Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Море, в котором нельзя утонуть
Как же это может быть, чтобы нельзя было утонуть в море? Значит, это не море, а что-то другое! Нет, это именно море с настоящей морской водой и тем не менее в нем действительно невозможно утонуть, если бы человек пожелал даже утопиться самым серьезным образом.
Но мы не собираемся рассказывать вам историю о неудачливом самоубийце, а хотим рассказать о том, как и что происходит с человеком, пожелавшим выкупаться и поплавать в этом море.
Вот что рассказывает по этому поводу один знаменитый американский писатель, испробовавший такое купанье.
«Это было забавное купанье. Мы не могли утонуть, если бы даже сами пожелали этого. Здесь можно вытянуться на воде во весь рост, лежа на спине и сложив руки на груди, причем большая часть тела будет оставаться над водой. При этом можно совсем поднять голову.
Вы можете лежать очень удобно на спине, подняв не только голову, но и ноги, согнув их в бедре и в коленях, и опираясь о воду руками.
Мало того, вы можете совершенно спокойно усесться на воде, подняв колени к подбородку и обхватив их руками, но непременно перевернетесь, так как голова перевесит.
Вы можете, кроме того, встать на голову и от середины груди до носков ног будете оставаться вне воды. Но, конечно, вы не можете долго сохранять такое положение.
В этом море вы не можете плыть на спине, подвигаясь сколько-нибудь заметно вперед, так как ваши ноги торчат из воды и вам приходится отталкиваться одними пятками. Если же вы попробуете плыть на груди, лицом вниз, то будете подвигаться не вперед, а… назад.
Лошадь, которую вы захотели бы заставить поплыть или погрузили бы в воду, оказалась бы в таком неустойчивом состоянии, что немедленно легла бы набок».
Однако купанье в этом море не всегда проходит безнаказанно. Русский доктор и путешественник Елисеев убедился в этом на собственном опыте.
«Легкое жжение слизистых оболочек, — рассказывает он, — заставило меня выйти из воды и, по совету проводников, пойти к устью небольшой реки, впадающей здесь в это море, чтобы поспешить выкупаться в пресной воде и смыть с себя морскую воду. Все тело мое чесалось и я чувствовал, что купанье в реке мне необходимо».
Местные жители и питают к этому морю суеверный ужас. Когда в 1835 году ирландский путешественник Костичан первый решился переплыть это море, они не только отказались сопровождать его, но даже не решились помочь ему, когда лодка опрокинулась и путешественник очутился в воде.
С величайшими усилиями, выбившись из сил. Костичан достиг берега вплавь и здесь, оставленный на произвол судьбы, погиб самым жалким образом от истощения и жажды.
Между тем, когда вы подъезжаете к этому морю, ожидая увидеть мрачную, тягостную картину смерти, то поражаетесь его красотой. Перед вами расстилается прозрачная синевато-жемчужная морская гладь в рамке гордо вздымающихся скал.
Волшебная игра чистых и ярких красок, вечно чередующиеся контрасты света и теней при ярком сиянии солнца способны привести вас в восхищение.
ВОПРОС. Что же это за море, как оно называется и где находится и почему в нем невозможно утонуть?

Дерево смерти
На всем земном шаре едва ли найдется еще другое растение, о котором в старину сообщалось бы так много баснословного, как о «дереве смерти». Чем менее о нем знали, тем больше рассказывали небылиц.
Первые печатнье сведения о «дереве смерти» относятся к началу четырнадцатого века. Итальянец Каталона в своей книге «Путешествие в Ост-Индию» поведал миру о дереве, которое в период цветения одним лишь своим ароматом убивает каждого, кто к нему приближается.
Но самые фантастические сведения о «дереве смерти» были пущены в обращение доктором — хирургом ост-индской компании Фуршем.
«В окаймленной горами пустыне, — пишет Фурш, — между Батавией и Сурокарта, на острове Ява, произрастают одинокие «деревья смерти», доставляющие тот страшный яд для стрел туземцев, который пользуется столь печальной славой. Дерево это настолько ядовито, что на 12 миль вокруг не может расти ни одна травинка, не может дышать ни одно животное. Даже птицы, пролетающие над ним, падают, отравленные его ядовитым дыханием. Люди, приближающиеся к нему с подветренной стороны, задыхаются. Правитель Суракарты казнит преступников млечным соком этого дерева, хотя достаточной карой является уже само поручение добыть его сок, ибо из десяти посылаемых лишь один возвращается живым».
Очевидно, что и русский поэт заимствовал эту версию о «дереве смерти» в стихотворении, посвященном ему. Да еще и до него этим мрачным образом смерти воспользовался в 1789 году для своей научной поэмы в стихах «Ботанический сад» Эразм Дарвин, дед знаменитого натуралиста и сам выдающийся естествоиспытатель своей эпохи
Поэма Дарвина немало способствовала распространению басни Фурша.
Первое вполне научное и полное описание «дерева смерти» дал французский ботаник Лемено де-ля-Гур, посетивший остров Яву во-время своего кругосветного путешествия в 1804 г. А после него целый ряд французских и голландских натуралистов посвятили легендарному дереву специальные исследования.
Что же известно теперь вполне достоверного о «дереве смерти»?
Оказывается, что оно принадлежит к семейству тутовых и, следовательно, родственно нашей шелковице. Ботаническое название его — Антарис токсикарна.
Остров Ява — не единственное место произрастания «дерева смерти». Оно распространено по всей Ост-Индии, в части Индо-Китая и на островах Зондского архипелага.
Могучий и стройный ствол «дерева смерти» достигает 30 и более метров высоты и несет на себе густую крону широких кожистых листьев. Древесина его белого цвета, пористого строения и очень легка. Из надрезов коры обильно истекает млечный сок, быстро темнеющий на воздухе.
Этот-то сильный ядовитый сок и употребляется туземцами для отравления наконечников стрел. В настоящее время туземцы Явы, Целебеса, Суматры пользуются отравленными стрелами исключительно для охоты.
Любопытно, что плоды дерева яда совершенно неядовиты: их охотно клюют птицы, семена же употребляют как целебное средство при малярии и дизентерии.
Вл. Штарк.
ВОПРОС. Как же называется дерево смерти и какому русскому поэту оно послужило образом, правда, неправильным с научной точки зрения для его стихотворения?

Дерево жизни
Если спросить нескольких людей, какое из растений земного шара они считают универсально полезным для человека, то ответы получатся самые различные. Одни назовут самым полезным растением рожь, другие картофель, третьи, быть может, каучуковое дерево, четвертые — хлебное дерево и так далее.
Но если обратиться с таким вопросом к людям, которые много путешествовали и живали в разных странах, в особенности в экваториальном поясе, то они немедленно назовут зам этот растительный универмаг.
И действительно, чего-чего только не дает на потребу человека это дерево! Из всех деревьев нет ни одного, которое могло бы обслужить человека с такою полнотой и разнообразием.
Все оно — от своих корней и до самой верхушки может быть использовано человеком.
Дерево это даже в необработанном виде дает лесоматериал в виде готового бревна для постройки жилища, материал для крыши, мягкую постель, разнообразную пищу, прекрасный здоровый напиток, фибру для плетения цыновок и готовую посуду.
В самом деле, представьте себе, что вы потерпели кораблекрушение и попали на необитаемый остров или коралловый атолл в Тихом океане, на котором нет ничего другого, кроме этого дерева. И что же? Вы можете прекрасным образом существовать исключительно при помощи этого дерева, его листьев и плодов.
Во-первых, из его стволов вы можете построить себе бревенчатый домик, покрыв его листьями этого же дерева. Оно же будет служить вам топливом.
Из молодых его побегов вы можете приготовить прекрасное овощное блюдо, которое с успехом заменит вам одновременно и капусту и салат.
Их плод дает вам готовую питательную пищу и густой вкусный напиток, подобный молоку.
Из этого же напитка вы легко можете приготовить себе вино, дав молоку перебродить, так что дерево заменит вам и огород, который вы не успели еще развести на вашем острове, и корову, которых вообще не водится на островах Тихого океана, и виноградник, для которого вы не успели, кстати сказать, захватить виноград.
Из твердой скорлупы плода вы немедленно сделаете себе столько посуды, сколько вам понадобится.
Из волокон, окружающих плод, сплетете корзины, цыновки, веревки и множество других нужных вам предметов домашнего обихода.
Если же говорить о переработке сырья, даваемого этим деревом, то придется упомянуть о том, что они дают очень хорошее растительное масло, продукты для мыловаренных заводов, материал для прочных корабельных канатов, приводных ремней.
Дерево это растет во всех тропических странах Старого и Нового Света и на очень многих островах.
Своему широкому распространению оно обязано главным образом тому, что его плоды — прекрасные мореплавателя и нисколько не стесняются дальними расстояниями, так как под скорлупой его плода находится своеобразная оболочка, заключающая в себе воздух, что предохраняет плавающий по морским волнам плод от намокания.
Волны и морские течения способствуют этим дальним плаваниям, выбрасывают плод на берег необитаемого острова, где он легко прорастает, пускает корни в почву — и пустынный дотоле остров покрывается с течением времени деревьями.
Вот уж поистине это дерево можно назвать деревом робинзонов. Но они, конечно, называются по-иному.
Вл. Штарк.



Перейти к верхней панели