Сохранение и невмешательство
Говоря о развитии туризма на охраняемых природных территориях особо следует остановиться на особенностях контроля состояния водных объектов, находящихся в их границах.
В отношении проточных водных экосистем ООПТ обычно проблем не возникает. Не смотря на то, что на реках региона располагаются многие промышленные центры, а сами они активно используются при водном и околоводном туризме, согласно результатам многолетних исследований населения донных беспозвоночных, весьма чувствительных к загрязнению (макрозообентос), качество воды этих рек соответствует категориям «чистые» и «очень чистые». Иное дело – замкнутые водные системы (озера, старицы) и малопроточные (водохранилища). Возникновение (и длительное существование) непроточных или слабопроточных водоемов, как искусственного (водохранилища), так и естественного происхождения (озера, утратившие питание, старицы) существенно изменяет комплекс их гидрологических, гидрохимических и биологических характеристик.
Уменьшение проточности и водообмена, снижение прозрачности, прогрева толщи воды, образование обширных мелководий, накопление биогенных веществ и органических соединений способствуют обильному развитию фитопланктона, в том числе развитию сине-зеленых водорослей, вызывающих «цветение» воды.
«Цветение» воды, в свою очередь, ведет к вторичному загрязнению. Отмирающие и разлагающиеся водоросли вызывают снижение содержания кислорода и появление токсинов в воде, образование заморных зон, гибель гидробионтов. Состояние озера зависит и от хозяйственной деятельности на прибрежных территориях. Так, забор воды на полив орошаемых земель, проведение осушительных работ на прибрежных болотах, от которых в весеннее время подпитываются озера, приводят к падению уровня воды, что, в свою очередь, способствует прогреванию воды и еще большему разрастанию сине-зеленых водорослей. На дне непроточных и слабопроточных водоемов оседают и проходят все стадии анаэробного разложения останки животных, рыб и водорослей — образуется сапропель, накопление которого постепенно также уменьшает глубину. На сегодняшний день запасы сапропеля во многих водоемах довольно велики и возрастают с каждым годом, глубина водоемов уменьшается, что также способствует развитию сине-зеленых водорослей и «цветению» воды. На мелководье поселяются водные растения, начинается постепенное зарастание прибрежных участков.
Именно такую ситуацию мы наблюдали, исследуя состояния озера Куртугуз, причины его обмеления и зарастания. Два последних засушливых лета в значительной степени способствовали происходящим изменениям. Окружающие озеро Кунарские болота пересохли, питание озера от болот прекратилось и более того — уровень грунтовых вод снизился. В результате уровень воды существенно снизился, о чем можно судить по отходу береговой линии от ее прежних границ.
Эти изменения мы наблюдали не только на протяжении нескольких лет, но и в течение одного летнего периода 2021 года. Следует не забывать и о том, что свой вклад в обмеление озера внесла и хозяйственная деятельность жителей окружающих его деревень. Когда-то озеро постоянно подпитывалось водами маленькой речушки, летом 2021 года ее русло полностью пересохло, так как в верхнем ее течении в засушливые годы вся вода использовалась для полива. А ведь когда-то в юго-восточной части озера даже существовали дренажные коммуникации, поддерживающие определенный уровень озера!
Интересная ситуация обнаружена нами при исследовании Черноисточинского пруда: поверхностные и прибрежные его воды соответствуют категории «чистые» и «очень чистые», однако на глубине трех–четырех метров качество вод характеризуются как «грязные», что несомненно является начальным этапом заиливания донных грунтов.
Естественно, для сохранения акватории замкнутых водоемов нередко встает вопрос о их очистке, в том числе и о промышленной добыче сапропеля, который широко используется в медицинских и сельскохозяйственных целях. В частности, в отношении озера Куртугуз: только минимальная мощность сапропелевых залежей составляет минимум 1 метр при максимальной зарегистрированной глубине озера не более 4 м .
В подобных случаях «разрешается дальнейшее использование сапропеля и зеленой растительности на откорм скоту при условии проведения ряда биотехнических мероприятий». Однако, озеро Куртугуз – памятник природы областного значения, и в целях дальнейшего сохранения водоема в этом статусе на его берегах и в окружающих лесах разрешены только спортивная охота на водоплавающую дичь и любительский лов рыбы, главное назначение водоема — отдых жителей района и области. Иными словами, статус ООПТ преследует сохранение и невмешательство в естественные динамические процессы этого уникального водного объекта. Однако при этом весьма велика вероятность, что через несколько десятилетий на его месте образуется болото, густо поросшее тростником, рогозом и камышом. Сохранение такого водного объекта в его естественном состоянии, при протекании закономерных динамических процессов, без вмешательства человека, ведет к его заболачиванию, а затем и полному исчезновению.
Сегодня озеро и окружающие его заболоченные участки являются местом гнездования многих видов водных и околоводных птиц, а также местами остановки при миграциях перелетных видов –сдежлаптнльно, озеро является уникальным природным комплексом, необходимым для поддержания биоразнообразия не только региона, но и орнитофауны Северной Евразии. Учитывая его роль в поддержании водного баланса, и его изумительную красоту – так хочется его сохранить!! Таким, как есть, одним из самых больших озер Свердловской области.
Но…. Поддержание оптимального (на наш, антропоцентрический взгляд) состояния в любом случае является активным вмешательством в естественную историю природного объекта (что наиболее ретивыми борцами за сохранение природы, вероятнее всего, будет встречено в штыки). Ведь изъятие сапропеля – не что иное, как вмешательство в естественные биогеоценотические процессы.
Так как быть? В чем здравый смысл? Принять окончательное решение в подобных конфликтных ситуациях возможно только при наличии полной и всесторонней информации о состоянии охраняемого объекта с учетом ее истории и дальнейших перспектив развития ситуации, располагая полноценной научной базой при планировании и разработке тех или иных направлений деятельности.
А в отношении о. Куртугуз, по нашему мнению, при строгом соблюдении всех требований к добыче сапропеля его вполне возможно сохранить.