В «Комсомольской правде» за 6 февраля 1965 года опубликована корреспонденция В. Запорожченко и Ж. Миндубаева «Снайпер из легенды». Она посвящена знаменитому мастеру меткого огня Анатолию Чехову и кончается так: «На Сталинградском фронте было три знаменитых снайпера. Николай Ильин пал смертью храбрых. Он Герой Советского Союза. Василий Зайцев. Его знает вся страна, и Золотая Звезда Героя по праву увенчала снайпера. И, наконец, Анатолий Чехов — человек, которого долго считали погибшим».
В действительности число знаменитых снайперов Сталинградского фронта этими именами не исчерпывается. На Южном Урале живет и трудится Герой Советского Союза Виктор Иванович Медведев. Бывший командующий 62 армией, ныне Маршал Советского Союза. В, И. Чуйков тепло вспоминает о нем в своей книге «150 дней в огне сражений».
Об уральце Викторе Медведеве рассказывается в этом очерке, написанном Ал. Иоголевичем.
* * *
Первый раз Виктор пошел на охоту вместе со взрослыми, когда ему не было еще и восьми лет. В тех краях, где теперь расположена Троицкая ГРЭС, водилось немало всякого зверя. Когда мальчик пошел уже в шестой класс, отец вдруг спросил:
— Хочешь научиться стрелять?
Витя удивился. Шутит отец, что ли? Сколько раз просил у него настоящее ружье, а в ответ слышал одно и то же: «Мал еще. Ружье — не кукла».
— Хочу, папа.
— Только запомни: пороху зря не переводить и с ружьем обращаться, как с другом. Ружье ласку любит. Понял?
Виктор потом доказал, что с этими условиями он справился блестяще.
Пришло время идти на срочную службу в армию. Старики предсказывали:
— В стрелки парня пошлют.
Но в военкомате решили по-другому: Виктора послали в морской флот.
Владивосток встретил новобранцев дождем. Виктор с любопытством разглядывал незнакомый город, раскинувшийся на берегу океана.
Во флотском полуэкипаже начались первые уроки воинской службы.
К принятию присяги у Виктора была уже первая благодарность за отличное выполнение упражнений по стрельбе.
Молодой матрос получил специальность сигнальщика и был послан в Комсомольск-на-Амуре. Здесь его зачислили в экипаж строящегося крейсера «Калинин». Члены экипажа работали вместе с кораблестроителями, хотелось поскорее ввести крейсер в состав действующих кораблей флота.
И вдруг — война. Матросы засыпали командование заявлениями об отправке на запад, туда, где фашистские полчища грабили, жгли, убивали.
«Прошу направить на передовую»,— не однажды писал Виктор Медведев командиру подразделения. Наконец, его желание осуществилось.
216-й стрелковый полк легендарной 62-й армии, встретившей фашистов у стен Сталинграда, мог бы с полным основанием именоваться краснофлотским. Их. моряков-дальневосточников, знала вся армия. И, конечно, Не только по черным бушлатам и полосатым тельняшкам.
Медведев попросился в подразделение истребителей танков и показал недюжинное мужество и сноровку. Но он считал, что способен на большее.
Однажды, удобно устроившись с винтовкой за небольшим бугорком. Виктор начал «охоту» за фашистами. По ходам сообщения подошел, пригибаясь, комбат. Один за другим падали фашисты от метких выстрелов матроса, Немцы открыли артиллерийский огонь. Комбат приказал Медведеву уйти в укрытие.
Вечером того же дня Виктора вызвал командир дивизии.
— Кто разрешил стрелять? — начал он сурово.
— Сам. По своей воле.
— Выходит, нарушил дисциплину?
— Товарищ комдив! Не могу я спокойно смотреть, как фашистская нечисть по нашей земле ходит.
— Тогда мы с тобой — родственные души,— улыбнулся командир дивизии.— В снайперы пойдешь?
— Пойду.
— Но учти: снайпер, как и сапер, может ошибиться лишь один раз.
Забегая вперед, скажем: снайпер Медведев отлично выполнил наказ командира дивизии. Только у стен города-героя он уничтожил 262 фашиста, а всего за годы войны около четырехсот солдат и офицеров противника пало от его метких выстрелов.
…Жаркая схватка разгорелась в районе Мамаева кургана. Перед полком, в котором находились Медведев и его напарник, была поставлена задача: отбить у фашистов две водонапорные башни. В них засели вражеские корректировщики и были оборудованы пулеметные гнезда.
Группе наших бойцов удалось прорваться к правому баку и захватить его. Но левый по-прежнему оставался в руках немцев. Медведев подполз к своему командиру.
— Разрешите мне с напарником заняться этим баком.
— Хорошо.
Снайперы незамеченными прокрались к подбитому танку, стоявшему неподалеку от башни. Оставив здесь товарища, Медведев бросился к пролому в стене и швырнул две гранаты. Потом вскинул винтовку и покончил со снайпером, засевшим наверху. Махнув рукой напарнику, Виктор пробрался в башню. Пулемет оказался в целости. Матрос открыл по врагу смертоносный огонь. Фашисты при поддержке артиллерии пытались вернуть потерянную башню. Четыре атаки отбили два снайпера в первый день и три — во второй, пока части 62-й армии не овладели Мамаевым курганом.
Командир полка крепко пожал смельчакам руки.
— Молодцы, ребята! Без вашей поддержки полку пришлось бы туго.
Многому научился Виктор Медведев у своего боевого товарища и земляка Василия Зайцева. Это для расправы с Василием немцы вызывали своего лучшего стрелка, руководителя берлинской школы снайперов Коннгса. В поединке с Коннгсом победили воля, смекалка и мужество нашего воина.
— Внимательность, внимательность и еще раз внимательность,— говорил Зайцев Медведеву.— Вот, скажем, появился незаметный пенек среди десятка старых знакомых на пристреленном участке. Ты его сразу бери под контроль и жди, пока противник не выдаст себя.
Крепко усвоил Виктор наставления товарища.
Наши части вышли к реке Донец. На одном из участков засел фашистский снайпер-пулеметчик и огнем прижал бойцов к земле. Командир батальона передал Медведеву:
— Надо ликвидировать пулеметчика!
Виктор тщательно изучал каждый кустик. Враг замаскировался где-то во фруктовых деревьях. «Самое слабое место фашиста — фланг»,— решил снайпер. И оказался прав. После меткого выстрела пулемет замолчал, Батальон поднялся в атаку. Когда бойцы достигли сада, они увидели того, кто преграждал им путь. Мертвый фашист висел на веревках между деревьями. Из документов явствовало, что это был особо заслуженный немецкий снайпер, начавший свою карьеру еще в первую мировую войну. От огня Виктора Медведева его не спас даже специальный броневой щит.
Трофей — ручной пулемет с оптическим прицелом — пригодился потом нашему снайперу.
В меняющейся боевой обстановке Виктору довелось испытать многое. Продвигаясь в направлении Лозовой, батальон получил задачу: перерезать перекресток шоссейных дорог. Задача была выполнена. Однако воины оказались в кольце противника. Один за другим выходили из строя бойцы. Погиб командир батальона. Тогда командование взял на себя старшина Медведев. Две недели горстка храбрецов держала круговую оборону, не позиций не сдала.
Тяжелое ранение под Варшавой вывело Медведева из строя и помешало ему дойти до Берлина. Но он не сложил оружия. Оправившись, Виктор Иванович в качестве командира отделения разведчиков сражался с японскими империалистами на Дальнем Востоке.
Сегодня знаменитый мастер меткого огня Герой Советского Союза Виктор Иванович Медведев трудится у себя на родине на Троицкой электростанции.