Люди Заполярья
Александр Ломакин
Родился в Ханты-Мансийске. В школе учился в Лабытнангах (Ямал). Охотничий билет, как абориген, получил в 14 лет. Образование средне-техническое, специальность — строительство автомобильных дорог. Работал пом. мастера в дорожно-строительном отряде лесопромышленного комбината, инженером по лесфонду, старшим инспектором охотинспекции Советского района, линейным обходчиком Газпрома. Прокладывал связь на северах. Хобби на всю жизнь — охота. Рядом с карабином носит фотоаппарат
Иллюстрации предоставлены автором
ХМАО
Леонид Сташкевич: разговоры у костра
Он жил красиво, по-доброму, порой романтично, по заповеди «не навреди» и по правилам природы. Это я о Леониде Фёдоровиче Сташкевиче.
Мы по-разному прошли по тайге. Моя тропа — это добытые лоси, медведи, волки, соболя и дичь. А его промысловая тропа закончилась в 40 лет. Повесив ружьё на гвоздь и взяв в руки фотоаппарат, следующие 40 лет он всецело посвятил природе.
Сидели у костра, разговаривали о добре и зле, потом разошлись в разные стороны, но слова Фёдоровича запали: «Пройдёт время, и твой карабин тоже будет повешен на гвоздь».
А дальше встречи были чаще. Я побывал в природном парке «Оленьи ручьи» и привёз оттуда фотоальбом, диск, литературу. Диск подарил Фёдоровичу, а он взамен подарил мне свои фотографии о природе. Я мог бы долго рассказывать про охоту на зверя, но, вспоминая Сташкевича, получится как-то неуместно.
И вот мой карабин на гвозде, а я с фотоаппаратом продолжаю охоту. Леонид Фёдорович сошёл с тропы, оставив добрый след.
Дам о нем короткую справку: 1976–1981 — заповедник «Малая Сосьва»; 1981–1988 — остров Врангеля; 1988–1993 — заповедник «Курильский»; 1995 — основатель природного парка «Кондинские озёра». Сейчас этот природный парк носит его имя. И везде он жил ради людей. Мои знакомые, работающие под руководством Сташкевича, на мой вопрос: «Как с ним, не суров?», отвечали искренне: «Мировой дядька и всегда поможет».
Семья Сташкевича в войну эвакуировалась под Омск. Окончил Леонид Фёдорович институт по спорту. Дома я у него не был, но все говорят — это очень гостеприимный человек. Я по роду своей службы встречался с ним больше на работе, а еще чаще — в тайге на кордонах.
Почему спортсмен стал охранять природу? Наверное, это судьба. Умел организовать, и всегда вокруг люди, люди, люди. К нему тянуло. Времени у него всегда не хватало, а поговоришь с ним — и как-то легко станет.
У нас разница в возрасте 20 лет, а разговаривали на равных. На лёгкие темы он не разменивался, а вот как добыл первого зверя — на эту тему вывел. Мне кажется, он в каждом охотнике видел человека природы, делил их на злых и не очень. И всё равно разговор сводился к бережному отношению к матушке-природе. Его порой шутливый тон был направлен на вразумление, и вечерами у костра, вспоминая разговор, начинаешь задумываться, а правильно ли живёшь и чего не хватает. Людей он уважал, в разговоре не перебивал, о себе рассказывал очень мало. К таким людям тянет, он ведь