Газета следопыта
УЧИТЕЛЬ МОЛОДЕЖИ
Уральской писательнице К. В Рождественской исполнилось шестьдесят лет.
Мы, следопыты, поздравляем юбиляра с особенно теплым чувством. Клавдия Васильевна всегда много и охотно писала для детей и молодежи. Первый сборник ее рассказов посвящен живителям камня — юным гранильщикам. Повесть «В старом доме» рассказывает о жизни девочки, о становлении ее характера в трудные годы Отечественной войны.
К. В. Рождественской особенно близки историко-революционные темы. Да это и понятно. Писательница родилась в семье рабочего Воткинского завода. Хотя она и не могла помнить известную забастовку 1902 года и бурные события 1905 года, когда в Воткинске был создан Совет рабочих депутатов, рассказы об этом слышала в раннем детстве и с детства привыкла уважать борцов революции. Наши читатели уже знакомы с повестью Рождественской «Одной дорогой». Эта повесть рассказывает о революционных событиях 1905 года на Урале.
Рождественская работала учителем, окончила университет, стала редактором. Когда в 1932 году она приехала в Свердловск, здесь не было ни детской литературы, ни детских писателей. Детская литература на Урале была создана при самом горячем участии Клавдии Васильевны. Отложив в сторону свои рукописи, не думая об отдыхе, Рождественская «сколачивала» авторский круг, практически помогала каждому, кто соглашался писать для детей. Восемь лет отдала она этому делу.
Остальные восемь — из шестнадцати лет, прожитых в Свердловске,— К. В. Рождественская была главным редактором издательства. Многим начинающим помогла, можно сказать, вырастила их. Затем, переехав в Пермь, она возглавила писательскую организацию. В ее недавно вышедшей книге «За круглым столом» — и теоретические сведения, и наблюдения писателя, и воспоминания редактора.
В настоящее время К. В. Рождественская — на пенсии… Но это не значит, что она сложила оружие. К доброй дюжине книг и многочисленным статьям прибавляются новые. Рождественская — член горкома партии, народный заседатель, неустанный помощник начинающих писателей, член бюро писательской организации, редакционного совета издательства, редколлегии нашего журнала. У нее большие и интересные творческие замыслы. В характере Клавдии Васильевны мы видим поистине следопытские черты: непрерывные искания, упорство в достижении цели, трудолюбие, стойкость, потребность активно вмешиваться в жизнь.
Пожелаем ей крепкого здоровья и плодотворной работы!
КЛУБНЫЙ ДЕНЬ «СЛЕДОПЫТА»
17 февраля клуб «Следопыт» свердловской школы № 77 проводил клубный день на тему: «Люби и изучай свой край».
С начала учебного года учащиеся разных классов готовили материалы по темам: «Урал — земля золотая», «Люди Урала», «Далекое прошлое уральской земли», «Гражданская война на Урале», «Герои-уральцы в годы Великой Отечественной войны», «Индустриальный Урал сегодня».
В течение учебного года ребята встречались с членами бригад коммунистического труда, с ветеранами гражданской и Великой Отечественной войн, со старожилами Свердловска. Они побывали на экскурсиях в музеях города, на предприятиях. Прочитали много краеведческой литературы.
К клубному дню следопыты подготовили интересную выставку. В классе и коридоре — стенды, посвященные Уральскому добровольческому корпусу, легендарному разведчику Николаю Ивановичу Кузнецову, Героям Советского Союза, живущим в нашей области.
Фото-витрина «Их именами названы улицы Свердловска» рассказывает о героях революции и гражданской войны. Много газет: «Говорит Следопыт», «Урал — жемчужина будущего», «Комсомол города в строительстве социализма» и другие.
На проведение клубного дня в школу собрались гости. Следопыты рассказали им о своих делах. Экскурсоводы провели экскурсию по своему школьному краеведческому музею, дали концерт художественной самодеятельности.
СО СЛЕТА ДРУЖНЫХ
Мы снова встретились с Дайной. С той самой маленькой туристкой из Риги, с которой познакомились и подружились прошлым летом в Башкирии на I Всероссийском слете туристов. Наш отряд тогда возвращался после большого путешествия по шестидесятому меридиану.
Дайна Колейя — копировщица одного из научно-исследовательских институтов Риги. Она кончает школу рабочей молодежи и собирается быть архитектором. Девушка рассказывает, а я очень ясно представляю: вот она, одиннадцатилетняя девчушка. впервые отправляется в туристский поход. Правда, пока еще недалеко от дома проходит ее маршрут — по Латвии.
Дайне пятнадцать лет. Она на Кавказе. 20 человек штурмуют Эльбрус, многие из них уже бывалые туристы, прошедшие не один трудный перевал и взбиравшиеся не на одну вершину. 20 человек штурмуют… А поднимаются на вершину лишь четверо. Дайна среди них.
Ну, а потом Хибины, опять Кавказ, Саяны, Урал.
Урал… Медленно бежит Белая, медленно шелестит лес, и быстро, горячо говорит Дайна:
— Я обязательно приеду на Урал опять. На Средний, Северный. Обязательно.
Тогда много было солнца, зелени…
А в это февральское воскресенье, когда мы вновь встретились с Дайной, было много снега, крепкого и глубокого. Много солнца и веселых лиц. Да иначе ведь и не могло быть в день Слета Дружбы.
Со всех концов страны приехали сюда, к нам на Урал, к обелиску на границе Европы и Азии, что на 42_м километре Московского тракта, туристы из Красноярска и Йошкар-Олы, Ташкента и Запорожья, Ростова и Темир-Тау — из 27 городов Союза и 12 городов Свердловской области.
Эта традиция родилась десять лет назад, когда впервые к обелиску вместе со свердловскими туристами пришли пермяки и москвичи. С тех пор каждый год, в первое воскресенье февраля, здесь собираются любители трудных дорог, далеких и нелегких странствий.
— Мы приехали сюда, на Урал, издалека. Мы, строители «Казахстанской Магнитки», недавно задули первую домну. И сюда, на слет, привезли плитку нашего первого чугуна, чтобы вручить его команде-победительнице. Особенно радостно, что ею оказалась команда Уралмаша,— так сказал представитель команды из Казахстана, и долго, сердечно хлопали ему друзья со всех концов страны.
Плитка первого чугуна «Казахстанской Магнитки», шахтерский фонарь из Донбасса, изделия стекольного завода из Ирбита, вятская игрушка из Кирова… В каждом из подарков, которые принесли на слет,— трудовое лицо того города, края, откуда везли и несли их туристы, чтобы вручить друзьям вместе с частицей своего сердца,
* * *
— Впервые в этом году мы увидели настоящую зиму, снег. Дома, в Риге, идут дожди. И когда мы уезжали на слет, рижане сказали нам: привезите пару вагонов снега.— Юрис Янсонс, студент Латвийского политехнического института, под общий одобрительный смех произносит эти слова.
— У вас снежный край и очень хорошие люди. Мы очень благодарны неизвестным юноше и девушке. Узнав, что у одной туристки в нашей команде сломались лыжи, они отдали свои, а сами много километров шли пешком по глубокому снегу,— говорит Казимир Муканс, инженер-мелиоратор из Риги.
***
— Не понимаю, как можно радоваться снегу, морозу! — Эти слова принадлежат Олегу Орестову, туристу из Ташкента. Олега нетрудно понять: под Нижним Тагилом туристы Узбекистана попали в сорокаградусный мороз.
О. БУЛГАКОВА
ВПЕРЕДИ — ПОЛЯРНЫЕ СНЕГА
Мы, туристы Уралмашзавода, готовимся к походу высшей категории трудности на Приполярный Урал. Проверяем лыжи, клепаем походные печки, шьем бахилы и обзаводимся шерстью, например шерстяными носками. В марте мы проникнем в этот далекий край, где еще крепка зима, и светло и ясно от снегов. Поднимемся на гору Народную. Заглянем в кар Корона, о котором так восторженно рассказывают геологи. Посетим почти незнакомый туристам хребет, где поднимается таинственная гора Ярота.
Мы многое увидим, но не забудем и о тех, кто остался в Свердловске. В труднейший поход, куда берут половину полотенца и расческу ломают надвое, мы возьмем кинокомплект в 30 килограммов и постараемся снять в этом краю цветной кинофильм.
П. Владимиров, участник похода.
МИШКА-БЛОНДИН
Эти снимки мне удалось сделать в арктическом порту Тикси. Уже второй год в доме у работника порта Устинова жил белый медведь.
Белые медвежата на полярных станциях и ледоколах встречаются довольно часто. Эти веселые, игривые зверьки доставляют полярникам и морякам много удовольствия. Но такого взрослого «домашнего зверя» я видел впервые.
Обычно белые медведи подолгу среди людей не заживаются. С возрастом они становятся особенно злыми и кровожадными, как и их родичи, бегающие на свободе среди льдов Арктики. А тут — медведь, проживший чуть ли не два года среди людей, да еще в таком поселке, как Тикси, где полно ребятишек! Интересно, что медведь слушается хозяина беспрекословно.
У Устинова вообще большое «хозяйство»: курицы, собака. Все они безбоязненно бродят вокруг медведя в поисках корма. Особенно большой друг его — собака, сибирская лайка. Нарушая все законы природы, эти исконные враги так крепко сдружились, что если лайка убегает куда-нибудь, то «блондин-Мишка» (как шутят в поселке) места себе не находит.
Устинов рассказывал, что как-то он ушел в порт, захватив с собой и лайку. Мишка не выдержал одиночества: поныл-поныл (конечно, басом!), затем выдернул цепь, на которой сидел, и пошел на розыски. Представляете
себе: большой белый медведь, не обращая внимания ни на людей, ни на собак, шествует по поселку!
Все-таки он нашел своих друзей в столовой. После этого, отправляясь из дому, хозяин никогда уже не брал с собой собаку.
А. МИХЛИН, радист атомохода «Ленин».
Здравствуйте, дорогие друзья! Будем знакомы: я — «Хэнэк», что по-русски означает «Вилы». Род моих занятий — сатира и юмор. Своими острыми зубьями я довольно чувствительно поддеваю всякого рода носителей общественного зла, подвергаю тщательной сатирической чистке «родимые пятна капитализма» и вывожу эти пятна. Там, где я прохожу, чище становится воздух, ярче горят огни будущего и светлеет на душе.
Итак, перед вами башкирский сатирический журнал «Хэнэк» со своими карикатурами. «Следопыт» отыскал меня за отрогами Южного Урала и для первого случая позвал к себе в гости моих художников. Надеюсь, в будущем «Следопыт» сумеет предоставить место и для моих фельетонистов, рассказчиков и поэтов.
До новых встреч! Читателям «Следопыта» мой пламенный башкирский салям!
«Хэнэк»