По бескрайней оренбургской степи весной девятнадцатого года шли на врага чапаевские полки. Шли с песней. Голосистые тенора выводили запев:
Над Уралом, над рекою
Сила грозная летит, все летит…
И вот уже песню подхватили сотни голосов, и она безудержно рвется в лазоревое вешнее небо.
Гей. Чапаев! Гей, Чапаев!
Тучей грозною гремит, все гремит…
Пели самозабвенно, с подъемом, вкладывая в песню душу. И хоть слова ее были немудрящими и мелодия простая, полюбилась она чапаевцам. В ту пору еще почти не было хороших советских походных песен. Пели тогда чаще всего старинные песни — «Черный ворон», «Мимо острова на стрежень», «Ревела буря» и другие. А это была песня о них самих, о Чапаеве, любимом начдиве.
Никто в то время не задавался вопросом — кем она написана. Просто была хорошая песня, и ее пели.
Закончилась гражданская. Бойцы разъехались по домам, и в сутолоке буден песня стала забываться. Возможно, и совсем потерялась бы она, но нашелся человек, который, спустя почти полвека, вспомнил о ней.
Старейший оренбургский композитор Павел Петрович Малый вот уже сорок лет собирает по крупицам жемчужины народной музыки. Вдоль и поперек исходил и изъездил он оренбургскую степь.
Всем известна популярная песня «Седой Урал». Ее исполняет Уральский народный хор, она записана на пластинках. Но мало кто знает, что эту песню нашел и записал Павел Петрович Малый. Тогда он собирал фольклор в верхнеуральских станицах. В Краснохолме от столетнего крестьянина Михаила Ткачева услышал песню о реке Урал, о просторных степях, о русской славе, о героях, которые всегда готовы стать на защиту Родины. В обработке Павла Петровича она вновь зазвучала и стала служить людям.
Более четырехсот народных песен записано в тетрадях, которые толстой стопкой лежат на столе композитора. В одной из этих тетрадей недавно появилась и «Чапаевская».
Найти ее было нелегко. Однажды Павел Петрович записывал песни в селах Бузулукского района. И ему здесь рассказали, что в годы гражданской войны один местный бузулукский автор написал песню о Чапаеве.
Начались поиски. Были найдены два куплета. А где продолжение? Где ноты? Кто автор песни?
Несмотря на преклонный возраст, П. П. Малый выехал в Бузулук. Встречался там с участниками художественной самодеятельности, расспрашивал их об интересующей его песне. И он узнал имя автора текста и музыки. Им оказался недавно умерший преподаватель местного педучилища Иван Васильевич Колпаков. Вместе с сыном Колпакова, тоже музыкантом и самодеятельным композитором Лелем Ивановичем порылись в архиве и нашли полный текст песни. Правда, нот не было. Оставалась надежда, что они у второго сына И. В. Колпакова, Владимира, который служил в это время в армии.
Когда Владимир вернулся после службы в Бузулук, Павел Петрович встретился с ним.
Владимир жил в отцовском доме, и у него действительно хранился архив композитора. Долго разбирали содержимое объемистого сундука, пока не нашли ноты и текст. На порыжевшем от давности листке была надпись: «Чапаевская (Партизанская). Слова и музыка Ивана Колпакова».
…Еще в Петербурге, учась в консерватории, крестьянский сын из села Малаховка. Бузулукского уезда, Иван Колпаков познакомился с идеями социал-демократов и принял участие в революционном движении. По возвращении в Бузулук, в 1916 году, он стал выполнять задания подпольщиков. Когда Колпаковым заинтересовались жандармы, по совету товарищей он бежал в глухое село. Весной 1918 года по поручению большевиков Иван Колпаков организует партизанский отряд и становится в нем начальником штаба. Отчаянные схватки с белоказаками, с отрядом есаула Бородина, победы и поражения.
Потом отряд влился в чапаевскую дивизию, которая обосновалась в Бузулуке и готовилась к походу на Колчака. Тогда-то и написал Иван Васильевич свою песню.
Сейчас Павел Петрович Малый завершает многолетнюю работу над сборником «Народные песни Оренбургской области». В него войдут двести песен — лучшее из того, что собрал композитор. Достойное место в сборнике займет и «Чапаевская», которая обретет вторую жизнь.