Много ярких личностей было в истории уральского спортивного туризма в середине ХХ века. Но среди них особенно выделяется Евгений Поликарпович Масленников, первый мастер спорта по туризму на Урале.

Родился он 29 ноября 1924 года в деревне Лубки Кировской области. Вскоре его семья переехала сначала в Березники, а потом в Свердловск. Здесь, в посёлке Монетный, прошли его школьные годы. Он увлекался туризмом. Обходил все окрестности.
Студенческие годы
Далее учёба в Уральском политехническом институте на механическом факультете. Уже в студенческие годы у Евгения Поликарповича проявился организаторский талант: был членом профкома факультета и института, заместителем председателя спортивного клуба института. Увлекался лыжами и лёгкой атлетикой.
В 1945 году при спортивном клубе института организовалась группа любителей путешествий. Он стал участником этой группы. В первое же послевоенное лето студенты путешествовали на лодках по реке Чусовой. С этого похода началась его туристская биография. На следующий год сплавлялись на лодках по реке Инзер в Южно-Уральских горах. Зимой 1947 года Евгений Поликарпович провёл группу на Среднем Урале по маршруту, связанному со сказами Бажова. А летом того же года он путешествовал на Тянь-Шане. Затем летом 1948 года, сразу после защиты дипломного проекта и окончания института, группа под его руководством совершила комбинированное пеше-водное 1000-километровое кольцо по Алтаю.
Мастер на заводе и в спортивном туризме
Свою трудовую деятельность он начал в институте твёрдых сплавов. В 1950 году он перешёл на работу на Верх-Исетский металлургический завод. Работал мастером, старшим технологом механического цеха, начальником отдела малой механизации, заместителем главного механика завода.

Он организовал на заводе туристскую секцию. Руководил спортивными путешествиями. Неоднократно проводил агитационные походы по подшефным колхозам в Свердловской области. Руководил двумя лыжными походами высшей категории сложности. Один – на Северном Урале – пересекая Главный Уральский водораздел, из Карпинска до Соликамска. Другой – на Южном Урале, покорив на лыжах горы Ямантау и Большой Шелом. Летом 1954 года Евгений Поликарпович руководил сложным походом на Приполярном Урале. Тогда им удалось впервые в послевоенные годы пробраться в район высших уральских вершин и покорить горы Саблю, Манарагу, Народную.
Это своё путешествие он описал в двух статьях: «По Уралу Приполярному» и «Где ты, гора Колокольня?». Этим походом Масленников выполнил мастерский норматив и в 1955 году получил звание мастера спорта СССР по спортивному туризму.
Он стал первым мастером спорта по туризму на Урале. Позднее совершил несколько путешествий по Европе: был в Венгрии, Швеции, Финляндии, Румынии.
Общественная и научная работа
Одновременно Евгений Поликарпович вёл большую общественную работу по туризму: председатель городской секции туризма; один из инициаторов и первый председатель Свердловского областного клуба туристов, организованного в 1958 году; член президиума областного совета по туризму; член Центрального совета по туризму в ВЦСПС. Написал несколько книг по туристской тематике.
С 1975 года он вступил в Коммунистическую партию. В 1959–1962 годах работал освобождённым заместителем парторга Верх-Исетского металлургического завода, а в 1962–1964 годах – секретарем Верх-Исетского райкома КПСС.
В 1966 году он перешёл на научную работу – был заместителем начальника отдела в научно-исследовательском институте экономики, а с 1975 году – в институте экономики уральского научного центра.
В 1973 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук в области комплексного планирования промышленных предприятий. Опубликовал более полусотни научных статей. Трижды был награждён медалями Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ). В рассвете творческих сил прервалась жизнь его. Он умер 19 апреля 1978 года. Судьба Евгения Поликарповича Масленникова– типичный образец талантливого человека в Советской России во второй половине ХХ века.

Летом 1979 года Свердловский областной совет по туризму и экскурсиям провёл экспедицию на Приполярном Урале. В районе, где когда-то Евгений Поликарпович совершил своё самое сложное путешествие, на одной вершине была установлена памятная плита. И этой вершине присвоено имя Е.П. Масленникова.

Мои воспоминания и дневник Масленникова
Впервые я познакомился с Евгением Поликарповичем весной 1955 года во время моей учёбы в туристской школе инструкторов. После похода на Шунут-Камень мы сдавали экзамены комиссии, в которой он участвовал.

Облик его сразу привлёк внимание. Тихим голосом с каким-то любознательным оттенком он задал мне каверзный вопрос: на листе бумаги нарисовал квартальный лесной столб, обозначил на нём цифровые показатели кварталов и попросил нарисовать рядом направление «север – юг». Он трижды задавал мне аналогичные вопросы, и когда я с заданиями успешно справлялся, пожимал мне руку.
Во внешности Евгения Поликарповича были сразу видны интеллигентность и образованность. Среднего роста, с тонкими чертами лица, волнистые чёрные волосы, залысины. Очки в яркой металлической оправе. Спортивная выправка. Тихий, почти вкрадчивый голос с интригующим оттенком. Он прекрасно умел говорить: ясно и убедительно.

Вспоминается мне несколько ситуаций, в которых Евгений Поликарпович был идеален в организации того или иного события.
Как-то дома, уже около десяти часов вечера, он получил тревожное сообщение – в походе выходного дня, в пригороде, потерялась туристка. В то время официальная спасательная служба ещё не существовала. Но за ночь он организовал спасательную группу, которая ранним утром выехала из города. Затемно прошли до горы Котёл. А на рассвете обнаружили бедолагу на просеке, спящей на куче хвороста.
В другом случае ему сообщили о чрезвычайном происшествии: в районе Конжаковского Камня (на Северном Урале) обнаружена пустая палатка, принадлежащая казанским туристам. За несколько часов он успел договориться с руководителями предприятий об освобождении от работы опытных свердловских туристов, собрать их, снарядиться. За ночь проехали до города Карпинска и далее – до посёлка Кытлым. И с рассветом начали поиски, которые закончились благополучно.

Особо эффективно действовал Евгений Поликарпович в феврале – марте 1959 года на поисках группы туристов Уральского политехнического института под руководством Игоря Дятлова, которая совершала лыжный поход на севере Свердловской области. Официальный и неофициальный контрольный срок возвращения группы истёк, туристы не вернулись.
24 февраля Е.П. Масленников прилетел в г. Ивдель. По его предложению вертолётом были заброшены в горы три поисковые группы: Гребенника – на г. Ойка – Чакур; Чернышова – в верховья рек Пурма и Вишера, Аксельрода – на г. Отортен. Подготовлена группа Карелина для обследования района г. Сампалчахль.
Вечером 26 февраля было получено сообщение от группы Слобцова о нахождении пустой палатки группы Дятлова. 27 февраля Масленников Е.П. прилетел на вертолёте в район горы 1079, где произошла трагедия дятловцев, и до 8 марта он руководил всеми поисковыми работами в горах.
Все свои распоряжения и действия поискового отряда он записывал в двух тетрадях, которые именуются Дневником Масленникова. Ныне этот дневник хранится в моём архиве. В своём дневнике Евгений Поликарпович на каждый день поисков чётко расписывал задания каждой группе поисковиков, конкретно указывая, какой участок они должны были обследовать.
В его Дневнике есть немалое число схем с указанием участков поисков. Он нарисовал две схемы расположения палатки дятловцев на склоне северо-восточного отрога горы Хола-Сяхл. На них он отразил принципиальный факт: палатка стояла на почти горизонтальном участке склона и не была заглублена в снег: слой снега не был подрезан при установке палатки.
Евгений Поликарпович был всегда демократической личностью. По вечерам, в большой армейской палатке, он собирал штаб поисков для обсуждения событий прошедшего дня. При этом к разговору мог присоединиться любой поисковик. Он умел спокойно, не перебивая, слушать собеседника и быстро понять логику обсуждаемого вопроса.

Неоднократно бывал я на днях рождения Евгения Поликарповича. Обычно собирались у него друзья, с которыми он путешествовал ещё в студенческие годы. Они называли себя «ягуарами». Здорово, что такой человек смог сплотить вокруг себя людей, которые десятки лет всё также верны туристской дружбе.




