Эта северная река долгое время завораживала меня одним своим именем. Овеянная старинными легендами и литературными произведениями, она манила меня алмазными россыпями и горными вершинами, как бы манила рыбака тайменем и самой большой популяцией европейского хариуса.
И вот однажды я все-таки собрался и отправился на самую легендарную реку Пермского края, соединившую самой первой Сибирь и Европу, пережившую золотую лихорадку и набеги сибирских кочевников, принудительное крещение вогулов и ГУЛаг – все это осталось в памяти Вишеры.
Река оказалась значительно крупнее, чем мне представлялось. Спокойная и неторопливая, она берет свое начало высоко в горах Северного Урала, на границе трех водоразделов великих русских рек: Оби, Печоры и Волги, к последней и стремится наша красавица.
Почти на всем своем протяжении подчеркивая свое горное происхождение то высокими скалами, то крупными надводными камнями, разбивая зеркала своих заводей. Иногда большие острова перегораживают почти все русло, образовывая большие плеса и оставляя неширокие протоки по краям.
Несмотря на конец лета, ночи оказались по-северному светлы, но погода теплом нас не баловала, демонстрируя свою суровость. Тяжелая облачность иногда ложилась на вершины прибрежных гор, которые с каждым пройденным километром становились все ниже и ниже, а иногда и совсем терялись из виду.
Береговые скалы встречались не так часто, как нам хотелось бы, но в большинстве своем их размеры вызывали только восхищение.
Скала «Столбы» – одна из самых маленьких на Вишере, она не так изысканна, как одноименный камень на Чусовой, и не так высока, как на Усьве, но, встав на ночевку напротив этих утесов, Вишера порадовала нас невообразимым туманным шоу, съемка которого прекратилась только утром, когда туман был развеян легким ветерком.
Водоплавающие и береговые птицы на всем протяжении пути сопровождали наше суденышко, как, возможно, когда-то провожали огромные плоты сплавляемого леса, отдельные бревна которого нет-нет да и мелькнут на речном дне или на берегах.
Чем дольше продолжалось наше плавание, тем больше было этих деревянных свидетелей исторических событий нашей Родины, а ближе к городу Красновишерск все дно оказалось сплошь засыпано стволами некогда срубленных деревьев вишерской тайги.
В районе скалы Ветлан и горы Полюдов камень (где и заканчивалось наше плавание) река сохранила остатки запани, предназначенной для сортировки сплавляемого леса, по всей видимости, для некогда известного на всю страну бумкомбината.
Знакомые всем туристам, эти быки являются неотъемлемой частью пейзажа этих мест и их визитной карточкой. Сегодня все среднее течение Вишеры является частью природного парка «Пермский» и охраняется законом.