С аквалангом под землей
Холодной зимней ночью мы выбрались из вагона на станции Кунгур и гуськом направились через перрон к лесу. Вид у нас довольно необычный: поверх штормовок и телогреек надеты сумки, рюкзаки. У меня за плечами — сто метров тонкого электрического кабеля — штука ужасно неудобная, но она необходима: в пещере решено провести киносъемку, а для этого нужно много света.
Цель нашей поездки — исследование Большого озера Кунгурской ледяной пещеры.
Не сразу увидели мы границу воды и воздуха. Те, кто шли первыми, остановились уже в воде. Сразу же начали готовиться к спуску. Проложили кабель, подключили осветители, затрещала кинокамера — все в порядке! Влезаю в костюм собственной конструкции, склеенный из тонкой резины, и окунаюсь в воду подземного озера; Сразу же обжигает холод:, температура воды+4,5°, воздуха — +5,5°. Я в разведке — нужно осмотреть дно и отыскать сифон. (Сифонами называют подземные тоннели, заполненные водой, которые соединяют водную систему пещеры и реку). Вода абсолютно прозрачная. Прямо под собой я вижу как бы чашу с приподнятыми краями. Дно все изъеденное, обточенное, узорное, как кружево. Уже осмотрено все озеро, но никакого намека на сифон нет. Очевидно, все дно, покрытое узорными наплывами и тончайшей гипсовой пылью, — решетчатый сифон, сходящийся где-нибудь в глубине горы в один тоннель.
Выбираюсь на берег и попадаю сразу же под перекрестный огонь вопросов: холодно ли, есть ли что-нибудь живое, где сифон и еще тысяча и один вопрос.
По двое уходят в воду ребята, осматривают озеро и, довольные, выходят на берег, снимают гидрокомбинезоны и сигналят товарищам, находящимся в воде.
После обеда снова уходим в пещеру, теперь уже в заозерную часть. Проходим маленькие подземные озера, в одном из которых угадывается сифон. Пробираться приходится часто ползком по грязи, кое-как протискиваясь в щели. Вот и последний исследованный грот, и можно отправляться обратно. Мы первые на Урале спустились с аквалангами на дно подземного озера.
Для чего нужно изучать пещерные озера и реки? Во-первых, отыскав грифон (место ухода воды под землю и выхода ее на дневную поверхность), можно регулировать уровень воды в реке, создавая подземные искусственные резервуары. Во-вторых, есть еще более важные задачи. В Челябинской области возле Михайловского завода расположен поселок Сказ. Воду в него привозят издалека, с большими трудностями. А в двух километрах от Сказа находится пещера, вся заполненная водой. 17 декабря 1961 года мы были в Сказе в разведке. Сначала по льду потока, а затем вплавь в гидрокостюмах, мы проникли в глубь пещеры и уперлись в сифон. Нырять в него не стали, так как не было с собой аквалангов. Летом мы будем работать в пещере и постараемся выяснить, откуда здесь вода и куда она уходит. Может быть, изучив подземный лабиринт, мы сможем улучшить водоснабжение поселка Сказ.
С. ФАМЕЛИС
Дружба геологов и оленеводов
Каждую весну на Приполярный Урал из Ханты-Мансийского национального округа колхозники пригоняют тысячи оленей. Сюда же, за 63-ю параллель, прибывают геологи из Свердловской области. Разведчики недр и манси-оленеводы давно сдружились и по-дружески помогают друг другу.
Раз в один-два месяца к пастухам приезжает из Сосьвинской культбазы киномеханик Геннадий Туманов. Он обслуживает и геологов. А они помогают Туманову выбраться на базу, чтобы обменить кинофильмы — перебрасывают на вертолете.
Как-то у пастухов колхоза имени Жданова были на исходе продукты. Геологи партии А. Н. Южанова поделились своими запасами с оленеводами. Потом вертолет «МИ-1» Виктора Рычика побывал за сотни километров в правлении колхоза и доставил пастухам в горы продукты. Олени, запряженные в нарты, — лучший транспорт здесь и летом. К нему часто вынуждены прибегать геологи.
Глубокой осенью разведчики недр покидают Приполярный Урал. Вскоре за геологами уходят с оленями и колхозники.
На снимке — старший геолог партии В. В. Южакова с бригадиром оленьего стада колхоза имени Жданова Семеном Степановичем Вадучуповым. Они обсуждают маршрут, по которому геологов повезут оленьи упряжки.
Г. ГРИГОРЬЕВ