Демидовское книжное собрание явилось предметом внимания ученых-книговедов. Известный русский библиограф В. М. Ундольский составил описание библиотеки, указав на необычайную ценность ее: «У Демидова,— писал Уидольский,— были такие книги, которых напрасно станете искать, даже известия о них, пожалуй, не сыщете ни у библиографов, ни в историях литературы». Одна из этих ценнейших рукописных книг демидовского собрания, спасенная от пожара 1812 года,— латинская Библия X I I I века, с красочными заставками — хранится ныне в фонде редких книг библиотеки Московского университета.
После смерти П. Г. Демидова книжное собрание продолжало пополняться его наследниками. Они ставили на книгах тот же суксунский экслибрис. Наиболее редкими изданиями с суксунским экслибрисом в ялтинской коллекции являются две книги XVIII века: «Англинские письма Грандиссона», части I и II, напечатанные в Москве в 1793 г., и «Новый Робинзон», ч. II, напечатанный в Москве в 1792 г. Этими книгами, кстати сказать, не располагает библиотека Московского университета, одна из пяти крупнейших библиотек страны, а книги «Новый Робинзон» нет и в Публичной исторической библиотеке.
И еще любопытная деталь: на экземпляре «Нового Робинзона» 1792 г. мы увидели автограф Елизаветы Строгановой — жены П. Г. Демидова. Видимо, эта книга ранее находилась в книжном собрании Строгановых, другой династии уральских и сибирских заводчиков, помещиков и аристократов. Небезынтересно отметить, что в свое время в богатейшей библиотеке Строгановых находился первый русский учебник — Букварь, выпущенный нашим первопечатником Иваном Федоровым во Львове в 1574 году.
Единственный экземпляр этой федоровской книги был обнаружен в середине XX века в библиотеке Гарвардского университета в США . Автограф Строгановой на одной из книг, найденных в Ялте, невольно наводит на мысль — а не побывал ли уникальный экземпляр федоровского учебника в библиотеке Демидова прежде, чем оказаться за океаном?