Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Магнитогорец навечно

Три года минуло с тех пор, как староста самодеятельного хора магнитогорских «Трудовых резервов» Павел Попович совершил свой исторический полет на корабле «Восток-4». Он успел за это время объездить чуть не весь свет. Но каждый день его ждала Магнитка.
И вот телеграмма:
«Встречайте пятнадцатого 217 рейс в 14-00.
Павел Попович».
Пожалуй, больше всего не терпелось повидаться с космонавтом его «однокашникам» — тем, с кем он учился в магнитогорских «Трудовых резервах», с кем впервые поднимался в воздух с аэродрома ДОСААФ. Последние минуты ожидания, и самолет коснулся травы. За штурвалом Павел Романович. Ну как он мог утерпеть, чтобы не посадить машину там, где он впервые постигал летное мастерство!
Космонавт среди друзей, магнитогорцев. «Помните?», «Помните?» — слышится отовсюду.
— Помните, Таисия Федоровна, — обращается Павел Попович к бессменному руководителю хора «Трудовых резервов» Мухачевой, — как мы ездили в Челябинск на смотры? Ведь здорово было! А наш девиз? Ошарашим противника! Песню хорошую споем с огоньком, дружно — и наша взяла… А на Банное озеро ездили… Машина, помните, сломалась? Чтобы доехать, пришлось кому-то из ребят лежать на крыле и горючее из бутылки подливать в мотор. Доехали-таки…
Спустя час начались встречи.
Не успели мы войти в диспетчерскую Магнитогорского металлургического комбината, как Попович уже бросился обнимать диспетчера.
— Так ты уже таким хозяйством заправляешь? Молодец,!
Валентин Андреевич Косихин учился вместе с Павлом Романовичем в техникуме. Сейчас его место занял космонавт и… растерялся.
— Таким «кораблем» я, наверное, не смогу управлять.
В первый же вечер Павел Романович забежал на репетицию хора в Дом культуры профтехобразования, а потом побывал во многих училищах Магнитогорска, знакомился с тем, как учатся, живут и трудятся будущие рабочие и строители. В техникуме профтехобразования космонавт зашел в класс, где четырнадцать лет назад сидел за последним в левом ряду столом. Его столом. Может быть, в эти минуты он вспомнил, как «гоняла» его по математике А. П. Бурдылева или строго спрашивал сопромат М. Ф. Цигипов.
Павел Попович с интересом знакомился с делами магнитогорских металлургов.
В газовой будке самой мощной на Магнитке домны металлурги попросили космонавта оставить автограф. Он взглянул на суточный рапорт.
— Дела, кажется, хороши?
И размашисто написал: «Рапорт утверждаю. Молодцы!»
Рядом с действующей печью — строительная площадка. Возводится новая домна. Подошли монтажники-верхолазы из «Уралстальконструкции» Владимир Лозинских и Владимир Грибачев.
— На вашей высоте, наверное, работать не легче, чем в космосе? — спросил Павел Романович.
Два Владимира дружно ответили:
— Ничего, справляемся!
Попович заметил неподалеку юркого парнишку.
— А ты что делаешь?
— На практике из 67-го училища…
— И здесь «Трудовые резервы!» — весело воскликнул космонавт и натянул фуражку на нос Володе Меркееву.
…Вечером молодежь города собралась на встречу со своим земляком в Доме культуры профтехобразования, на сцене которого раньше выступал Павел Попович. Решением горисполкома и горкома КПСС космонавт-4 зачислен почетным гражданином Магнитогорска на вечные времена. А по решению бюро обкома КПСС в честь 25-летия «Трудовых резервов» группа ветеранов этого коллектива награждена именными часами. Памятный подарок секретарь обкома КПСС Е. М. Тяжельников вручил и Павлу Романовичу Поповичу.
Показывая на свои часы, космонавт сказал:
— Они летали в космос дважды — с Юрием Гагариным и со мной. У меня давно просит их музей. Теперь я сдам их. Буду носить подаренные в Магнитке. Очень хочется испытать, как они будут показывать время, на Луне…



Перейти к верхней панели