Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

 Что скрывают таёжные леса южноуральского хребта?

Вид на Большой Иремель с хребта Зигальга

 

По маршрутам без троп

Всю ночь над посёлком Тюлюк висело сияние. Настолько сильное, что какая- то птица приняла его за рассвет, и долго кричала в ночи: «Вы ещё спите? Вы ещё спите?» Ближе к утру сияние разрослось и достигло леса на склоне горы. Оттуда послышались грохот и треск.

Идём без тропы направо и вверх

 

Мы совершали поход на хребет Зигальга, не знали о случившемся ночью, знали только, что лес обладает волшебною силой, и, в качестве меры защиты, взяли с собой металлические кружки и ложки, собираясь в них  постоянно стучать, отгоняя обитателей этих мест.

Налево – гора Поперечная. Нам лишь видна её вершина

 

Нас вёл проводник, обошедший все уральские горы, тысячи раз избегавший опасностей и отовсюду выходивший живым и здоровым. Весной он собирал отважных и смелых, которых водил по маршрутам без троп. Так было и теперь. Сначала мы взяли хоть и очень крутой, но исхоженный всеми подъём, с указателями и разными табличками, со следами тысячи ног. Через четыре километра дорога уходила влево, мы же свернули направо, в густой непролазный лес, где нас сопровождали лишь отпечатки копыт и разрушенные медведями муравейники.

 

Удивлялись и слушали

Лес становился мрачней и мрачней, и вскоре мы увидели останец, похожий на окаменевшего великана. Ещё несколько великанов встретились дальше, они рассыпались и превратились в остроконечный курум.

Окаменевший великан среди вековых елей

 

Другие валунами скатились по склону, и лежали теперь, подобно каменным рекам. То там, то здесь среди леса виднелись застывшие в движении кикиморы-деревяшки, а между деревьев стоял лесовик, упираясь корнями в землю, с головою, похожей на пень. Мы удивлялись увиденному, шли за проводником и очень внимательно его слушали.

Хозяин этих мест – лесовик

 

Он рассказывал, что внизу, под горой, будет небольшое, образуемое талыми водами озеро, а над ним водопад. И водопад, и озеро существовали очень недолго, лишь ранней весною, быстро иссякая и превращаясь в грязь. До этого места было сложно добраться, озеро защищали от глаз стволы и густые кроны, дорогу преграждали туманы и дожди, а иногда и пожары.

Бурлящий чистый, живительный водопад

 

Порою же люди просто ходили вокруг водопада и озера и не видели их. В середине дня мы добрались до него, долго любовались быстрой, бурлящей, стекающей сверху чистой водой.

Чудо южноуральской тайги

 

Вернуться, чтобы проверить

Первым в озеро зашёл проводник. Всего лишь пару раз окунулся и вылез на берег необыкновенно свежим и бодрым, удивив нас румянцем на щеках, розовой, юной, словно просвечивающей на солнце кожей.

Шишига не грустит. Ночью она оживёт

 

Все вспомнили сказки о молодящей силе талой воды и тоже полезли купаться. Долго барахтались и вылезать не хотели, несмотря на то, что вода была очень холодной, по кромке озера всё ещё стоял лёд. Восхищались друг другом, удивлялись нежности кожи, тому, как помолодели лица.

В это же время вода в озере становилась жёсткой, покрывалась бурой пеной. А потом водоём стремительно темнел и стал заметно мельче. Кто-то сказал, что так вода проявляет свою динамическую нестабильность, кто-то искал другие причины. Уходить отсюда нам не хотелось, но и оставаться дольше не было смысла.

Прощальный взгляд на водопад. Мы вернёмся

 

Быстро, безо всякой усталости, побежали вверх по большим камням каменной реки, и, конечно, обернулись, прощаясь с озером. Было видно, что ещё пара таких посещений, и оно исчезнет, превратившись в густую грязь. Будущей весной решили вновь вернуться сюда, чтобы проверить целебную силу воды. Главное – угадать время.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели