В седьмом номере «Уральского следопыта» была напечатана заметка из Перми и снимок, на котором девочка читает а госпитале раненым бойцам книгу. Недавно в редакции разделе» телефонный звонок. Звонила учительница Таисья Алексеевна Куэнецова.
— Я знаю эту девочку,— сообщила она. — В годы войны я работала пионервожатой школы № 19 города Свердловска. Таня Винник училась в седьмом классе. Была членом тимуровской команды. Она выразительно, даже артистически читала книги, и раненые любили ее слушать. В госпитале девочка бывала каждый день. И не только она…
Таисья Алексеевна называет имена Иры Горскиной, Иры Вяткиной, Юры Гофмана, Коли Рябова, Славы Медведева.
Пионерская дружина школы № 19 носила имя Героя Советского Союза капитана Николая Гастелло. Председателем совета дружины была Тамара Иванова. С первых дней войны ребята помогали взрослым. Тимуровцы взяли шефство над госпиталем, который находился в большом здании на углу улиц Куйбышева и Белинского (сейчас университет). Они не только читали бойцам книги, выступали с концертами, писали письма, разыскивали родных, но и кормили тяжелораненых с ложечки, мыли полы, чинили и стирали белье.
О тимуровцах из Свердловска рассказала «Комсомольская правда». Ребята стали получать много писем с фронта. Каждый день — внушительная стопка.
Однажды пришло вот это, от летчика Владимира Белоусова.
«Дорогие ребята! Услышал о вас здесь на фронте от товарищей, которым вы помогли стать на ноги и вернуться в строй. Поэтому и обращаюсь к вам. В Свердловске находится мой друг по оружию Трофим Афанасьевич Литвиненко. В каком госпитале — не знаю. Найдите его, окружите вниманием, заботой. Сообщите, в каком он состоянии. Надеюсь на вас, боевых, дружных…»
В воскресенье ребята обошли почти все госпитали города и нашли Трофима Афанасьевича. Состояние у него было тяжелое, но тимуровцев в палату пустили. Они рассказали Литвиненко о письме летчика Белоусова.
Теперь звено почти каждый день навещало своего нового друга. Ребята носили ему гостинцы, газеты, книги, делились своими пионерскими и учебными новостями. Под Новый год устроили елку. В честь выздоровления Трофима Афанасьевича провели в госпитале сбор. На сцене у искусственного пионерского костра читали стихи, пели песни, а раненые вспоминали о героизме фронтовых товарищей. Литвиненко приняли в почетные пионеры.
Пионеры дружины имени Николая Гастелло помогали и семьям фронтовиков: водили детишек в садик, носили воду, кололи и пилили дрова. Ребята отправляли на фронт посылки.
«Сижу в землянке, над нами «мессершмитты», бомбят. Но я пишу вам, маленькие друзья из Свердловка. Огромное спасибо за гостинцы, за теплые слова, которые так согревают здесь, на передовой»,— писала тимуровцам незнакомая двадцатилетняя девушка-связист.
Тамару Иванову и Юру Гофмана горком комсомола наградил почетной грамотой. Сейчас Юра — инженер-строитель, Тамара училась в авиационном институте и работает на заводе имени Лихачева в Москве. Таня Винник — после окончания техникума — уехала из Свердловска.
Б. КОНСТАНТИНОВА
Надпись на стене тюремной камеры
После освобождения от фашистов города Тирасполя в одной из камер бывшей гестаповской тюрьмы в числе многих других надписей, оставленных узниками на стенах, была обнаружена и такая:
«Козлов Александр Иванович— советский парашютист, спустился в районе Браилова, арестован 20. XII. 1943 г. Свердловская область, Карпинский район, Петропавловский горный поселок. Козлов Александр пал смертью храбрых 7. XI. 1944 г.
Слава ему. вечная слава!
В сердцах патриотов и честных людей
Он не умрет, а будет вечно жить. Родина таких не забудет.
7. XI. 1944 г. героически погибли Козлов и Ткачун.
Братья, отомстите за нашу кровь, за кровь парашютиста Козлова Александра! Отомстите фашистам! Бейте беспощадно! Мы знаем, что придут наши, прочитают, что здесь написано.
За справедливость, за нашу жизнь борется целый мир. Мы победим потому, что нами руководит ВКП(б)».
К сожалению, кроме этих, не до конца ясных и неизвестно кем написанных, строк других сведений об Александре Ивановиче Козлове пока нет.
Может быть, кто-нибудь из свердловских и тираспольских следопытов сумеет разузнать что-то еще об А. И. Козлове и его друзьях?
А. ЦЫКИН, кандидат исторических наук.
ДОРОГИЕ СЛЕДОПЫТЫ!
С Великой Отечественной войны не вернулся мой отец Рожков Тихон Александрович, 1903 года рождения. Мать посьиала запросы, но ответ приходил один — пропал без вести. У нас сохранилась его фотография, снимался в госпитале в Харькове со своим товарищем — Веселы*( Иваном. Отец прислал эту фотографию и сообщил, что выздоровел и его направляют на передовую. А загадочным остается то, что на обороте фото стоит надпись: 10 сентября 1945 года.
Мы жили в то время в деревне Акбердеево Кадомского района Рязанской области. Сейчас мой адрес —
Свердловск, П-112, улица Бунарская, 32 «В», кв. 45. Рожков Алексей Тихонович.
А. РОЖКОВ