Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

«Купи, купи машинку»,— кричал малыш. «Сынок, у тебя их много»,— уговаривала мама. «Купи, купи, купи»,— малыша будто завели тем же ключиком, что и машинку, которую он требовал. «Алеша, — резко одернула мальчика мать.— У меня денег нет». И тут лицо ребенка просияло, он гордо вынул из кармашка пятак…
Да, машинка была все же купдена.
Не вспомнила б я эту сценку, не случись подобный же разговор с дочерью, только концовка у него несколько иная, обидчивая: «Вы же зарплату получаете…»
Не пора ли, подумала я, познакомить ребенка с деньгами несколько, ближе? Тут же испугалась: может, опоздала? Деньги уже идут через ее руки — то за билеты в кино, то, прибежав со двора довольная, сообщает, что подружка купила ей булочку. («Мама, дай Наде десять копеек!») «Тебя дома не кормят? Захотела есть, попроси у меня эти десять копеек». Ответ: «Ты мне не разрешаешь в магазин ходить, я в деньгах не разбираюсь».
Рано или не рано говорить о деньгах?
Вот дочь пошла в школу, стала понимать, что кроме личной жизни есть жизнь общественная. И главное место в ней — труд, учеба, дежурство, уборка класса, сбор макулатуры. И труд в школе оценивается баллами, отметками. Теперь дочери легче объяснить про деньги — они тоже оценка за труд. Заработанная плата!
Но я-то лично не хочу, чтобы дочь оценивала заботу по принципу: «Чем больше покупают — тем больше любят».
Ох, отрочество, возраст переходный, трудный, критический…
Открываю книгу «Подросток» из серии «Педагогика». «За несколько лет ребята взрослеют не только физически, но и умственно, нравственно, социально. В это время все находится в движении: одни черты постепенно исчезают, появляются другие. Это возраст неожиданностей и сюрпризов».
Сюрпризов? И вот я читаю ответы восьмиклассников и десятиклассников нескольких школ Свердловской области на предложенную им анкету «Зачем школьнику деньги?»
«Есть ли у меня личные сбережения? Нет, так как я считаю, что сбережения можно делать из денег, которые заработал сам, а если я их не зарабатываю, зачем я буду делать сбережения из родительских денег, не лучше ли я случае необходимости попросить их?» Ира Долгачева, 10 класс, школа № 47.
«На неделю мне хватает 25 рублей. Часть денег беру у родителей, часть… Думаю, что деньги зарабатывать легко. Постоянно бывают разногласия с родителями из-за денег… Знаю многих ребят, которые занимаются фарцовкой, иногда, когда нуждаюсь, сам этим занимаюсь». (Без подписи).
«Мне приходилось сталкиваться с ребятами, занимающимися спекуляцией и фарцовкой. К ним я отношусь резко отрицательно. Я знаю такого человека, который говорит, что родители его только кормят, а одеждой себя он полностью обеспечивает сам. Как? Достают вещи компанией по госцене, все складываются деньгами, а затем на барахолке, как они говорят, «сдают». Я с такими и разговаривать не хочу. У них на языке только тряпки да еще кабаки (у десятиклассников!), никаких духовных интересов. Это же не их заработанные деньги!» Лена, 10 класс.
«Когда наступают летние каникулы, я помогаю родителям на заводе. Этим летом я работала у мамы в цехе уборщицей. Некоторые говорят, что деньги зарабатывать легко — очень они ошибаются, просто они никогда не работали так, чтобы к вечеру так устать, так устать…»
Да, мелькают пока среди подростков этакие «бизнесмены», наловчившиеся приобретать, не работая, деньги, вещи.
Вот написала «бизнесмены», и сразу всплыли в памяти страницы книги публициста-международника Владимира Николаева «Американцы». Что греха таить, наши подростки иногда равняются на некоего парня в джинсах с далекого Запада, умеющего «делать деньги». Специально отыскала в библиотеке книгу. Приведу довольно большую цитату, но, думаю, она поможет нашим молодым читателям ответить на вопрос далеко не праздный: «А стоит ли подражать?»
«Газетная полоса. Крупный заголовок — «Дети-капиталисты». И подзаголовок: «Частное предпринимательство умерло? Никогда!» В центре полосы большая фотография — трое юнцов и одна девушка. Это о них идет речь. Они самые юные капиталисты США.

У семнадцатилетнего Эндрю Фаркаса уже полмиллиона долларов, которые он «сделал» лично. Каким образом? Как рассказывает сам Эндрю, свою деловую карьеру он начал с четырнадцати лет. Ему пришла в голову идея приспособить компьютеры для мелкого бизнеса, что и положило начало его капиталу. «Я вполне обычный парень, — говорит Эндрю,—но у меня есть один глубокий интерес. Отметки в школе у меня средние. Ничего не читаю, кроме учебников и специальной литературы. Собираюсь специализироваться в уже избранной мною области и достичь большего. По убеждениям демократический консерватор. Считаю себя капиталистом…»
Карен Вашингтон, ровесница Эндрю, преуспела в жизни меньше, чем он,— у нее «только» 100 тысяч долларов. Карен рассказывает в газете о том, что она начала свой бизнес с пятнадцати лет — покупка одежды оптом и продажа ее в розницу — одолжив деньги для начала у деда. «У меня трезвая голова,— говорит она.— Фактически я работаю все время. И это на самом деле так. Ни личной жизни, ни развлечений для меня не существуют. Я решила пожертвовать всем этим и пожить в свое удовольствие потом. Мне ведь только семнадцать, все впереди. Я отнюдь не во всем сильна. Отметки самые средние, а в этом семестре дела у меня в школе вообще не важные, но у меня есть цель в жизни, и она движет меня вперед».
Эрик Шон имеет уже пятнадцать служащих, работающих на него, говорит, что в самом ближайшем будущем увеличит их число до девяноста. Его родители и родители других юных бизнесменов в восторге от своих предприимчивых детей. «Мой отец и бабушка,—говорит Эрик,—одобряют мою деятельность. Они ведь знают, что большинство ребят мечтают о машине, а для меня машина — моя корпорация». У Дэвида Роза тоже пятнадцать служащих. Успехи в школе средние, бизнес его развивается…
Итак, у этих детей есть цель, которая ими движет, — накопительство. Так устроен мир вокруг, близкие тоже не могут показать им Другого пути. С помощью долларов они пытаются стать удачливыми, счастливыми. Смогут ли?
Американские подростки рано знакомятся с финансовой стороной жизни. А наши девчонки и мальчишки? Может, стоит подольше держать их в стороне от денег, от вопросов заработной платы, бюджета семьи?
Что же думают сами сегодняшние 8—10-классники о деньгах?
«Какие могут быть у меня деньги? Ну, а если у тебя нет своих личных, заработанных денег, зачем о них задумываться?»
«О деньгах я думаю тогда, когда мне их надо».
«О деньгах я почти никогда не задумываюсь, может быть, потому, что всегда имею карманные деньги».
«Думаю каждый день, зависимость огромная».
«О деньгах нельзя не думать».
Прочитав и проанализировав более 150 анкет, я пришла к выводу, что не задумываются о деньгах в основном те, кто их всегда имеет, кто никогда не интересовался бюджетом своей семьи, а если даже знает о достатках, не претендует на их  распределение. («Мы же еще дети»).
Такие ли уж дети?
«Я часто думаю о деньгах, потому что у нас в семье бывает, что их просто не хватает. Задумываюсь я и о том, как помочь родителям (так как считаю, что вполне, вполне могу). И вопрос о том, как зарабатываются деньги, мне тоже знаком, потому что я уже второй год хожу вместе с мамой подрабатывать в ДК «Урал». В этом полугодии нам приходится особенно трудно. Мама работает в школе преподавателем, у нее в расписании вся первая смена. Приходится каждый день вставать в шесть часов утра и идти на работу. Я знаю бюджет нашей семьи, и, может, хватало бы, но сестра замужем, и каждый месяц рублей 150 уходит на помощь молодой семье. Они оба студенты…»
«Мои карманные деньги 15—20 копеек в неделю, и мне хватает, зачем больше? Экономить приходилось — на питании в школе, у родителей брать совести не хватало, к концу месяца у нас бывает очень плохо с деньгами. И в долг брала, когда мы с группой ребят из турклуба были в Средней Азии, пришлось пять дней голодать, так как деньги ушли на книги. На шестой день я взяла в долг три рубля на еду, потому что ноги уже подкашивались, вернула на следующий день, когда руководитель выдал снова на питание».
«Если бы я выиграла в лотерею машину, то взяла бы деньгами и послала бы дедушке: у него пенсия 40 рублей в месяц».
Эти девочки знают, что такое труд и как его надо ценить. Не рано ли? Думаю — нет. Хорошо это или плохо? Конечно, хотелось, чтобы девочкам не приходилось экономить на еде, и все же не побоимся сказать: при необходимости они могут в чем-то себе отказать, не забудут о дедушке, хорошо, что могут встать в шесть утра, если нужно помочь маме.
«Вы задаете вопрос: легко ли зарабатывать деньги? Если работать на совесть, то работать всегда трудно и зарабатывать деньги не легко. Сколько раз от знакомых, да и от незнакомых людей я слышала: «Я, да я на работе ничего не делаю, только денежки мне в карман идут» или «Я за эту сотню с утра до вечера вкалываю». Вот и думаешь — все зависит от человека, от того, как он относится к своей работе». Ира, 8 класс.
Радует, что с Ирой согласны большинство ее сверстников: из ста пятидесяти ребят, отвечавших на анкету, лишь трое утверждали, что деньги зарабатывать легко, десять — «смотря каким путем», остальные — трудно.
«Деньги зарабатывать не легко. В этом я убедилась, работая на практике секретарем-машинисткой».
«…не легко, по-моему, это понятно каждому нормальному человеку».
«Трудно: я вижу, какими уставшими приходят с работы мама и папа».
«Зарабатывать деньги куда труднее, чем их тратить».
«Сам зарабатывал, знаю, что деньги легко ее даются».
«Еще как трудно. В колхозе работали, так за три часа так уставали, что еле до автобуса добирались, в тени полежать легче было бы».
«Работать всегда трудно, я где-то читала, что слово «работа» происходит едва ли не от слова «раб». И все-таки я бы не пошла на легкую работу только потому, что, например, можно денег заработать. Мне хочется, чтобы было интересно, чтобы людей много. И если трудиться только ради больших денег, то это действительно как в рабство себя продать». Светлана, 8 класс.
Вообще-то отрадно, что к выбору профессии, взаимоотношению профессия — заработная плата практически все ребята подходят одинаково. Восьмиклассники думают о своем будущем рабочем месте, десятиклассники в основном определились.
Замечу, что подростки не придают большого значения деньгам ни при выборе профессии, ни в представлениях о «благополучии». На вопрос: «Если бы ты выиграл машину, взял бы деньгами или машиной?» все отвечают: деньгами. И хотя почти единогласно отдают их родителям: «Они нас воспитывают, кормят, одевают, а мне эти пять или пятнадцать тысяч куда?», все-таки предпочитают деньгами. Почему?
«На эти деньги купил бы аппаратуры. Все равно родители дали бы мне тогда сколько нужно, приоделся бы… А машина у нас уже есть».
«Деньгами, так как деньги нужны семье, их бы отдала родителям, а потом, обсудив, все вместе решили бы, куда и на что их применить, кому что купить».
«Если бы я выиграла машину, то взяла бы выигрыш деньгами. На что потратила бы — сейчас сказать трудно. В первую очередь я бы хотела, чтобы моя мама съездила в санаторий на юг (как жаль, что девочка не назвала своей фамилии пусть бы узнала мама, какая заботливая растет у нее дочь), а потом бы джинсы и прочее. Еще я хотела бы съездить в туристическую поездку, за границу». .
«Взяла бы деньгами, отдала родителям, они бы и решили. Мне деньги всегда дают. И вообще, я считаю, что нельзя обходиться без дорогих вещей. У меня подруги все одеваются хорошо, поэтому я и к ребятам, занимающимся фарцовкой, отношусь нормально, хотя знаю, что деньги достаются не легко — летом работала. Да и запросы у меня большие».
Итак, деньгами… В 14 — 16 лет они вполне осознают, какие расходы относятся к наипервейшим (все- в голос заявляют, что нельзя экономить на еде), а какие покупки могут и подождать. Те, кто «брал машину», в основном объясняли это или страстной любовью к технике, или как, например, Лена, фамилию она не назвала: «Я бы взяла машину, о новой машине мечтает папа, это было бы для него просто счастьем, так как старая все время ломается».

Мнение большинства: не стоит чураться дорогих и красивых вещей, пока молод. Анкета показала, что девочки гораздо серьезнее относятся к деньгам, к их трате, чем их сверстники мальчики.
Опять же почему? Причин здесь несколько. Прежде всего, наверное, возрастная. Не в обиду «сильному полу» будет сказано, взрослеют,  будущие мужи медленней.
Девочку раньше начинают воспитывать как будущую хозяйку, учить делам домашним.
Читаем в анкетах девочек:
«Мы всегда всей семьей решаем, что купить в первую очередь, что во вторую».
«Я всегда в курсе наших сбережений».
«Всегда интересуюсь нашим бюджетом, знаю, когда у нас денег не хватает, тогда экономно трачу те, что мне дали на еду, но это меня не тяготит».
«Я всегда знаю, где у нас лежат деньги, и если надо что-то срочно — могу взять, но считаю своим долгом отчитываться перед родителями. О всех своих расходах свободно говорю, без -родителей ничего крупного не покупаю». Королева Лариса, 10 б.
Интересное ответвление проблемы — «сильного слабого пола» — сын вдалеке от дел семейных; дочь: «такова жизнь, уже сейчас думаю о том, что надо будет побольше зарабатывать, чтобы семье хватало на жизнь». О своей семье как о реальности написали ТОЛЬКО ДЕВОЧКИ. Большинство из них считает, что о бюджете семьи обязан заботиться муж, отец, но о том, как распределить деньги, «должна думать хозяйка».
«О бюджете будущей семьи я уже думала. Чтобы моей семье хватало на жизнь, я должна от многого отказаться, то есть сейчас у меня есть то, что надо и что не надо…»
«Я, честно говоря, думаю о бюджете своей будущей семьи. Может, это наивно, но я собираюсь (уже или пока) замуж за будущего летчика. Он учится в институте. Считаю, что денег будет хватать, потому что никогда не увлекалась вещами, и мой друг тоже. Нужно только знать меру в своих запросах. И если придется экономить, буду экономить на чем угодно, только не на еде».
Шелестят анкеты…
Посмотрите, какие они разные, наши отроки и отроковицы: преданные в привязанностях:
«Если бы выиграла машину, взяла бы деньгами, отдала их родителям, но чуть-чуть все-таки взяла бы себе — купила бы собаку».
Добрые:
«В основном деньги в семье, помимо еды и платы за квартиру, должны уходить на детей. Я это говорю не потому, что сейчас я сама ребенок, а потому, что дети должны быть счастливы, здоровы, веселы. Но и не эгоистами, конечно, мол, подавайте все мне, но чтобы дома хорошо, тепло было».
Наивные:
«Разногласия с родителями редко, но бывают. Нужно, чтобы родители давали детям на неделю три рубля и чтобы дети умели правильно их расходовать».
Деловые:
«В первую очередь хотел бы приобрести машину, красивую одежду, стереоаппаратуру. А больше всего потратил бы на поездки по различным городам, чтобы увидеть, узнать побольше».
Веселые: ,
«Беру автомобиль «Волга». «Запорожец» прошу не предлагать!»
Разные…



Перейти к верхней панели