Таинственная мутность под водой и светлая прозрачность сухопутного пути…
В Ивдельском городском округе, в 597 километрах от Екатеринбурга, между поселком Вижай и перевалом Дятлова, там, где сливаются реки Вижай и Лозьва, находится самая длинная пещера Свердловской области — Северная.
Длина пещеры: 3 510 метров. Амплитуда: 84 м. Тип: карстовая. Вмещающие породы: известняк. Прозрачность воды: до 5 метров. Местоположение: крайний Север Свердловской области.
Пещера открыта в 2009 году, находится в зоне подземного озера. Описывалась спелеологами Свердловской городской спелеосекцией (СГС) летом 2009 и 2010 года.
Экспедиции в этот спелеорайон организуются клубом СГС под руководством Евгения Цурихина (научного руководителя СГС) уже более 10 лет и за это время там открыто около десятка пещер, активно ведется их топографирование, а подводные сифоны и гидрология пещер исследуются спелеодайверами.
Места нераскрытых тайн…
Таинственности и загадочности этой местности придают не только живописные скалы и таежные леса, но и упомянутый близлежащий поселок Вижай, который был предпоследним населённым пунктом, который посетила группа Дятлова перед выходом в последний поход. Кроме того, название «Вижай» в переводе с языка коми означает «Святая река». Также известно, что 11 августа 2010 года в результате лесных пожаров Вижай практически полностью выгорел. Уцелели один дом на берегу реки и памятник героям Великой Отечественной войны. Погибших не было. Население в количестве 26 человек переселено в Ивдель. Официально восстановление посёлка не планируется. Несмотря на это, люди вернулись в посёлок, построены дома. Силами погорельцев начато восстановление кладбища…
Спелеологами пещера Северная считается заповедной. Кстати, именно в этих местах начинаются туристические маршруты на Перевал Дятлова, плато Маньпупунёр, хребет Чистоп, Молебный Камень…
Исследования в сложных условиях …
Первые подводные исследования в пещере Северная были проведены в мае и ноябре 2011 года. Дмитрием Осиповым и Максимом Козионовым была пройдена пятидесятиметровая подводная галерея, достигнута глубина 26 метров. Исследованиям тогда помешала сильная мутность воды.
Наша экспедиция в пещеру состоялась в марте 2021 года. Я и Максим Козионов продолжили исследовать подводную часть пещеры. Снаряжение для двух подводников помогали забрасывать десять спелеологов в течение двух часов через колодцы и узкие меандры (изгибы русла когда-то подземной реки). Нами было совершено два погружения с разницей в один день. Стояла непростая задача. Погружение осложнялось тем, что все было покрыто толстым слоем глины.
«Ядерный взрыв» от малейшего взмаха…
Мы понимали, что малейший, неосторожный взмах ластой будет сравним с «ядерным взрывом» темно-коричневого глиняного облака. Поэтому вход нужно было совершить очень аккуратно, траверсом и быстро, чтобы обогнать лавину из мути, которая при входе устремляется вниз.
В первый день проложили ходовик до глубины двадцать четыре метра. Обвязки особо было делать негде, разве только на «потолке». Закрепились вокруг массивного камня. От него было дальше проще двигаться. По длине это примерно 70 –100 метров размотанного ходовика. Дальше продолжать это погружение было бессмысленно, так как лавина непроглядной мути поднялась не только от потревоженного камня, копившего в себе взвесь тысячелетий, но и спустилась сверху. Мы погрузились достаточно быстро, а примерно через пару минут эта лавина взвеси нас догнала. Хотя, налимов мы успели заснять на видео. Они бороздили дно, и, возможно, хотели нам показать пару неизведанных проходов пещеры…
Опасный слой льда…
Температуру воды на такой глубине зарегистрировали: 0,5 градусов по Цельсию. Это очень холодно! Такая достаточно низкая температура дала мне проблему: обмерзание регулятора. Почему обмерзает? Потому что по законам физики происходит дополнительное охлаждение, при переходе высокого давления в низкое. Ведь мы дышим из баллонов с высоким давлением.
Что именно произошло? У первой ступени регулятора перестала вращаться поворотная турель и покрылась сантиметровым слоем льда. Через какое-то время случилось «free flow», то есть свободная подача воздуха. Опасность этой ситуации была в том, что в такой ситуации газ мог быстро закончиться. Далее я действовал согласно алгоритму аварийной ситуации. В этот момент я переключился на второй регулятор, но второй тоже замерз, буквально через минуту. И за это время, пока первый был закрыт, он не успел разморозиться. Соответственно, оказались два регулятора замерзшие.
Выход был: я прекратил подачу газа, закрутив вентиль баллона, но каждый раз, когда мне надо было сделать вдох, опять открывал баллон. То есть, вышел из ситуации, открывая и закрывая баллон в течение 10 минут дайва, до самого поднятия наверх…
В такой ситуации главное сохранять самообладание и не впадать в панику, а действовать быстро и четко, согласно аварийным протоколам.
«Живые» камни
Второй день дайва преподнёс нам небольшой сюрприз. Муть не ушла. Видимости практически не было. (Как не вспомнить Ординскую пещеру, где абсолютно прозрачная вода!) Ходы не просматривались, но мы знали, что они там есть. Немного всплыв, обследовали левую часть и нашли пару узких ходов. Проникли, насколько была возможность. Камни там все оказались «живыми». Они падали прямо на баллоны акваланга, что было чересчур опасно для дальнейшего обследования. Хорошо, что оборудование не успело повредиться! Обвал камней мог засыпать все… Поэтому это направление пока бесперспективно.
Таким образом, в Северной пещере перспективы есть у направления ниже камня, где была сделана обвязка. Его в дальнейшем необходимо исследовать, опережая при этом лавину мути, которая будет обязательно преследовать спелеоподводников…
Светлая прозрачность…
В то же время на фото видно светлую прозрачность сухопутного пути. Живописнейшие ходы с белым налетом снежных и ледяных кристаллов на «стенах» и «потолке» гостеприимно, но с прохладцей, около нуля градусов, приглашали нас пройти вглубь. В среднем по пещере температура была от +5 до +7. Тогда, как на улице было минус 40 градусов по Цельсию… Северная пещера тронула наши сердца своим контрастом и непростым «характером», который мы обнаружили под водой.
В эту же экспедицию командой обеспечения были продолжены работы по топосъемке. Использовали более современные методы и средства. А также продолжили поиски и раскопки ходов в новой сухопутной части пещеры. Здесь был обнаружен ход наверх, расширив который, и, пройдя путь наверх, спелеологи попали в новый Грот, названный Гротом Романтиков. В нем есть три восходящие «органные» трубы и целая сеть ходов, два из которых очень перспективны. Длина всех исследованных ходов 123, 5 метра. Таким образом, исследованная часть Северной пещеры стала еще немного длиннее: 3633 метра!