, и самыми крупными ее потребителями стали многочисленные научные учреждения.



Перейти к верхней панели