Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Исключение из правил
Под старым мостом, перекинутым через сырой овраг, поселились трясогузки. Безмятежно жилось им в этом укромном местечке. Но однажды, вылетев покормиться, на них напал ястреб. Увертываясь от разбойника, трясогузки с отчаянным криком бросились в укрытие. Тревога! На сигнал бедствия слетелась многочисленная пернатая братия, обитавшая поблизости. Общими усилиями отогнали врага. Водворилось спокойствие. Вскоре ястреб вернулся. В птичьем стане снова поднялся переполох. На этот раз на крик прилетели из ближнего леса и сороки. С неистовым стрекотаньем они устремились на пришельца. Хищник, не выдержав натиска преследователей, поспешно сошел с круга и уселся на сухой березе, росшей неподалеку от моста. Может быть, так он хотел избавиться от сварливых сорок, переждать, когда те успокоятся, уберутся в лес, и тогда он продолжит охоту? Сороки, однако, не собирались улетать восвояси, оставлять своих младших братьев в беде. Не переставая стрекотать, они отважно пикировали на ястреба. Чирикая на разные голоса, вились вокруг березы и мелкие птицы. Ястреб ерзал на суку, угрожающе взмахивал крыльями. Но тех это не пугало.
И хищник не выдержал. Он камнем бросился с березы и, сделав у самой земли красивый вираж, стремительно ушел ввысь и скрылся.
После такого отпора ястреб больше не появлялся у моста. Может, понял: хотя птички и невелички, а постоять за себя умеют.
Можно было бы и закончить на этом рассказ. Картина знакомая, событие в жизни пернатых. в общем-то, рядовое. Однако есть в нем и нечто необычное.
Известно, некоторые птицы, особенно мелкие, не терпят компании сорок, более того, отгоняют их от своих гнездовий не менее энергично, чем хищников. Неприязнь объясняется просто. Сороки слишком неравнодушны к чужим гнездам: то выкрадут яйца, то птенцов убьют, а то и само гнездо разорят. Казалось бы, за зло злом и платить надобно. На деле получается иначе. Сороки всегда приходят на помощь мелким птицам и, не помня зла, отважно защищают их.
Видимо, это тот случай в жизни, когда враждующие стороны объединяются, чтобы противостоять общей беде, общему врагу.

Посрамление вороны
В огороде, с затишной стороны, рано зачернела проталинка. Ее тотчас приметили вездесущие воробьи. Здесь они весь день рылись в вытаявшем мусоре, пурхались в подсыхающей теплой земле.
Вдруг на проталинку пожаловал а ворона. Грязно-серые перья на боках и спине топорщились, крылья обвисли — так неряшливо выглядят обычно старые или голодные птицы. Воробьи, согнанные с излюбленного места, далеко не улетели, уселись на верхнем прясле огорода и возмущенно зачирикали. На бесцеремонную гостью это ничуть не действовало, она продолжала теребить лакомые кусочки. Тогда стайка порхнула на землю и стала окружать ворону. Один воробей подлетел к ней совсем близко и громко зачирикал, будто требовал: «Убирайся отсюда, нахалка! Убирайся!» Ворона каркнула и кинулась на смельчака, намереваясь достать его клювом. Тем временем другой воробей, наверное, дожидавшийся, когда ворону отвлекут, подлетел к кусочку, схватил его проворно и, изо всех сил трепеща  крыльями, поднялся на рябину, стоявшую вблизи.
Разве можно простить такое вероломство! Наказать нахала! Оставив в покое гомонившую стайку, ворона бросилась за воришкой. Но тот успел юркнуть в пустой скворечник, прихватив и лакомый кусочек, отнятый у вороны. Та уселась на крышу домика и победоносно каркнула: «Тут-то ты, серый разбойник, и попался!» Она попыталась просунуть в лаз свой толстый клюв. Воробей же, чувствуя свою неуязвимость, стал дразнить ворону: высунется из скворечника, чирикнет раз-другой и обратно. Попробуй возьми меня!
Наконец вороне надоело ждать, когда похититель вылетит из своего убежища, а может, поняла, что не взять его, и, прокартавив:  «Карр! Ворр!», улетела.
Убедившись, что осада снята, опасность миновала, наш смельчак вылетел из скворечника, довольно чирикнул и присоединился к своей братии, которая уже вовсю хозяйничала на отвоеванной проталине.
Возбужденные воробьи еще долго гомонили. Наверно, они хвалили смышленых братьев за то, что те так ловко надули ворону.
г. Североуральск.



Перейти к верхней панели