Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

После прошлогоднего летнего похода по Бажовским местам (от Сысерти до Верхних Серёг) мы ощутили себя единой командой, способной на большее.

Поход выходного дня

Часть тех, кто был с нами в первом категорийном походе, отсеялась. Но, костяк команды остался, прошедший подготовку в ПХД (походах выходного дня) с пятого класса.

Нужные навыки

В этом году, после окончания восьмого, нам предстояло пройти более сложным маршрутом по Южному Уралу от Сатки через озеро Зюраткуль на хребет Нургуш,  включая восхождение на высшую точку Челябинской области (1406 м). С нами было уже двое взрослых (наши родители – опытные походники). Девушек в нашем классе всегда было в три раза больше, чем парней.

Берег горного озера Зюраткуль.Фото Сергея Городилова

Поэтому мы были рады, когда к нам добавились два старших друга наших красавиц – Андрей и Сергей – оба гитаристы и спортсмены. Вошёл в команду и чей-то знакомый, фотограф-любитель Илья. Получился абсолютно ровный состав: десять мужчин и столько же представителей слабого, но тренированного женского пола.

На вершине Большого Нургуша, вид на озеро Зюраткуль

Трансфер

По доброй традиции, заложенной шефами, мы выехали бесплатным автобусом от самой школы. Наш поход получался вполне бюджетным. Добравшись из Снежинска (Челябинска-70) до Златоуста, мы стали ждать электропоезд на Бакал (до Сатки). Романтика большого пути взволновала наши юные души. Мы вышли с парнями на перрон покурить, и тут нас застукал грозный начальник.

Впадение реки Березяк в Юрюзань у поселка Тюлюк. Фото Сергея Городилова.

Все успели спрятать или выкинуть преступные артефакты, кроме Макса, который стоял спиной к шефу. Получив дружеский «пендель», Макс, чуть не проглотив сигарету, вину свою признал, ведь курить – здоровью вредить. От Сатки утром нас ждал сложный прямой переход до озера Зюраткуль, требующий терпения и выносливости.

На маршруте

На второй день пути, изрядно утомлённые переходом, мы уже могли созерцать водную гладь этого чудесного горного озера и наслаждаться горными кряжами вокруг.

На берегу озера Зюраткуль. Фото Городилов С.

Мы вышли к восточному берегу, пройдя межгорной долиной, оставив хребет Зюраткуль значительно северо-восточнее. Июньская погода не баловала.

На берегу Зюраткуля

Поплутав  в  предгорьях Лукаша, мы ринулись, минуя болота, к хребту Нургуш, вытянутому с севера на юг почти на 50 километров.

Кругом вода

В долинах болотца и ручьи были настолько не редки, что обувь сушилась у нас на ходу. Вечером приходилось  сушиться у костра.

Походная сушилка

На третий день стали разводить вечером два костра: один для готовки, другой для сушки «тушек»… Два бархатных баритона под гитару у костра тоже грели неплохо.

Налетай, торопись

Девушки таяли и подпевали. Утром их трудно было собрать. Ещё зимой Андрей на одной из классных вечеринок покорил всех исполнением хита всех времён и народов «Отель Калифорния». Здесь, в еловом лесу под горой, его стильное хрипловатое «Welcome to the hotel California..» удивляло и радовало всех обитателей леса, включая нас. Сергей старался не отставать от него, зажигая подбором походных и романтических шлягеров. За старших друзей наших школьных подруг мы только радовались.

Наши дивчины на марше

Весёлые, общительные, трудолюбивые парни – ценное приобретение для нашей команды. С девушками они вели себя как настоящие джентльмены. Ещё в прошлом году, пойдя на уступки, руководитель похода  разрешил смешать гендерный состав в палатках, но никто этой возможностью тогда не воспользовался. Лишь одна мамзель перебралась к нам в палатку под вечер, но, ощутив дискомфорт, ретировалась. Больше «гендерный вопрос» в походе не обсуждался…

Встречи в пути

В пути нас удивил кротолов. Дедушка за семьдесят размеренным шагом обогнал нас на тропе, когда мы отдыхали на привале. Надо сказать, что мы делали остановки каждые 25–30 минут пути. Рюкзаки казались очень тяжёлыми, и желание их сбросить заставляло нас делать такие частые остановки. Кротолов остановок не делал. Мы перегоняли  его скорым походным шагом, но на привале он нас вновь догонял. Так и шли.

Команда на старт

По пути он устанавливал капканы у кротовых норок. На обратном пути он их подбирал с уловом. Шкурку крота где-то принимали по цене килограмма мяса. За лето ему приходилось не только много ходить, но и прилично зарабатывать и сохранять здоровье. Сто подобных шкурок за сезон — это две-три хорошие зарплаты по тем временам.

Не унывать

Встречались в пути и местные башкиры: рыбаки  и пастухи . Мы сверяли путь. Конные башкиры после переговоров выудили у шефа флягу резервного спирта и разрешили нам покататься на конях. Мы встали на ночёвку, и целый вечер гоняли на их рысаках.

Счастье есть

Коневоды стояли где-то рядом и презентовали нам свежего мяса. Ужин был царским, настроение – брависсимо! Утром конники проводили нас на маршрут.

Доброго пути

Флора Южного Урала значительно богаче и ярче среднеуральской. Нигде я не видел у нас такого обилия цветов. Из местной фауны нам передал привет сам косолапый. Мы увидели его след прямо на тропе. Мишка совсем недавно перебежал здесь, дождь ещё не заполнил след водой. Вероятность встречи с хозяином леса  заставила нас скучковаться и громко шуметь по совету старших. Никто не хотел оспаривать это решение. Следующая встреча с дикими и опасными зверями состоялась уже на горном плато, в субальпийских лугах. Мы двигались в сторону вершины, когда увидели вдали стадо пасущихся кабанов. Крупный самец и самка с несколькими малышами внимательно смотрели в нашу сторону. До них было не более 500-800 метров. Наше стадо выглядело, видимо, более значимым, кабаны скрылись.

Сухая ночёвка

С питанием у нас не было проблем. Тушёнка, сгущёнка, кофейный напиток, крупы, много сухарей. Мы дежурили по очереди, все имели опыт готовки на костре. Завхоз присматривал за выдачей продуктов и помогал не испортить ужин или обед.

Дежурные кашевары

Нам попадались и крытые стоянки, где мы по-барски трапезничали под крышей и за столом.

Обед в лесной столовой

Большинство из нас уже привыкли к минимуму комфорта.   Двигаясь ускоренным маршем до обеда 3-4 часа и после обеда примерно столько же, мы преодолевали по болотистой и горной местности до 18–20 км. в день. Понятно, что калории были нужны… Вечером, после 17–18 часов, мы начинали уже присматривать место для ночёвки и ужина у воды. Обычно, такое место обязательно находилось. Лишь в один из пасмурных дней что-то нарушилось.  Шесть часов вечера – нет воды, семь – …

Мы неприхотливы

Мы сделали привал у мутной болотистой лужи и отправили двоих парней на разведку вперёд по тропе на поиски. Через 30-40 минут разведка вернулась ни с чем. Лесные сумерки и непогода подтолкнули нас к непопулярной «сухой ночёвке». Чуть нацедили воды из лужи, хлебнули чая с бутербродами, отбой…

Нацедить водицы. Сухая ночевка

Ни умыться, ни напиться. Песни в этот вечер никто не пел… На следующее утро, злые и голодные, мы двинулись в путь. Проверка на вшивость состоялась. Никто явно не ныл. Выглянуло солнце, птицы запели, и уже через 20 минут пути нам открылся чудесный вид на лесной водоём.

Водное изобилие после сухой ночевки

Народ с укоризной глянул в сторону вчерашних разведчиков, но простил, как только умылся и испил родниковой воды.

Ветры Нургуша

Восхождение на высшую точку Челябинской области предстояло нам совершить уже на чётвертый-пятый день пути. Для восхождения мы соорудили базовый лагерь в лесу, оставили рюкзаки с дежурными и двинулись на штурм.

Топать и топать

Мы прошли редколесье и, особо не разглядывая альпийские виды, стали взбираться  по каменным россыпям в сторону вершины. Ветер набирал силу.

Взгляд назад

Мы пытались разглядеть вдали наше озеро. Кто-то из девушек начинал уже отставать, но мы были близко к цели. Здравствуй, Большой Нургуш!

Большой Нургуш 1406 м.

Ветер такой, что если кинуть плоский камень против ветра, он почти возвращается. Вокруг – горные хребты и вершины. Прямо за нами, на северо-востоке, виднеется озеро Зюраткуль. Вот сколько мы отмахали! А на юго-запад тянется длинное горное плато. Где-то, в той стороне, за соседними вершинами хребта наша конечная точка пути – посёлок Тюлюк у подножия горы Иремель. Ещё нам топать и топать, идти и идти…

Вид на Хребет Нургуш. Фото Городилова

Нельзя сказать, что дорога всегда радует.  В какой-то момент ты малодушно вспоминаешь домашний уют. Но, вид чудесных бескрайних просторов, открываемых тебе с очередной вершины,

Вид с вершины

отгоняет ненужные мысли, наполняя душу неутомимым восторгом до самого окончания маршрута… На входе в посёлок Тюлюк нас торжественно и шумно встречало стадо коров. Ветхий вид домов под горой не нарушил сельской идиллии.

Торжественная встреча

Все здесь подчинено одному. Это  царство хребта Иремель. Мы дошли! Успеем ли мы сгонять налегке хотя бы до Малого Иремеля? Сколько у нас времени до автобуса?

Дорога домой. Ждем автобус

Мы – команда! Спасибо, Нургуш, ты был великолепен!